Алена Сергеева
Конспект занятия в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе «Моя семья»
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.
Задачи:
обучающие
1. Познакомить детей с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий.
2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.
3. Закреплять знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
развивающие:
1. Развивать психические процессы (логическое мышление, связную речь, память, внимание).
2. Активизировать словарную работу с детьми (генеалогическое дерево, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья).
воспитывающие:
1. Воспитывать у детей интерес к истории, доброжелательное отношение к родным и близким.
Оборудование: генеалогическое дерево, фотография группы, картинки с изображением семьи, фото ребенка и его родственников, мяч, куклы, словарь имен, карточки "Моя родословная" с изображением генеалогического дерева для каждого ребенка.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.
– Здравствуй, Дашенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
(И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг)
2. Основная часть
В. : Вот, сколько красивых и разных имен. А знаете ли вы, как появилось имя у человека?
- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об именах, фамилиях, о семье.
- У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом.
- Пройдемте к этому столу (на столе куклы со светлыми и темными волосами, фотография группы, картинки детей, словарь имен)
- Посмотрите, у нас в музее есть фотография вашей группы.
- Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? (по имени)
- Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, но они отмечали особенности человека: светлые волосы - звали Светлана, темные - Чернава. А еще Пискун, Прыгунок.
- Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? (ответы детей)
- Скажите, а кто выбирает имена детям? (родители)
- Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. В нашем музее есть словарь имен. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена.
(воспитатель читает значение имен присутствующих детей)
- Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени, отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим.
Игра "Воротики"
В. : Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эти волшебные воротики. Но они пропускают только тех, кто называет свое имя и отчество. (дети называют и проходят, садятся на стульчики)
- Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия?
В. : Когда-то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана - Иванов; или по профессии - кузнец - Кузнецов; а некоторые по названию села, где жили - в селе Гончарное - Гончаровы.
- И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям.
- Без фамилии не получишь документы. Какие? (паспорт, свидетельство о рождении)
- А без документов - никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу.
В. : Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? (Семья - это очень близкие, родные люди, которые любят и заботятся друг о друге)
Д/и "Угадай, где семья?"
- Выберите со стенда картинки, где изображена семья.
- Почему вы думаете, что это семья?
В. : Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные - один папа или одна мама. Но главное в семье всегда должно быть что? (любовь, забота)
В. : Все члены семьи любят и заботятся друг о друге. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть хорошие и плохие поступки. Вы на плохой поступок будите топать ногами, а на хороший поступок будите хлопать руками.
Игра «Вопрос – ответ»
Нарисовали красивую картинку для мамы.
Подрались с другом.
Съели всю кашу на завтрак.
Убрали игрушки на место
Порвали книгу.
Не вымыли руки перед едой.
Уступили место бабушке в автобусе.
Помогли маме полить цветы. Молодцы!
Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.
В. : Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Кто назовет их?
1. При солнышке – тепло, при матери – добро
2. Нет милее дружка, чем родная матушка.
3. В гостях хорошо, а дома лучше.
4. В родной семье и каша гуще.
5. Вся семья вместе, так и душа на месте.
6. Дружная семья гору сдвинет.
7. Дома и стены помогают.
8. Птица рада весне, а дитя – матери.
В. : Ребята, я хочу вас пригласить в следующий зал музея. Я хочу вам предложить поиграть в одну игру, которая называется «Если я….» (игра с мячом)
Если я тебе мама, то ты мне? (дочь, сын)
Если я тебе дедушка, то ты мне….? (внук, внучка)
Если я тебе тетя, то ты мне….? (племянник, племянница)
Если я тебе дочка, то ты мне….? (мама, папа)
Если я тебе сестра, то ты мне? (брат, сестра)
Если я тебе дядя, то ты мне….? (племянник)
Если я тебе племянница, то ты мне? (дядя, тетя)
Если я тебе внучка, то ты мне….? (дедушка, бабушка)
В. : Молодцы, все справились с заданием.
В. : Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево (дети подходят к плакату с изображением генеалогического дерева)
- Чем оно необычно? (вместо плодов изображены люди)
- Это генеалогическое дерево. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю - или нашу родословную.
Нижние ветки - это дети прабабушек и прадедушек - наши бабушки и дедушки.
- Верхние ветки - это наши родители. Кто? (папа и мама)
- Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? (детьми)
- И самая макушка - это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Раз уселась на скамейке
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться
(разогнуть мизинец)
- Ребята, а давайте составим каждый свою родословную. Садитесь за столы и наклейте фотографии родственников на ваши деревья (дети выполняют работу - наклеивают фото на карточки с генеалогическими деревьями)
В. : Кто расскажет нам о своей семье : сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? (рассказы детей)
3. Итог.
- Ребята, где мы сегодня побывали? (в музее)
- Что интересного вы узнали на экскурсии? (ответы детей)
- А что такое семья?