Людмила Козинова
Конспект логопедического занятия на тему: «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия на тему : «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
(подготовительная группа)
Автор: учитель-логопед КОЗИНОВА Л. В. (г. Санкт-Петербург)
Из опыта работы. Во время обучения детей для того чтобы дети лучше усваивали приметы времен года были изготовлены четыре куклы – «королевы» символизирующие времена года, каждая кукла отображает основные признаки года. Дети легче запоминают то, что есть четыре волшебницы, и они помогают детям справляться различными заданиями. На занятиях используются такие игровые упражнения как: «Что изменилось?», «Что лишнее?», «1, 2, 5.», «Большой - маленький», «Наоборот», «Что пропало?», «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать различные явления природы. В качестве примера предлагается конспект занятия на тему : «Золотая осень», составленный учителем-логопедом Козиновой Л. В. г. Санкт-Петербург.
Публикация «Конспект логопедического занятия на тему: „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
Коррекционно-образовательные:
Образовывать множественное число имен существительных.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Учить образовывать относительные прилагательные;
Подбирать прилагательные к существительному;
Учить подбирать слова-антонимы;
Согласовывать существительные с числительными.
Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Закреплять использование в речи понятий «деревья, кустарники»,
«Осенние листья», «ягоды», «грибы».
Уточнять знания детей признаков осени.
Расширение и активизация словаря.
Формирование связной речи детей.
Коррекционно – развивающие:
Развивать чувство языка у детей.
Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение выражать своё мнение.
Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, ответственности.
МЕТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: кукла «Королева Осень», аудиозапись с голосом королевы «Осени», волшебная полочка. Музыкальные фонограммы для проведения игр. Фланелеграф, картинки по теме осень. Вырезанные листья из цветной бумаги (рябины, березы, клена, осины, дуба). Картинки с изображением осени, листьев, грибов.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
Вносится кукла «Королева осень» и рассказывает детям историю:- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я пришла к вам из страны, а какая это страна вы должны догадаться. Как вы думаете кто она? (кукла, изображающая осень).
Это осень.
А как вы догадались, что это осень?
Она одета золотое платье, на ней есть желтые листочки и т. д.
Какая это осень, если платье у осени золотое?
Золотая осень.
Это «Королева Осень». Она приглашает нас в путешествие.
Мы с вами сейчас сядем на волшебный ковер, закроем глаза и чтобы полететь вместе скажем. Проговариваем стихотворение вместе с детьми. (Ковер из листьев).
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
Е. Благинина
Вот мы и очутились в гостях у осени, в сказочной стране «Осенина»
Где мы сейчас очутились? (Картина «Осенний лес»).
В осеннем лесу.
Что мы с вами видим в лесу?
Много деревьев.
Королева – «Осень» загадывает вам загадки.
Скажите, какие деревья растут в этом лесу? (Загадки о деревьях).
Я из крошки бочки вырос, корешки пустил и вырос
Стал высок я и могуч. Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок - ничего, что плод мой мелок. (Дуб).
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина).
И садам украшенье. И дроздам угощенье. (Рябина).
А какие еще вы знаете деревья?
Березы, липы, сосны, клены и т. д.
Королева – «Осень» вас спрашивает, а чем отличается
осеннее дерево от летнего дерева?
Осенью на деревьях желтеют листья, а летом они зеленые.
Сидели листочки на дереве все лето, и вот настала осень листочки, что сделали? (полетели).
Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал, (волнистые движения руками).
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца).
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева.
Посмотрите, какие листочки у королевы осени на ковре.
Давайте посмотрим, с каких деревьев слетели эти листочки.
(вырезанные из бумаги листочки лежат на полу).
Читаем стихотворение и рассматриваем листочки.
На что похожи листья?
На мою ладошку лист похож у клена,
Осенью оранжевый, летом он зеленый.
Словно перышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья как монеты.
У каштана – словно опахала.
Было листьев очень много летом.
Осенью их стало очень мало
Н. В. Нищева.
Королева – «Осень» предлагает вам поиграть в игру: голос королевы.
Давайте поиграем в игру.
Игра: «1, 2, 5,» (с опорой на картинки).
один дуб, два дуба, пять дубов.
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип.
(сосна, калина, осина).
Физминутка: вот налетел ветер и листочки полетели.
«Мы листочки, мы листочки
Мы на дереве сидели,
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели».
А что это спрятала королева – «Осень» в траве под деревьями?
Чтение стихотворения «Грибок». (Голос королевы.)
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем
В шапочке нарядной
Светло-шоколадной.
Ты не прячь грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
Это грибы.
Какие грибы выросли в этом лесу?
Подберезовики, подосиновики и т. д.
А теперь поиграем. Игра «Чего не стало?» (картинки - грибы).
Предлагается детям закрыть глаза и назвать чего не стало.
Что-то погода испортилась. Что случилось?
Пошел дождик. Упражнение «Дождик». Под аудиозапись.
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила осень.
В. Семернин.
Давайте посмотрим, что это в корзинке у осени?
Игра «Большой - маленький» (картинки)
Лесовичок – он маленькийв его стране про все говорят ласково
Лист – листочек, солнце- солнышко,
Дерево- деревце, куст-кустик,
Лес – лесочек, трава-травка,
Ветка-веточка, дождь-дождик,
Ветер-ветерок, туча-тучка.
Игра «один- много».
Дерево -деревья, куст - кусты,
Лист - листья, лужа - лужи,
Дождь - дожди, ветка - ветки,
Сук- сучья, туча - тучи.
Игра «Наоборот». (картинки).
Дерево высокое – низкое,
Лист – широкий – узкий,
Ствол толстый – тонкий,
Деревья мокрые – сухие,
Дорожка грязная – чистая,
Осенью день короткий – летом длинный,
Игра: «Подбери признак».
Осень какая? – ранняя, поздняя, золотая, дождливая,
солнечная, урожайная, холодная …
Игра: «Четвертый Лишний».
Береза, осина, сирень, дуб.
Шиповник, орешник, сирень, липа
Давайте посмотрим, что с собой принесла осень в своей красивой коробке.
Ягоды, грибы, овощи и фрукты.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень нам подарки :
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
И. Винокуров.
Погостили у осени, а теперь мы с вами отправимся на нашем ковре обратно в детский сад. Закрываем глаза и говорим заклинание. Стихотворение, которое говорили в начале занятия.
Вот мы и оказались в детском саду.
3. Итог занятия.
Ребята, какое же у нас с вами замечательное получилось путешествие. У кого мы сегодня были в гостях?
Дети: мы побывали в гостях у королевы – «осени».
Я думаю, что вы запомнили приметы осени. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего?
Мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо!
До свидания.