Наталья Гузенко
Конспект логопедического занятия «Лесное путешествие»
Конспект интегрированного логопедического занятия
Ход занятия
1. Мотивация занятия.
Логопед : Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Публикация «Конспект логопедического занятия „Лесное путешествие“» размещена в разделах
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Автор: С. Погорельский
Логопед : Сегодня мы с вами отправимся в лес.
Давайте закроем глаза, скажем, здравствуй лес, здравствуй лес, полный сказок и чудес.
Ребята теперь откройте глаза, и посмотрите, какая вокруг красивая поляна. А что вы слышите?
(Звучит пение птиц.)
Дети: Это поют птицы.
Логопед : Правильно. Дети посмотрите, кто там виднеется за пенечком.
Дети: Это Незнайка. Здравствуй Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, я услышал, что вы собираетесь в лес и хочу отправиться с вами.
Логопед : Мы возьмем тебя Незнайка, только прежде чем мы пойдем дальше, нам нужно повторить правила поведения в лесу.
2. Игра «Можно - нельзя».
(Цель - повторение правил поведения в лесу).
Логопед : Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете мне отвечать, можно или нельзя, таким образом, вести себя в лесу.
Обижать птиц и насекомых?
Делать скворечники для птиц?
Ломать ветки и деревья?
Рвать и топтать цветы?
Громко кричать?
Разбрасывать мусор?
Собирать мусор?
Говорить тихим голосом, что - бы не потревожить жителей леса?
Логопед : Молодцы ребята. Незнайка ты запомнил правила поведения?
Незнайка: Спасибо вам большое, мне было очень интересно.
Логопед : Тропинка нас привела на красивую полянку. Сколько разных деревьев и цветов на поляне!
Незнайка подходит с цветами в руках.
Незнайка: Смотрите, какие красивые цветы я нарвал!
Логопед : Что ты, Незнайка, цветы нельзя рвать в лесу.
Незнайка: Ничего страшного, тут их много.
Логопед : Давайте с вами расскажем Незнайке, почему нельзя уничтожать растения в лесу?
Дети: Растения являются средством для пропитания насекомых, птиц, животных и людей. Цветы нельзя рвать, потому что делают все вокруг красивым, а деревья делают наш воздух чистым.
Логопед : Незнайка, ты понял, почему нельзя рвать цветы и ломать ветви деревьев.
Незнайка: Спасибо дети. Я все понял.
Логопед : А сейчас поиграем в игру «Листик с дерева упал».
3. Игра «Листик дерева упал».
(Цель - образование относительных прилагательных)
Ребята я называю дерево, а вы ответите какой лист, упал с этого дерева.
С клена - кленовый
С березы – березовый
С каштана – каштановый
С рябины – рябиновый
С дуба – дубовый.
Логопед : Молодцы ребята. Наш путь продолжается, чтобы дорога была нескучной, повторим чистоговорку. Незнайка, повторяй за нами.
4. Повторим чистоговорку.
(Цель – автоматизация звука (с) в свободной речи.)
СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу
АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
Жать -жать-жать – лес не надо обижать
АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес нам надо охранять
Логопед : А эта полянка грибная и ягодная.
5. Физкультминутка. «За грибами».
(Цель - предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, развитие общей моторики).
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
(Дети идут по кругу)
Белочки скакали, рыжики срывали.
(Скачут, вприсядку срывают, воображаемые грибы.)
Лисичка бежала, лисички собирала.
(Бегут, собирают воображаемые грибы.)
Зайчатки скакали, опятки искали.
(Скачут стоя, идут делают вид, что срывают грибы.)
Медведь проходил, мухомор раздавил.
(Идут в развалку, в конце строки топают ногой правой.)
Логопед : Какой урожай мы собрали! Целое лукошко грибов и ягод. А сейчас Вы –поварята. Незнайка, хочешь помогать детям?
6. Игра «Что приготовим?».
(Цель - образование и использование относительных прилагательных)
Из грибов - суп грибной
Из малины - малиновое варенье
Из черники - черничное варенье
Из земляники - земляничное варенье
Из клюквы - клюквенный джем
Из брусники – брусничный пирог.
7. Пальчиковая гимнастика.
(Цель - развитие тонкой моторики, координация речи с движением.)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую.
(По очереди пальцы правой руки похлопывают пальцы левой руки, начиная с большого)
Логопед : Мы с вами пришли на любимую полянку зверей. А кто это нас встречает?
1-й ребенок: Зайка
2-й ребенок: Ежик
3-й ребенок: Лиса
Незнайка: я тоже знаю - это белка.
Логопед : кто это там рычит?
Звучит рев медведя.
Дети: Медведь.
Логопед : Посмотрите, дети, из-за кустов выглядывают их детеныши.
7 .Игра «Мама и детеныш».
(Цель – учить детей образовывать слова, с помощью суффиксов -онок, -енок).
Дети называют маму и детеныша животных, встретившихся в лесу.
Логопед : Незнайка, откуда у тебя сосновая шишка?
Незнайка. А мне ее подарила белка. А давайте поиграем с шишкой в игру.
8. Игра «1, 2, 5»
(Цель – учить детей правильно употреблять числительное с существительным).
Один медведь, два медведя, пять медведей;
Одна лиса, две лисы, пять лисиц.
Один заяц, два зайца, пять зайцев.
Одна белка, две белки, пять белок.
Логопед : Молодцы! Ребята, пока мы играли, кто на поляну прилетел?
Дети: Бабочки.
Логопед : Правильно, давайте отправим бабочек в полет.
9. Игра «Полетели бабочки».
(Цель – развитие воздушной струи).
Логопед : Давайте осторожно возьмем наших бабочек, сделаем глубокий вдох носом и выдох ртом, подуем на бабочек, что бы они взлетели.
Логопед : Вот и улетели наши бабочки.
Логопед : Ребята, а теперь давайте подарим лесу подарки, которые мы приготовили.
10. Игра «Подарки для леса
– Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревая все живое вокруг.
– Я дарю тебе дождик, пусть он напоит и умоет всех.
– Я дарю тебе травку, чтобы там могли жить насекомые и мелкие животные.
– Я дарю тебе дерево и цветы, пусть они украшают тебя.
– Я дарю тебе птиц, и животных, ведь ты для них – дом.
Логопед : Спасибо лес за гостеприимство. Мы узнали много полезного и интересного. Но нам пора возвращаться домой.
«Вокруг себя обернись, в детском саду окажись».
10. Итог занятия
Логопед : Куда мы с вами сегодня совершили путешествие?
Кого мы встретили на лесной полянке?
Какие правила поведения в лесу, вы узнали?
Незнайка: Спасибо ребята за увлекательное путешествие в лес. Я узнал, как нужно вести себя в лесу, почему нельзя рвать цветы и ломать ветви. До свиданья ребята.
Дети: До свиданья Незнайка.
Незнайка уходит.