Надежда Лаврентьева
Конспект логопедического занятия «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия на тему : «Моя семья»
разработала и провела учитель – логопед в ресурсном классе школа №3 г Воронеж Лаврентьева Надежда Александровна.
Данное занятие разработано с учетом специфики ребенка с РАС (ребенок 9 лет, ОНР I-II степени, присутствует эхолалия - когда ребенок постоянно повторяет за вами). Главная работа учителя - логопеда с ребенком, имеющем в анамнезе РАС, направлена на социализацию и развитие коммуникативных навыков на протяжении всего обучающего процесса. Но постепенно учебные навыки также должны внедряться очень осторожно, индивидуально рассчитывая нагрузку и уровень сложности заданий для каждого воспитанника, учитывая огромную специфику развития данных детей (психоэмоциональной сферы, сверхметеочувствительность детей, резкую смену настроения и т. п.). Учебный материал преподносить ДОЗИРОВАНО, и НЕ ФОРСИРОВАТЬ события!
Публикация «Конспект логопедического занятия „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Логопедическое занятие с ребенком, имеющим в анамнезе РАС (расстройство аутистического спектра, проводится при визуальной поддержке.
При работе с ребенком, имеющем в анамнезе РАС, рекомендуется:
• говорить четкие, краткие команды (однократно, повтор команды допустим только через 5 сек. ;
• использовать разные виды поощрений словесные (ярко интонированные, жестовые, пищевые и др. ;
• знать вид поощрения для каждого ребенка индивидуально (определяется с помощью проведения дискретных проб).
Цель: расширять представления детей о семье.
Задачи:
Образовательные:
-учить детей понимать заданный вопрос, и отвечать на него по мере своих речевых возможностей.
- активизировать, расширять, закреплять, совершенствовать
импрессивный и экспрессивный словарь прилагательными и глаголами;
- учить правильно, называть членов своей семьи;
- осваивать и закреплять глобальное чтение;
-формировать связанную речь;
- формировать правильное произношение согласного звука «Д».
Развивающие: - расширять представления о семье на основе личного опыта;
- понимать и выполнять ребенком просьбы логопеда;
- развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику; артикуляционный аппарат;
- активизировать силу вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи и управлять ею; просодическую сторону речи (темп, ритм, сила и т. п.);
- укреплять мышцы щек, круговые мышцы губ;
Воспитательные: - формировать нравственные ценности – доброе отношение и любовь ко всем членам семьи;
- обучать навыкам социального поведения и развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: погремушка, магнитная азбука, фотографии членов семьи ребенка (мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, сестра, игрушечный грузовик, клубок вязальных ниток, молоток-игрушка, гвоздь-игрушка, кастрюля – игрушка, сковородка-игрушка, искусственные цветы, тазик с водой и два теннисных мячика, ваза с крупой, лото: «Цветы».
Ход занятия. Вводная часть:
Карточка «Приветствие»
Громкое приветствие логопеда «Здравствуй, (имя ребенка)» с одновременным пожатием руки ребенка и показом карточки «Логопед» «Занятие», - проговаривает логопед и звенит погремушкой.
Давай мы поздороваемся с нашими ручками и ножками: упр. «Ах, как Ксюшу люблю»
Основная часть:
Логопед : Сегодня у нашей мамы праздник «День матери». Вся наша семья хочет поздравить и сказать хорошие слова нашей маме. А на праздниках принято веселиться, дарить подарки и первый подарок подарит Ксюша.
Карточка «Пальчиковая гимнастика»
Инструкция:
На столе стоит ваза с крупой, давай найдем, что там спряталось.
( Девочка самостоятельно находит в вазе буквы магнитной азбуки и выкладывает по образцу слово: мама - проговаривает). Одновременно ученица проговаривает цвет буквы, которую взяла в руки. Ребенок берет фотографию и прикрепляет к магнитной доске (если нужна помощь, то оказываем ее).
Логопед : Как зовут маму? (Напечатанная карточка с именем лежит на столе)
Ребенок: Таня (проговаривает).
Логопед : Какая мама? (НЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ) (проговаривает).
Карточка «Слуховое внимание»
Л: Что делает мама? – определение действий по шуму – звон посуды за ширмой (ребенок показывает на картинку, где нарисована – мама моет посуду) (проговаривает).
Карточка: «Артикуляционная гимнастика» Выполнить соответствующее картинке артикуляционное упражнение (каждое от 1-5 раз) и убрать картинку. Ребенок выполняет все действия самостоятельно.
Л: «Бегемот», «Поцелуй маму» (Губы трубочкой и вытягиваем вперед, делаем поцелуй)
Л: Давай соберем имя человека, который пришел на праздник к маме.
Карточка «Букварь».
Работа с крупой: девочка самостоятельно находит в вазе буквы магнитной азбуки и выкладывает по образцу слово: Ксюша (проговаривает). Одновременно ученица проговаривает цвет буквы, которую взяла в руки. Ребенок берет фотографию и прикрепляет к магнитной доске (если нужна помощь, то оказываем ее).
Л: Ксюша подарит маме цветы?
Ксюша: Да.
Л: Делай, как я. Нюхай цветы. Вкусно пахнут?
Ксюша: Да.
Л: Ксюша, какая? (ЛЮБИМАЯ, ПОСЛУШНАЯ) (проговаривает)
Карточка «ЛОТО»
Правила игры «Лото» учитывая особенности развития детей с РАС (см. выше рекомендации при работе с РАС)
Складывает ЛОТО: «Цветы» ( проговаривает названия цветов с помощью эхолалии: мак, колокольчик, лютик, роза, сирень, одуванчик).
Карточка «Физкультминутка»
Ах, как Ксюшу хорошую люблю – гладить ручки и ножки,
Я на Ксюшу, на пригожую смотрю:
Какие у Ксюши глазки! - девочка показывает глазки,
Какие у Ксюши ручки! - девочка показывает ручки,
Какие у Ксюши ножки! - девочка показывает ножки,
Побежали по дорожке – потопали ножками.
Л: Давай соберем имя человека, который пришел на праздник к маме.
Работа с крупой: девочка самостоятельно находит в вазе буквы магнитной азбуки и выкладывает по образцу слово: деда (проговаривает). Одновременно ученица проговаривает цвет буквы, которую взяла в руки. Ребенок берет фотографию и прикрепляет к магнитной доске (если нужна помощь, то оказываем ее).
Л: Деда, как зовут? (Напечатанная карточка с именем лежит на столе)
Ребенок: Коля (проговаривает).
Л: Деда, какой? (ВЕСЕЛЫЙ, СТАРЕНЬКИЙ) Деда отремонтировал диван для мамы. Как, стучит деда молотком? (Тук-тук-тук, (бом-бом-бом) (повтори).
Карточка: «Мелкая моторика»
Ксюша: молотком-игрушкой имитирует удары по гвоздю (Тук-тук-тук, (бом-бом-бом) (проговаривает).
Л: Давай соберем имя человека, который пришел на праздник к маме.
Работа с крупой: девочка самостоятельно находит в вазе буквы магнитной азбуки и выкладывает по образцу слово: баба (проговаривает). Одновременно ученица проговаривает цвет буквы, которую взяла в руки. Ребенок берет фотографию и прикрепляет к магнитной доске (если нужна помощь, то оказываем ее).
Л: Баба, как зовут? (Напечатанная карточка с именем лежит на столе)
Ребенок: Лена (проговаривает).
Л: Баба какая? (ДОБРАЯ, ЛАСКОВАЯ) (проговариваем).
Баба вяжет носочки Ксюше.
(берем клубок ниток и учим наматывать вокруг своего указательного пальца)
Л: Давай соберем имя человека, который пришел на праздник к маме.
Работа с крупой: девочка самостоятельно находит в вазе буквы магнитной азбуки и выкладывает по образцу слово: брат (проговаривает). Одновременно ученица проговаривает цвет буквы, которую взяла в руки. Ребенок берет фотографию и прикрепляет к магнитной доске (если нужна помощь, то оказываем ее).
Л: Брат, как зовут? (Напечатанная карточка с именем лежит на столе)
Ребенок: Петя (проговаривает).
Л: Брат, какой? (МАЛЕНЬКИЙ, ИГРАЕТ). Давай поиграем с братом.
Карточка: «Дыхательная гимнастика»
(в тазе с водой плавают два теннисных мячика; через нос вдыхаем, не надувая щеки, дуем на мячики, чтобы они двигались).
Л: Давай соберем имя человека, который пришел на праздник к маме.
Работа с крупой: девочка самостоятельно находит в вазе буквы магнитной азбуки и выкладывает по образцу слово: папа (проговаривает). Одновременно ученица проговаривает цвет буквы, которую взяла в руки. Ребенок берет фотографию и прикрепляет к магнитной доске (если нужна помощь, то оказываем ее).
Л: Папа, как зовут? (Напечатанная карточка с именем лежит на столе)
Ребенок: Денис (проговаривает).
Л: Папа какой? (СИЛЬНЫЙ, БОЛЬШОЙ) На чем он к нам приехал?
Ксюша: Машина.
Л: Машина как сигналит? (катим и произносим Би-би-би) –(повтори)
Ксюша: Би-би-би.
Л: Давай соберем всю семью, посадим на машину и поедем гулять.
Инструкция: Делай так. (берем (фотографию) мама – Таня, садим на машину). А теперь ты. Если ученица затрудняется, с начало при полной помощи ее руками, затем частично, за локти и затем помогаем словесной по шаговой инструкции.
Карточка: «Речь с движениями»
Л: С начало надо завести машину. Делай так: вращаем руки согнутые в локтях, как крутится барабан, и стучим кончиком языка о верхнее небо и сильно выталкиваем воздух «Д-Д-Д». Поехали.
Рефлексия:
За каждое правильно сделанной задание, ребенок получает эмоциональную похвалу и жетон, когда собрали все, получаем приз.