Светлана Пономарёва
Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»
для подготовительной логопедической группы
«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»
(Звук и буква Ы)
Публикация «Конспект логопедического занятия для подготовительной логопедической группы, „Звук и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Подготовила : учитель-логопед
Пономарева Светлана Витальевна
Тема: Звук и буква Ы.
Цель: Научить различать и четко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы.
Задачи:
Обучающая:
- познакомить с новым звуком;
- учить дифференцировать заданный звук на слух;
- учить соединять звуки в слоги;
- усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;
- познакомить с буквой Ы;
- закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое представление;
- развивать зрительный и пространственный гнозис;
- развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику;
- развивать правильный речевой выдох; развивать просодическую сторону речи (сила голоса, высота голоса);
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;
- воспитывать чувство импатии (сопереживания).
- воспитывать интерес к занятию;
- воспитывать настойчивость;
Коррекционные:
- уточнить артикуляцию при произношении звука Ы;
- усовершенствовать речевой выдох и силу голоса;
- преодолеть речевой негативизм.
Оборудование: Аудио запись (гудок парохода, звуки леса, красный замок, цветовые символы звуков (у каждого ребенка, звуковые линейки, 2 провода (длинный и короткий, буква Ы, ежик ПЫХ (игрушка, корзинка (сделанная из картона, картинки грибов с буквами, картинки (крокодилы, бегемоты, жирафы, обезьяны, слоны, сюжетные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети в кабинет «заезжают на поезде».
Логопед :
- Мы приехали на поезде, а на чем еще можно путешествовать? (Ответы детей.)
- А вы путешествовали когда-нибудь на пароходе? А как он подает сигнал? Включается запись сигнала парохода. Дети слушают и повторяют. Детям предлагается немного «проплыть» на пароходе («плывут» и подают сигнал). «Доплыли» до берега, и вышли на лесную поляну. Дети садятся на свои места.
II. Сообщение темы занятия
По просьбе логопеда дети еще раз вспоминают, как подавал сигнал пароход - Ы-Ы-Ы.
Логопед :
- А как вы думаете, на какой звук похож его сигнал?
Дети:
- На звук Ы.
Логопед :
- А с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?
Дети:
-Со звуком Ы.
Логопед предлагает детям подать сигнал парохода, если он плывет далеко от нас? (звук ы-ы-ы дети произносят тихо, если он проплывает рядом с нами? (звук Ы-Ы-Ы дети произносят громко).
Затем логопед предлагает девочкам сказать, как сигналит маленький пароход? А мальчикам – как большой пароход.
III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам
Дается установка детям на произношение звука и на запоминание работы артикуляционных органов (губы - в улыбке, зубы не смыкаются, язык напряжен и лежит на дне ротовой полости).
Логопед :
- Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук?
Дети:
- звук Ы гласный, потому что он поется и воздух свободно выходит.
Логопед :
- В каком замке живет?
Дети:
- Гласные звуки живут в красном замке. Выставляется на доску изображение красного замка.
Логопед :
- Каким символом обозначаем гласные звуки?
Дети:
-Гласные звуки обозначаются красным квадратиком (кружочком). Выставляется красный квадрат рядом с замком.
IV. Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук».
Логопед произносит гласные звуки (А О У Ы У Ы О А И Ы, а когда дети услышат звук Ы, то хлопают в ладоши.
Логопед :
- Мы сейчас с вами ловили какой звук?
Дети:
- Мы ловили звук Ы.
V. Произношение звука Ы в слогах
Игра «Звуки подружились»
Логопед предлагает подружить звуки.
- Сейчас мы с вами подружим согласные звуки с гласными.
- Приготовьте ладошки. На одну ладошку мы посадим звук Х, на другую звук Ы. Соедините ладошки и произнесите слог – ХЫ, звук М, звук Ы, слог – МЫ.
- А сейчас мальчикам я подарю звук Т, девочкам звук Ы. Повернитесь друг к другу, соедините ладошки и произнесите слог – ТЫ, мальчикам – П, девочкам – Ы, (ПЫ). Дети, соединяя, ладошки произносят слоги.
VI. Произношение звука Ы в словах. Анализ слова ПЫХ
Включается аудиозапись, в которой слышится пыхтение - ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ.
Логопед :
- А как кто-то там пыхтел? Дети повторяют все хором.
Появляется ёжик (игрушка).
Ё жик:
– Звали меня? – Я ПЫХ.
Логопед :
- Повторите, как зовут ёжика?
Дети все вместе:
- ПЫХ.
Пых:
– Засиделся я в лесу. Мне очень хочется с вами поиграть, ребята, только я вот должен знать правильно ли вы услышали мое имя. А для этого вам нужно на звуковой линейке с помощью символов выложить схему моего имени.
Дети делают звуковой анализ слова ПЫХ. Определяется последовательность звуков, дается полная характеристика каждого звука, определяется общее количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков.
Выполняется взаимопроверка (дети передвигают звуковые линейки и проверяют правильность выполнения друг у друга).
Пых:
- Молодцы, ребята, вижу, правильно вы услышали мое имя, справились с заданием, правильно составили схему.
- А сейчас поиграем с вами в мою любимую игру «Рифмовки».
VII. Физкультминутка
Логопед начинает – дети называют слово-рифмовку и выполняют движения руками.
Дилы-дилы-дилы – появились … крокодилы.
Моты-моты-моты – спят в болоте … бегемоты.
Афы-афы-афы – Жуют листики … жирафы.
Ны-ны-ны – водой брызгают … слоны
Яны-яны-яны – по веткам скачут … обезьяны.
Игра проводится 2 раза. Второй раз с помощью картинок-подсказок дети начинают говорить слоги, а логопед заканчивает.
Логопед :
- А какой звук чаще всего встречался в нашей рифмовке? (Звук Ы).
VIII. Знакомство с буквой Ы
Пых:
– Ы это мой любимый звук, но есть не только звук, а ещё и буква Ы и я сегодня принёс вам её в подарок. ВЫСТАВЛЯЕТСЯ буква Ы
Логопед :
- Из скольких элементов состоит буква Ы?
Дети:
- Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком», и еще палочка.
Логопед :
- В какую сторону повёрнут животик?
Дети:
- Вправо.
С помощью «волшебной палочки» буква прописывается в воздухе, затем пальчиком на парте, и выкладывается из проводка. (дается установка на то, куда повернут «животик» и с какой стороны от «животика» вторая палочка).
Игра «Собери грибы».
Логопед :
- Пых сказал, что возле его дома растет много грибов, только вот он не знает какие из них можно собирать, а какие – нет. Поможем ему собрать?
Под запись «Звуки леса» дети подходят к столу, на котором лежат картинки грибов с буквами. Им необходимо положить в корзину только те, грибы на которых написана буква Ы.
Дети садятся на места.
IX. Подбор картинок на заданный звук
Логопед :
- С каким звуком, и какой буквой мы познакомились?
Дети:
- Мы познакомились с буквой Ы.
Логопед :
- Пыху очень нравится, что вы так часто повторяете его любимый звук, он решил с вами еще поиграть. Поиграем? Игра называется «Найди слово со звуком Ы».
- Пых каждому из вас отправил письмо. Возьмите конверты, достаньте картинки и выберите только ту, в названии которой есть звук Ы. в конверт вложено по две картинки, в названии одной есть звук Ы, а в названии другой – нет.
Дети по цепочке проговаривают свое слово.
X. Произношение звука Ы в предложении
Логопед :
- Внимательно еще раз посмотрите на свои картинки. Подойдите к столу. Подберите себе картинку по смыслу связанную с той, которая у вас уже есть.
Дети выбирают сюжетные картинки и составляют предложения. Проговаривают каждый свое.
XI. Итог занятия.
Литература.
Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. – СПб., 1998.
Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС 2007.