Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Дикие животные и их детёныши»

Олеся Левченко
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Дикие животные и их детёныши»
▼ Скачать +Заказ

Цель: коррекция речи детей и закрепление знаний детей о диких животных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь по теме; совершенствовать

грамматический строй речи, учить образовывать качественные

прилагательные; закреплять умение согласовывать существительные в роде и

числе; учить подбирать антонимы;

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и

фонематического восприятия, памяти, мелкой и общей моторики,

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий „Дикие животные и их детёныши“» размещена в разделах

координации речи с движением; выработка у ребенка полноценных

движений, развивать непроизвольную память детей при подведении итога.

Коррегировать и развивать подбирание к существительному притяжательных

местоимений: мой, моя, мои, чей, чья, чьё, чьи, через употребление

именительного падежа существительного; упражнять в образовании

названий детёнышей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

воспитывать чувство любви к животным и заботы о них, прививать интерес у

детей работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных и их

детёнышей, сюжетные картинки диких животных, аудио запись, конверты с

разрезными картинками, письмо, мяч, семейки диких животных.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение

художественной литературы, разучивание стихов, подбор фотографий,

подбор дидактических игр в соответствии с темой.

Ход занятия:

Логопед :- Здравствуйте ребята! К нам в детский сад пришло письмо.

Письмо нам прислал Старичок-лесовичок, и он приглашает вас к себе в

гости. А для того, чтобы поехать к Старичку-лесовичку, вам нужно отгадать

3

загадку, для этого нужно будет закрыть глаза и внимательно, внимательно

слушать.

Включается аудиозапись «Звуки леса».

1. Упражнение «Звуки леса» (развитие слухового внимания, памяти,

воображения, расширение и активизация словаря по теме)

Логопед : - Ребята скажите, что вы услышали?

- Дима, что ты услышал? (Я услышал птичье пение.)

- Лёня, что ты услышал? (Я услышал шум листьев.)

- Ира, что ты услышала? (Я услышала журчанье воды)

Логопед : А, где мы всё это можем услышать?

Дети: В лесу.

Логопед : Кто догадался, где живет Старичок-лесовичок?

Дети: В лесу.

Логопед : А, кого мы можем встретить в лесу? (Дети перечисляют диких

животных).

Логопед : Молодцы ребята, правильно!

Логопед : Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Поедем на автобусе

в лес. (Логопед даёт картинку с изображением автобуса ребёнку стоящему

первым).

-Ребята, наш путь будет интересен и сложен. В лесу вам нужно будет

выполнить интересные задания. А, для того, чтобы поехать в лес, вам нужно

будет занять свои места в автобусе. (Дети становятся друг за другом

паровозиком.

Логопед : – Наш автобус отправляется от детского сада. Усаживайтесь

поудобнее. Закрываем двери: Ш-Ш-Ш. Автобус отправляется.

(Далее дети «едут»)

2. Координация речи с движением «Ехали,мы ехали».

Ехали мы, ехали, (дети ходят и вращают воображаемый руль перед собой

К мосту подъехали.

На мост въехали. (поднимают руки вверх и встают на носочки)

С моста съехали, (приседают)

Снова поехали. (ходят и вращают воображаемый руль)

Ехали, ехали,

К елке подъехали,

Елку объехали (совершают поворот вокруг своей оси)

И в лес приехали.

4

Логопед : Вот мы и в лесу.

Логопед : Вот мы и приехали в лес на полянку, присаживайтесь на пенёчки,

и давайте с вами поиграем в игру (дети присаживаются на стульчики)

3. Игра «Четвёртый лишний».

Нужно назвать лишнее слово и объяснить почему, оно лишнее полным

ответом :

Утка, гусь, лось, курица;

Собака, кошка, лошадь, лиса;

Лопата, ёж, топор, молоток;

Платье, рубашка, волк сарафан;

Медведь, скворец, ласточка, цапля;

Капуста, белка, морковка, лук;

Апельсин, лимон, барсук, абрикос;

Подосиновик, кабан, подберезовик, рыжик.

Колокольчик, заяц, василёк, одуванчик.

Логопед : называет ещё раз лишние слова: заяц, лось, лиса, ёж, волк, медведь,

белка, рысь, барсук, кабан.

Логопед : Ребята, а как мы этих зверей назовём двумя словами? ( дети: дикие

животные)

Логопед : Почему их так называют? ( дети: они живут в лесу, сами строят

себе жилище, ищут добычу для пропитания)

Логопед : Ребята, сейчас наши животные все большие, но когда-то они были

маленькими. Постарайтесь назвать, кто кем был?

4. Игра “ Кто кем был?”

Медведь – медвежонком

Ёж – ежонком

Лиса – лисёнком

Лось – лосёнком

Белка – бельчонком

Волк – волчонком

Барсук – барсучонком

Рысь – рысенком

Заяц – зайчонком

5

Логопед : Ну, а теперь ребята давайте встанем в круг. Я вам предлагаю

поиграть в игру “Доскажи словечко”

5. Игра с мячом “Скажи, какой?”

(Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных

определения к животному, которого называет логопед)

Медведь – сильный, большой, мохнатый.

Волк – злой, голодный, хищный

Лиса – хитрая, умная, проворная

Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая

Заяц- трусливый, пугливый, белый.

Лось - огромный, рогатый, ходит, жуёт.

Логопед : Следующее наше задание в лесу :

6.«Скажи наоборот»(Закончи предложения)

Белка маленькая, а медведь - …большой

У зайца хвост короткий, а у лисы - …длинный

Лось тяжёлый, а рысь - …лёгкая

У енота мех мягкий, а у ёжика - …колючий

У волка хвост узкий, а у бабра - …широкий

Кабан быстрый, а барсук - … медленный

Логопед : А. сейчас мы с вами поиграем в игру «Жадина», каждый из вас

будет жадиной:

7. Игра «Жадина». ( дети не видя картинки выбирают себе детеныша:

Мой, моя, мои.

Зайчонок, волчонок, белка, лиса, лисята, волчата, медвежонок, зайчата и

т. д.

8. Игра «Собери животное» (образование притяжательных

прилагательных, развитие внимания, мышление, мелкой моторики).

Чей, чья, чьё, чьи.

На столе у детей находятся с карточками «части тела животных».

На мольберты прикрепляются картинки-туловища диких животных.

Необходимо назвать часть тела и прикрепить их рядом с туловищем (собрать

разрезную картинку).

Логопед : Чьё это туловище? (Это заячье, лисье … туловище). Чья это голова?

(Это заячья, лисья … голова). Чей это хвост? (Это заячий, лисий … хвост).

(Это заячьи, лисьи … лапы, уши). Чьи это лапы, уши? (Это заячьи, лисьи …

лапы, уши).

6

Дети по одному берут в руки части животных,называют и прикрепляют к

мольбертам.

Ребенок: У меня заячья голова и т. д.

Логопед : Ребята, а сейчас давайте чуть-чуть разомнё м наши ножки и ручки:

9. Физкультминутка «Дикие животные».

Как-то раз лесной тропой. Дети идут по кругу

Звери шли на водопой. Дети идут по кругу.

За мамой – лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая

За мамой – лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках

За мамой – ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку

За мамой – медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку

За мамою – белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку

За мамой – зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат, Крадутся

Все мамы и дети напиться хотят.

Логопед : Ребята посмотрите, я случайно перепутала все семейки животных,

помогите мне их собрать правильно.

10. Игра «Собери семейку» (совершенствование навыка суффиксального

образования существительных)

Логопед предлагает назвать картинки и собрать семейки животных :

Волк – волчица – волчонок

Лис – лисица – лисенок

Заяц – зайчиха – зайчонок

Логопед : Следующая игра у нас называется:

11. Игра «Я начну, вы продолжите…»

(Логопед начинает предложение, дети заканчивают)

Лиса живёт в… (норе)

Медведь зимует в…. (берлоге)

Волк живет в … (логове)

Белка прячется в…. (дупле)

Логопед : А, ещё мы с вами можем поиграть в игру «Один-много».

12. Игра «Один–много» (Логопед называет дикое животное, дети

образовывают форму множественного числа).

Медведь – много медведей

Волк – много волков

7

Лиса – много лис

Белка – много белок

Заяц- много зайцев

Лось- много лосей.

А, сейчас будем с вами мы играть

И слова называть,

Назову я вам животное,

И кого попрошу,

Скажет ласково.

Логопед : Ребята, наши животные давно, не слышали, как их можно назвать

ласково, давайте им напомним:

13. Игра «Назови ласково» (Логопед называет дикое животное, дети

образовывают уменьшительно-ласкательную форму).

Волк -…. (Волчок)

Лиса - ….(Лисичка)

Заяц - …. (Зайчик)

Кабан- … (Кабанчик)

Еж - …. (Ёжик)

Белка- … (Белочка)

Логопед : Как, бы не было грустно, но наше путешествие нужно заканчивать,

а нам пора возвращаться в детский сад. Рассаживайтесь в автобусе по

местам. Закройте глаза: 1, 2, 3, 4, 5, в садик нам пора опять.

Подведение итогов. Оценка работы детей:

Логопед :- Ребята, давайте вспомним, куда мы сегодня с вами ездили

путешествовать? Дети: - в лес.

Логопед :- Вот мы с вами и посетили диких животных, заглянули в наш лес.

Что больше всего вам запомнилось из нашего путешествия, какая игра?

(ответы детей). Что было сложно для вас? (ответы детей). На память я

подарю вам рисунки с изображением зверей, которые прислал в подарок нам

на память Старичок – лесовичок. Чтобы наше путешествие надолго

запомнилась вам. А, вы сами раскрасите их в свободное время.

Список используемой литературы:

1. Н. В. Нищева «Современная система коррекционной работы в группе

компенсирующей направленности»,Детство- Пресс 2017г;

2. Н. В. Нищева «Картотека предметных картинок «Животные наших

лесов» Детство- Пресс 2010г;

3. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в

подготовительной к школе группе для детей ОНР». Детство- Пресс

2016г;

4. Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». –

М., 2007;

5. С. М. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях М;ТЦ Сфера 2007г;

8. Научно-методический журнал «Логопед», 2019-20 гг. ,

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки»Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Спасение бабочки» (старшая группа) Задачи: – расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни, закрепление обобщающего.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Дикие животные и их детёныши»
Опубликовано: 30 октября 2023 в 16:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Дикие животные и их детёныши»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Левченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД