Ирина Карелина
Конспект логопедического занятия по развитию речи «Сад. Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Сад. Фрукты».
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты» (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, зреть, собирать, заготавливать). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков фонематического анализа (определение места звука в словах). Совершенствование навыка чтения.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи „Сад, Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Контейнер с предметными картинками по теме, игра «Поможем клоуну Роме», плоскостные изображения ежа, белки, яблок, рабочие тетради по числу детей, контейнер с карандашами.
Предварительная работа. Рассматривание фруктов, подбор определений, разучивание подвижной игры «Яблоня».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Отгадывание загадок с помощью картинок. Развитие мышления. ]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, дети здороваются с логопедом и по его просьбе выбирают из контейнера по одной предметной картинке, а затем проходят в кабинет и садятся на стульчики вокруг стола.
Логопед. Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен показать её мне.
Далее логопед загадывает загадки, а дети показывают картинки-отгадки (слива, яблоко, груша, виноград) и называют их.
Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела — посинела.
(Слива) И. Котляров
Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень.
(Яблоко) Л. Яхнин
Полумесяц золотой,
Будто мёдом налитой.
Он душистый, мягкий, сладкий,
А на ощупь – очень гладкий. (Банан) Н. Нищева
Вот румяный толстячок,
Бархатистый сюртучок,
В пузе косточка резная.
Как зовут его? Я знаю. (Персик) Н. Нищева
Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от нас укрылись в листьях.
(Виноград) Н. Нищева
Ты на лампочку похожа
И на Ваньку - встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь — брызнет сок.
(Груша) Н. Нищева
Фрукт на свете всем известный,
Хоть и кислый, но полезный.
Ты его нарежь – и в чай.
Как зовётся? Отвечай!
(Лимон) Н. Нищева
Апельсину он братишка,
Но поменьше, фрукт – малышка.
Тоже делится на дольки,
Но они поменьше только. (Мандарин) Н. Нищева
Привлекает стаи ос,
Если спел он. (Абрикос) Н. Нищева
Логопед. Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?
Дети. Это фрукты.
Логопед. Где они растут?
Дети. Фрукты растут в саду, на деревьях.
Логопед. Только виноград растет на лозе, длинных прочных ветках, которые вьются вокруг специальных опор (желательно показать картинку). Вот о фруктах мы и будем говорить сегодня.
2. Игра «Поможем клоуну». [Дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания. Совершенствование грамматического строя речи {согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Развитие зрительного внимания и восприятия. ]
Логопед помещает на доску изображение клоуна и трёх коробок. В коробках сделаны прорези. В прорезь средней коробки вставлены предметные картинки с изображениями овощей и фруктов.
Логопед. Это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему разложить овощи и фрукты по разным коробкам. В желтую коробку нужно сложить фрукты, а в красную овощи. Подходите к клоуну, берите овощ или фрукт из зеленой коробки, рассказывайте, какой он, и кладите в нужную коробку.
Дети выбирают картинки, описывают овощи и фрукты и раскладывают их изображения по коробкам. Например:
1 -й ребёнок. Это круглый оранжевый апельсин. (Кладет его в желтую коробку.)
2-й ребёнок. Это овальный желтый лимон. (Кладет его в желтую коробку.)
3-й ребенок. Это длинная оранжевая морковка. (И т. п.)
Логопед. Молодцы. Вы сделали все правильно. Клоун Рома благодарит вас.
Логопед убирает игру.
3. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков.
Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает им, что нужно сесть правильно, выпрямив спины, положив спокойные руки на колени, а сам садится за спинами детей так, чтобы они хорошо видели его лицо.
Логопед. Сейчас мы с вами будем делать упражнение «Прятки». Посмотрите, как делаю его я. Нужно широко открыть рот и закрыть широким кончиком языка верхнюю губу. Вот так.
Логопед выполняет упражнение. Дети наблюдают за ним.
Логопед. Теперь давайте сделаем упражнение вместе.
Дети с логопедом выполняют упражнение 3—4 раза.
Логопед. Молодцы. Для того чтобы выполнить следующее упражнение, вы должны вспомнить, как вы умеете распластывать на нижней губе язычок «лопатой». Широко открываем рот, кладем широкий язык «лопатой» на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Вот так.
Логопед выполняет упражнение. Дети наблюдают за ним.
Логопед. Теперь давайте сделаем упражнение вместе.
Дети с логопедом выполняют упражнение 3—4 раза.
Логопед. Молодцы! Вы отлично выполнили упражнения.
4. Упражнение «Ежик и яблоки». [Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений. Формирование навыка составления и решения задач. ]
Логопед достает плоскостное изображение ежа с тремя плоскостными изображениями яблок на иголках и помещает его на коврограф.
Логопед. А теперь постарайтесь помочь вот этому ежику. Он очень нуждается в вашей помощи.
Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.
В. Волина
Д е т и. У ежа осталось два яблока.
Логопед. Верно. Как вы это узнали? Расскажите.
Дети. У ежа было три яблока. Одно он отдал белке.
Логопед снимает одно яблоко с иголок ежа, помещает рядом с ежом белку и закрепляет яблоко у нее в лапках.
Д е т и. А у ежа осталось два яблока.
Логопед помещает два яблока в тарелку рядом с ежом.
Логопед. Правильно! Молодцы! Вы порадовали меня и ежа. Он еще хочет поиграть с вами и привел с собой друзей.
5. Подвижная игра «Яблоня». [Координация речи с движением, развитие пальчиковой моторики, интонационной выразительности речи {вопросительная интонация).]
Логопед приглашает детей выполнить знакомое упражнение. Логопед обращает внимание детей на то, что задавать вопросы следует с правильной интонацией. Если есть необходимость, логопед дает образец интонирования.
— Яблоня! Яблоня! Дети идут на месте, руки на поясе.
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую строку
Или ветер их унес? загибают по одному пальцу на руках.
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали? Опускают руки, пожимают плечами.
— Не морозил их мороз, Дети загибают по одному пальцу на руках,
И не ветер их унес, начиная с больших.
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали.
Дети оборвали! Дети бегут на месте.
6. Упражнение «Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги. ]
Логопед вновь предлагает детям встать в круг на ковре.
Логопед. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова — названия фруктов, разделим их на части. Первое слово лимон.
Дети. Ли-мон.
Логопед. Теперь слово груша.
Дети. Гру-ша.
Логопед. И наконец, слово мандарин.
Дети. Ман-да-рин.
Логопед. Отлично. Молодцы!
7. Пальчиковая гимнастика
«Компот»
Будем мы варить компот, Левую ладонь держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки
Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному, начиная с
Грушу будем мы рубить. большого пальца.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
9. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики, мышления, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи. ]
Логопед приглашает детей к столу, на котором уже приготовлены открытые рабочие тетради и контейнер с цветными карандашами.
Логопед. Посмотрите на правую страничку. Что вы видите на ней?
Дети. Мы видим фрукты : яблоко, грушу и лимон. Логопед. Послушайте загадку об одном фрукте.
Желтый, сочный, кислый он. Называется.
Дети. Лимон.
Логопед. Как вы догадались? Д е т и. Он желтый и кислый.
Логопед. Верно. Возьмите желтый карандаш и сначала обведите лимон по контуру, а потом раскрасьте его.
Дети выполняют задание логопеда.
Логопед. Хорошо. А теперь красным карандашом обведите по контуру яблоко, а зеленым — грушу, но не раскрашивайте эти фрукты.
Дети выполняют задание логопеда.
Логопед. Вы очень хорошо выполнили мое задание и порадовали меня. Я вижу, что вы внимательные и старательные дети.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям закрыть тетради и сложить карандаши в контейнер, а затем вспомнить, какие задания они выполняли, и оценить работу друг друга. За хорошую работу на занятии можно поощрить детей наклейками на тетради.