Наталья Новикова
Конспект логопедического занятия на тему «Родственные слова»
Конспект занятия №1 (по подгруппам)
подготовительная группа
Тема «Родственные слова».
Цель: Упражнять детей в подборе и выделении родственных слов.
Задачи:
1. Тренировать детей в образовании относительных прилагательных, в подборе родственных слов, в названии детёнышей животных, в выделении родственных слов, в составлении слова из букв.
2. Развивать у детей мышление, внимание, память, воображение, связную речь.
Публикация «Конспект логопедического занятия на тему „Родственные слова“» размещена в разделах
3. Воспитывать в детях интерес к занятию, навыки учебной деятельности.
Оборудование: картинка с изображением большого дерева, карточки со словами, мяч, буквы.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Игра «Расскажи, какой?» :
из дерева - деревянный,
из чугуна - …. (чугунный)
из кожи - …. (кожанный)
из хрусталя - …. (хрустальный)
из глины - …. (глиняный)
из фарфора - …. (фарфоровый)
из стекла - …. (стеклянный)
из меха - …. (меховой).
Затем внимание детей обращается на то, что пары слов похожи по звучанию.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы поговорим о словах, которые похожи по звучанию, о родственных словах.
3. Понятие «Родственные слова».
Логопед рассказывает детям сказку:
«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки- слова : «снегурочка», «снежки», «снежинки», «снегоход», «снегокат», «снеговик». Посмотрели люди, послушали, а слова то похожи как родственники. И назвали люди такие слова родственными».
Логопед ещё раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть.
4. Работа со стихотворением.
На доску выставляется картинка с изображением большого дерева.
Логопед читает стихотворение и по ходу чтения прикрепляет карточки с помощью магнитов.
«Как-то много лет назад посадили странный сад,
Не был сад фруктовым,был он только словом.
Это слово, слово-корень, разрастаться стало вскоре,
И плоды вам принесло- стало много новых слов.
Вот из сада всем рассада, вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,с ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном».
Далее слово-корень и родственные слова прочитываются логопедом и детьми, обращается внимание на общую часть.
Динамическая пауза.
Игра с мячом «Что к чему подходит?»
Дети подходят к доске, встают полукругом, на доску логопед вывешивает три картинки (лес, заяц, рука).
Дети называют картинки, затем логопед объясняет :
- Сейчас я буду называть слова, а вы будете рассказывать, что к чему подходит.
Слова : рукомойник, зайчиха, рукоделие, зайчонок, лесник, зайчик, лесоруб, зайчишка, перелесок, безрукавка (рукомойник подходит к руке,и т. д.)
Далее логопед просит детей встать в круг и поиграть в игру.
Игра «Назови детёнышей» : слон, овца, свинья, корова, лошадь, медведь, собака, кошка, волк.
После называния каждого детёныша логопед произносит пару получившихся слов (слон -слонята и просит детей придумать родственные это слова или нет.
5. Подбор родственных слов.
К магнитной доске прикрепляются буквы — а, р, ы, б.
Даё тся задание: составить из букв слово (рыба).
Далее логопед читает стихотворение и просит детей подобрать к слову рыба родственные слова :
У рыбаков небывалый улов, рыбу поймал и старик-рыболов.
Мы рыболовную сеть соберём, рыбного супа в тарелки нальём.
Итог занятия.