Марина Юнусова
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «От звука к букве, от буквы к слову»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15 «Берёзка» городского округа город Октябрьский
Республика Башкортостан
Конспект
Фронтального занятия
подготовительной к школе группе для детей с
нарушениями речи
на тему «От звука к букве, от буквы к слову»
Юнусова Марина Михайловна
учитель-логопед
первая квалификационная категория
г. Октябрьский РБ
2013г.
Публикация «Конспект логопедического занятия для подготовительной группы „От звука к букве, от буквы к слову“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Коррекционно-образовательные цели:
-продолжать знакомить со звуком и буквой С, закрепить правильное произношение звука С;
-обучать умению давать характеристику звука;
-продолжать упражнять детей в определении места звука в слове;
-обучать детей выполнению звуко-слогового анализа слов;
-продолжать учить ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);
-закреплять умение составлять предложение из заданных слов и составлять схемы данных предложений.
2. Коррекционно-развивающие цели:
-развивать фонематическое восприятие;
-продолжать развивать слуховое и зрительное внимание;
3. Коррекционно-воспитательные цели:
-воспитывать умение работать в коллективе, контролировать свои действия и речь;
-формировать мотивацию учения и интереса к процессу обучения.
Оборудование:
Мягкая игрушка «Сова», конверт, магнитофон, предметные картинки со звуком [c], «звуковые дорожки» и деревянные матрёшки на каждого ребёнка, демонстрационный и раздаточный материал к звуко-слоговому анализу, наборное полотно, мольберт, мел, игра «Волшебный квадрат», корзина с сюрпризами.
Предварительная работа:
Разучивание физкультминутки «Сова», игра «Волшебный квадрат», речевое упражнение «Снежинки».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются, становятся в круг.
Л. Ребята, сегодня утром падал снег. Покажите, как падают снежин-ки? (дети показывают).Как называется это явление?
Д. Снегопад.
Речевое упражнение «Снежинки» (выполняется с движениями)
Кружатся снежинки,
В воздухе морозном.
Падают на землю,
Кружевные звёзды,
Вот одна упала,
На мою ладошку.
Ой, не тай снежинка,
Подожди немножко.
Л. Давайте тихонько сдуем снежинки с ладошек (дети «сдувают» на умеренном и на сильном выдохе) Логопед обращает внимание на правильное дыхание: плечи опущены, не напряжены, щёки не надуваем.
2. Раздаётся стук в дверь, вносится мягкая игрушка «Мудрая Сова»
Л. К нам в гости прилетела Мудрая Сова, здравствуй Совушка (дети здороваются).Что за конверт она нам принесла, давайте посмотрим (открывается конверт).Здесь написано-задания школы лесных
наук. Выполним эти задания?
Д. Выполним.
Л. Вот и первое задание: послушайте загадки и отгадайте.
1) Всё лето стояли,зимы ожидали. Дождались поры, помчались с горы. (Санки)
2)Заворчал живой замок,лёг у двери на порог. Две медали на груди, лучше в дом не заходи. (Собака)
3)Что за птица?
Песен не поёт,
Гнёзд не вьёт
Людей и груз везёт. (Самолёт)
Л. Правильно, давайте повторим отгадки?
Д. Санки, собака, самолёт (проговаривают и выделяют звук)
Л. Кто догадался, какой звук встречается во всех отгадках?
Д. Звук [C]
Л. Правильно, сегодня мы будем говорить о звуке С. Давайте дадим характеристику этого звука. Какой это звук?
Д. Согласный.
Л. Почему он согласный?
Д. Потому что он не тянется и не поётся.
Л. Что ещё мы можем сказать про этот звук?
Д. Этот звук твёрдый.
Л. А ещё какой это звук?
Д. Звук «с» глухой, потому что он образуется без помощи голоса.
Л. Ещё какой он?
Д. Свистящий.
Л. Итак, звук С-согласный, звонкий, твёрдый, свистящий.
Л. Молодцы, так замечательно справились с заданием,
3. Л. Второе задание такое: хлопните в ладоши, если услышите звук «С» среди других звуков. Приготовили руки, закрыли глаза.
Т-С-С-Л-Н-С-М-П-С-С (логопед произносит звуки, дети хлопают с закрытыми глазами)
Л. Молодцы, открыли глаза, А что мы можем сказать про эти звуки?
Д. Звуки мы слышим и произносим (выставляется буква «С» на магнитную доску)
Л. Ребята, а это что вы видите?
Д. Букву «С»
Л. Что мы можем сказать про букву?
Д. Букву мы видим, пишем и читаем,
Л. Правильно, есть такое правило, давайте повторим все вместе:
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.
4. Л. Третье задание. У меня здесь много картинок. Нужно определить место звука «С» в названии картинок (дети по одному выходят к доске, берут картинку и определяют место звука «С» в слове, остальные работают на местах со звуковыми дорожками)
Л. Молодцы! А теперь давайте отдохнём. Тихонечко все встанем и разомнёмся. Выйдем на ковёр.
5. Физкультминутка «Сова» (с движениями)
В лесу темно,
Все спят давно,
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит-у у у
Совушка-сова
Большая голова
На суку сидит
Головой вертит
Во все стороны глядит
Да вдруг как полетит…
Л. Отдохнули? Садитесь (дети садятся на места)
6. Л. А вот и четвёртое задание, игра «Волшебный квадрат» (в центре квадрата ставится буква О)
Л. Какие буквы нужно поставить слева и справа от буквы «О», чтобы получилось слово СОК?
Д. Буквы С и К (дети выполняют и комментируют свои действия)
Л. Что нужно сделать, чтобы получилось слово СОН?
Д. Букву К поменять на букву Н.
Л. Что нужно сделать, чтобы получилось слово НОС?
Д. Поменять местами буквы С и Н.
Л. Что сделать, чтобы прочитать вместо слова СОК, слово СУК.
Д. Поменять букву О на букву У.
7. Л. Прекрасно выполнили и это задание, молодцы! Теперь пятое задание. Сидит одна сова на ветке, а когда их много на веточках, как мы скажем, это кто?
Д. Совы.
Л. Давайте выполним звуко-слоговой анализ этого слова (Совы) (один ребёнок составляет схему у доски, остальные –за столами)
Л. Сколько слогов в слове Совы?
Д. Два слога,
Л. Почему 2 слога?
Д. Потому что 2 гласных звука.
Л. Сколько звуков в слове Совы.
Д. Четыре звука.
Л. Какой 1 звук? (2 звук и т. д.)
Д. -1 звук - С- согласный, твёрдый;
-2 звук - О- гласный;
-3 звук - В- согласный, твёрдый;
-4 звук - Ы- гласный.
8. Л. Хорошо справились и с этим заданием. Послушайте, что в шестом задании. Составьте предложение со словом «СОВЫ» и нарисуйте к ним схемы на доске (дети придумывают по одному предложению, выходят и рисуют схемы на доске)
Л. А что мы знаем о предложении?
Д. Предложение начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка, потому что оно заканчивается.
Л. Молодцы, ребята.
9. Итог занятия.
Л. Кто мне скажет, что мы делали на занятии, о чём мы говорили? (ответы детей)
Л. Я думаю, что наша Мудрая Сова довольна тем, как вы выполнили её задания и обязательно расскажет своим ученикам в школе «лесных наук» о вас. Но она прилетела не с пустыми «руками», а приготовила вам сюрпризы (детям раздаются книжки-малышки)