Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия «Пересказ авторской сказки Калинкиной Е. Б. «Покатились»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные: обучать последовательному пересказу текста сказки используя опорные картинки; совершенствовать грамматический строй речи; активизировать словарь с помощью синонимов, обозначающих действие предмета и прилагательных; закреплять в речи названия спортивного инвентаря; закреплять умение сравнивать предметы между собой, находить общие и отличительные признаки.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Пересказ авторской сказки Калинкиной Е, Б, „Покатились“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать зрительный и слуховой контроль за ходом пересказа текста; развивать умение строить собственные высказывание логически и грамматически верно; развивать интонационную выразительность и эмоциональность речи.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью; воспитывать умение эмоционально воспринимать художественное произведение.
Словарная работа: спортивный инвентарь, спортивный снаряд, бездельничать, котлован, фундамент.
Оборудование: обруч; набор опорных картинок: обруч и уж, обруч и шланг, обруч и веревка, обруч и машина, обруч и скакалка; текст сказки.
Ход:
Логопед : Ребята, я знаю, что в нашей группе много любимых вами уголков: книжный, строительный, кукольный, музыкальный, «Мир насекомых и пресмыкающихся», но, пожалуй, на самом видном месте в нашей группе располагается уголок, который помогает вам развиваться физически, быть сильными, ловкими, быстрыми, здоровыми. Как называется этот уголок?
Дети: Это спортивный уголок.
Логопед : Совершенно верно. Давайте подойдем к нему. Посмотрите, как много различных предметов, «живет» в нем. Назовите их.
Дети называют спортивный инвентарь: кегли, мячи, обручи, мешочки для метания, гимнастические палки, скакалки, кольцеброс, шнуры, дуги и т. д.
Логопед : А вы знаете, как назвать все эти предметы двумя словами?
Ответы детей. Предметы для физкультуры, предметы для спорта.
Логопед : Правильно, все эти предметы, по другому можно их назвать «инвентарь», нужны для занятий спортом. Значит это инвентарь, какой?
Дети: Спортивный инвентарь.
Логопед : Да, все это спортивный инвентарь или еще по другому их можно назвать спортивные снаряды. Молодцы, а теперь присядьте на стульчики и отгадайте мою загадку. О каком «жителе» спортивного уголка я загадаю загадку.
Кто тот снаряд спортивный крутит,
Тот очень стройным скоро будет.
Дети: Обруч.
Игра «Подбери словечко»
Логопед : Юля, принеси нам, пожалуйста, обруч. Посмотрите на него и подберите слова-признаки к слову «обруч». Отвечать будет тот к кому прикатиться обруч. Обруч (какой) – …
Дети: Круглый, гладкий, большой, пластмассовый, легкий, красный.
Логопед : А что он может делать? (при необходимости показ действий с обручем)
Дети: Катиться, крутиться, лежать на полу, висеть на крючке.
Логопед : А какие еще предметы похожи на обруч или могут так же свернуться в кольцо.
Дети: Веревка, шланг, змея, скакалка, колесо.
Логопед : Да, вы точно заметили, что все эти предметы по форме похожи на обруч, но в то же время у каждого из них свое предназначение, они все разные. Сейчас я вам прочитаю сказку Е. Б. Калинкиной о приключении обруча «Покатились».
Основная часть
«Покатились»
Жил-был в спортивном уголке Обруч. Был он красный, круглый, легкий, гладкий, пластмассовый, любил катиться, крутиться. А тихо лежать на полу ему не очень нравилось. Особенно скучал он, когда висел одиноко на крючке.
Вот однажды Обруч спрыгнул со своего места, выскочил за дверь и укатился из детского сада. Попал Обруч в огород. Видит: там шланг лежит, загнутый в круг. Шланг гладкий, резиновый, синий, такой весь чистенький, капельки воды на нем блестят.
- Здравствуй, шланг! – крикнул Обруч. – Ты такой же блестящий и круглый, как я. Покатились со мной! Хочешь?
Тут забулькала в шланге вода, и он сказал :
- Некогда мне бездельничать: надо овощи поливать!
Шланг весь вытянулся, из него весело полилась прозрачная вода. Удивился Обруч и помчался дальше. Вскоре он увидел веревочку. Вся беленькая, мягкая, но крепкая, шелковая, ровная и сложена кругами.
- Добрый день, веревочка! – обрадовался Обруч. - Давай дружить! Покатились со мной!
Веревочка хотела покатиться, но тут же растянулась на земле. Взяли ее строители, привязали к колышкам, натянули ровной линией и стали котлован копать для фундамента нового дома.
Скучно стало Обручу. Он стал прислушиваться и вдруг под кустом увидел ужа. Уж темный, с двумя желтыми пятнами, завернулся кружком, совсем как обруч.
- Как я рад тебя встретить, ужик! Покатились, друг! – предложил Обруч.
Тут уж вытянулся, как веревочка, и прошипел:
- Тиш-ш-ше, катиш-шься на ш-шею. Спеш-шу, - и уполз к своим ужатам.
Совсем заскучал Обруч. Но, о чудо! Около него остановилась машина. Обратился наш герой к колесам:
- Привет! Давайте прокатимся со мной наперегонки!
- Да это же смешно! – посмеялись над ним колеса.
Машина загудела мотором и быстро понеслась по шоссе. Упал Обруч на землю, да колеса другой машины чуть не раздавили его, забрызгали грязью. Еле поднялся Обруч. Жалкий, мокрый, покатился он в детский сад. А там его ребята вымыли, насухо вытерли и вернули на прежнее место в спортивный уголок. Там обруч подружился со Скакалочкой, ведь они были похожи: могли весело вертеться и крутиться. Обруч и скакалочка всегда были вместе, дети даже называли их : «прыгалкины».
Беседа по содержанию сказки :
По ходу беседы дети расставляют опорные картинки: обруч и шланг, обруч и веревочка, обруч и уж, обруч и машина, обруч и скакалка.
О ком эта сказка?
Где жил Обруч?
Почему он решил укатиться из детского сада?
Кого он встретил в огороде?
Кого он увидел на стройке?
Кто лежал под кустом?
Что случилось на шоссе?
Кто помог Обручу вернуться в детский сад?
С кем подружился обруч?
Физкультминутка
Мяч
Это мяч, круглый мяч, «Рисуют» руками большой круг.
Красный мяч, гладкий мяч. Два раза «рисуют» полукруг.
Любит мячик прыгать вскачь. Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах,
руки на поясе.
Вот так мяч, круглый мяч. «Рисуют» руками круглый мяч.
Словарная работа
Логопед : Ребята, в тексте рассказа вам встречались такие слова: котлован, бездельничать, фундамент. Вам были понятны эти слова? Как вы думаете котлован это что такое? Это большая яма, которую роют экскаваторы под основание дома, основание дома называется Фундамент. Как вы знаете, с фундамента начинается строительство дома. А что значить «Бездельничать»?
Ответы детей.
Логопед : Бездельничать - это значить сидеть без дела, ничего не делать.
А теперь давайте сравним, чем похожи и чем отличаются шланг и обруч:
Дети: шланг гладкий и обруч гладкий, шланг пластмассовый и обруч то же, шланг длинный гибкий, а обруч круглый, твердый, шланг нужен для того, чтобы поливать цветник, огород, дорожки, а обруч нужен нам для спортивных игр, обруч можно катить, перекидывать друг другу, а шланг нет.
Логопед : А чем похожи, и чем отличается веревочка и обруч:
Дети: Веревочка мягкая, длинная, тонкая, шелковая, из нее можно сложить круг, похожий на обруч, а обруч нельзя разложить и натянуть как веревочку, он твердый.
Логопед : Сравните ужа с обручем.
Дети: У ужа есть голова и хвост, он длинный, гибкий, темный с двумя желтыми пятнышками, может свернуться в круг, ползает, шипит, а обруч круглый, твердый, его можно крутить и катать, ползать и шипеть как уж он не может
Логопед : Колеса машины и обруч.
Дети: Колеса круглые и обруч круглый, колеса тяжелые, а обруч легкий, колеса широкие, а обруч узкий, колеса нужны машине, чтобы быстро ездить, а обруч нужен спортсменам для занятий.
Логопед : Сравните скакалку и обруч.
Дети: Скакалка мягкая, гибкая, пластмассовая, легкая, из нее можно сложить круг, у нее есть ручки, через нее можно перепрыгивать, это спортивный снаряд и обруч спортивный снаряд, но он твердый и круглый, обруч и скакалку можно вертеть, крутить и прыгать через них.
Логопед : Хорошо, молодцы ребята, вы точно описали и сравнили все предметы. А сейчас послушайте, пожалуйста, еще раз эту сказку внимательно, постарайтесь как можно лучше запомнить ее и пересказать.
Повторное чтение сказки логопедом.
Логопед : Пересказывать будем по «цепочке» : один начнет, другой продолжит. Слушайте внимательно своих товарищей, подробно пересказать рассказ вам помогут эти картинки.
Каждый из детей пересказывает один эпизод сказки, в одном пересказе участвуют шестеро детей.
Итог занятия :
Кто был внимательным, тот верно продолжил сказку, правильно пересказал встречу Обруча с другими ее героями. Молодцы! Вы последовательно пересказывали сказку, внимательно слушали друг друга. А сейчас можете поиграть с нашими героями в спортивном уголке и взять их с собой на прогулку.