Вера Мальцева
Конспект логопедического занятия для детей с ФФНР (старшая группа) «Вместе с кошкой Муркой»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность
для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
(подготовительная группа)
«Вместе с кошкой Муркой”
Тема: Автоматизация правильного произношения звука «Р» в словах, предложениях, скороговорках.
Коррекционно-образовательные задачи.
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
2. Закрепление знаний и представлений детей о домашних животных
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей с ФФНР (старшая группа) „Вместе с кошкой Муркой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
3. Уточнение и активизация словарного запаса детей по теме «Домашние животные»; словарная работа - «хлев», «скот».
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Закрепление правильного звукопроизношения «Р» в словах, предложениях и стихах;
2. Развитие фонематического восприятия, голоса.
3. Закрепление навыка звукового анализа слова.
4. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;
5. Развитие зрительного внимания и восприятия;
6. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
7. Развитие лексико-грамматического строя речи при словоизменении.
Воспитательные задачи.
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство товарищества;
2. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям.
Методы и приемы.
1. Использование ИКТ (презентация «Веселый котенок»)
2. Поиск путей разрешения проблемной ситуации.
3. Дидактические игры: «Собери игрушки», «Поиграй-ка» (работа со схемами)
4. Использование чистоговорок, скороговорок.
5. Работа с трафаретами «Домашние животные».
6. Индивидуальная работа при проговаривании чистоговорок, скороговорок, выполнении задания «Поиграй-ка».
7. Дифференцированный подход (дополнительное задание той команде детей, которая быстрее справилась с заданием изменить слово по схеме.
Интеграция образовательных областей:
1. «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым, развитие фонетико-фонематической системы языка, грамматического строя речи;
2. «Социализация»- развитие игровой деятельности, коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, активности, инициативности;
3. «Физическая культура» – накопление двигательного опыта, развитие координации движений;
4. «Познание» - расширение и уточнение представлений о домашних животных.
5. «Музыка» - приобщение к музыкальному искусству (пение).
6. «Художественное творчество»- коллективная работа «Веселые соседи и верные друзья», работа с трафаретами.
Виды детской деятельности:
1. двигательная;
2. игровая;
3. коммуникативная;
4. продуктивная.
Технологии:
1. Здоровьесберегающие –
• биоэнергопластика (сопряженные движения языка и пальцев рук);
• кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия через смену положений рук);
• самомассаж лица;
• логоритмическое упражнение «Уселась кошка на окошко»;
• зрительная гимнастика по Э. С. Аветисову «Веселый котенок»;
• пальчиковая гимнастика и массаж (Су-джок)
2. Социо-игровая технология –
• игровой метод «Игры с кошкой Муркой»;
• деление на группы при выполнении задания;
• смена видов деятельности, мизансцен;
• смена темпа и ритма выполнения задания.
Оборудование.
Компьютер, мольберт, предметные картинки в названии которых есть звук «Р» (радуга, рыба, карандаш, морковь, забор, топор и т. д., мешочек, бантики двух цветов, дидактическая игра «Поиграй-ка» (схемы, дидактическая игра «Бочонки», трафареты по теме «Домашние животные», песочные часы, карточка «Ножницы- собака-лошадка», массажные шарики и колечки (Су-Джок,
Предварительная работа:
1. Постановка звука «Р» и его автоматизация в свободной речи детей;
2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Вот как шарик я катаю.».
3. Разучивание с детьми стихов, скороговорок, используя мнемотехнику;
4. Развитие лексико-грамматической основы речи через дидактические игры.
Ход.
I. Орг мом. (на ковре)
Логопед :
Раз, два. Раз, два – на занятие пора. Хлопки по ногам на каждый счет
Раз, два, три. Раз, два, три. Хлопки в ладоши.
Слушай, думай и смотри. Указательный жест, направленный на уши, голову, глаза.
На вопросы отвечай, хорошо запоминай! Правая рука поддерживает локоть левой руки, указательный палец которой направлен вверх. Затем смена положений рук.
Логопед и дети садятся на ковер.
II. Основная часть.
Логопед : Сегодня мы продолжим учиться правильно и красиво говорить звук «Р». Давайте подготовимся к занятию.
А) Самомассаж
• «Грабельки» - погладим лоб, чтобы голова хорошо думала.
• «Вилочки» - разотрем уши, чтобы хорошо слышать.
Логопед : Поиграем с руками и пальцами, чтобы быть умными.
Б) Кинезиологические упражнения.
• «Фонарики»
• «Кулак, ладонь, ребро»
• «Ножницы, собака, лошадка»
Логопед : Посмотрите на карточку. Какая фигура лишняя? Почему?
Примерные ответы детей : На карточке лишние «ножницы». «Ножницы – это инструмент, а кошка и собака – домашние животные.
В) Работа с карточками- символами.
Логопед : Молодцы! Подберите карточки – символы к словам «Домашние животные».
Дети выбирают карточки – символы.
Логопед : Почему вы выбрали эти карточки?
Примерные ответы детей : Это животные, а не человек и птица. Это животные, которые живут рядом с домом или в доме человека, а не в лесу.
Г) Активизация словаря. Словарная работа.
Логопед : Назовите домашних животных. Возьмите массажные колечки - колечко па пальчик надевай, домашних животных вспоминай. Начнем с большого пальца правой руки.
Дети выполняют массаж каждого пальчика обеих рук с помощью массажного кольца Су-Джок, называют домашних животных.
Логопед : Молодцы!
Раз, два, три, четыре, пять
Мы к доске идем играть Чередование хлопков в ладоши с хлопками по ногам.
Дети подходят к доске.
Логопед : Посмотрите на картинки. Назовите одним словом. Одна картинка лишняя? Почему?
Примерные ответы детей : Это домашние животные. Кошка – лишняя, потому что она живет в доме человека. А корова лошадь и свинья - рядом с домом человека.
Логопед : Человек ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, свинью) в теплом хлеву. Хлев – это дом, для домашних животных, построенный человеком. Кошка же живет в теплом доме хозяина.
Мы сегодня поиграем с кошкой Муркой.
Дети садятся за столы.
Д) Биоэнергопластика.
№ Текст Движения языка Движения кисти руки
1 Стоит в поле теремок «Крыша».
Широкий кончик языка на верхней губе Кисти обеих рук - «крыша домика»
2 На дверях висит замок Губы крепко сжаты Пальцы обеих рук переплетены
3 Как бы в терем нам войти и хозяина найти. «Ступеньки».
Широкий кончик языка сначала на верхней губе, затем на верхних передних зубах, затем за зубами.
Широкий кончик языка «стучит» за верхними передними зубами – д-д-д; Повторение движений языка кистью руки.
4 Нажимаем на звонок и вступаем на порог. Произнесение звукосочетания ДРРРРР с приоткрытым ртом. Контроль за положением языка. Имитация движения «Нажать на звонок»
Самомассаж «Нас встречает кошка».
1 Вот с такими вот усами Поглаживание щек.
2 Вот с такими вот ресницами Поглаживание лба.
3 Вот с такой красивой, пушистой грудкой. Поглаживание шеи.
Биоэнергопластика
№ Текст Движения языка Движения кисти руки
5 Кошка прыгала, скакала, «Часики»
Движения языка вправо-влево.
«Качели»
Движения языка вверх до верхней губы, вниз- до нижней губы Движение кисти руки вправо-влево.
Движение кисти руки вверх-вниз.
6 Пыль повсюду поднимала, «Парашютик»
Широкий кончик языка на верхней губе, сильно выдохнуть через рот так, чтобы ватка, лежащая на кончика носа влетела вверх.
7 В прятки весело играла. «Змейка»
Рот открыт, язык выдвигается вперед, «прячется» во рту Движение пальцев руки вперед, назад
8 Очень кошечка устала «Блинчик»
Широкий язык удерживается на нижней губе под счет до 5-10
9 Покормим нашу кошку,
Нальем молока ей в плошку. «Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счет до 5-10 Удержание округленной кисти руки.
10 Кошечка лакает,
Ни капельки не проливает. «Кошка лакает молоко»
Логопед : Вот поела наша кошка, замурлыкала немножко, то громко, то тихо: муррр-муррр-муррр.
Е) Уточнение правильного произнесения звука «Р».
Логопед : Назовите последний звук в слове «Мурр». Очень любит кошка Мурка звук «Р». С этим звуком у нее получаются ласковые и добрые песенки. Расскажите, какой это звук? Как правильно его произносить?
Примерные ответы детей : Звук «Р» - согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. Чтобы правильно произнести звук надо приоткрыть рот, улыбнуться, язык поднять вверх и сильно подуть, чтобы кончик языка «задрожал».
Дети рисуют на доске модель артикуляции звука «Р».
Ж) Произнесение звука «Р» в слогах.
Логопед : Споем вместе с кошкой Муркой ее песенки.
Упражнение «Пальчики здороваются».
мур-мар-мыр- мур
мра-мро-мру-мры
Упражнение «Пальчики целуются»
рма-рму-рмы-рмо-рма
З) Гимнастика для глаз по Э. С. Аветисову
Логопед : Очень любит кошка играть
Всюду бегать и скакать.
Дети подходят к компьютеру.
Следите глазами за кошкой.
И) Дидактическая игра «Разложи по коробочкам»
Логопед : Разыгралась наша кошка, разбросала по ковру картинки. Ребята помогите навести порядок. Картинки, в названии которых звук «Р» - первый, положите в красную коробочку, картинки, в названии которых звук «Р» посередине – в зеленую, картинки, в названии которых звук «Р» последний – в синюю коробочку.
Примерные ответы детей : Это «Помидор», звук «Р» в слове «помидор» последний, кладу картинку в синюю коробочку и т. д.
К) Физкультминутка.
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть Имитация движения
Посмотрим на нее немножко
«Бинокль» поднести к глазам.
Ее движения можно повторить
Руки в стороны.
Раз-два, три – а ну-ка повтори
Три-четыре – пять повтори опять.
Повторение движений
Запрыгала вдруг наша кошка, Прыжки на двух ногах
И стала хвостиком махать.
Повороты туловища вправо-влево
Посмотрим на нее немножко.
«Бинокль» поднести к глазам.
Ее движения можно повторять Руки в стороны.
Раз-два, три – а ну-ка повтори
Три-четыре – пять повтори опять. Повторение движений
Л) Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Логопед : Заскучала Мурка. Ей не весело без друзей. Друзья кошки - домашние животные, в названии которых есть звук «Р». Подойдите к столу, найдите друзей для кошки. Почему вы выбрали этих животных?
Дети выбирают домашних животных по силуэту - трафарету.
Примерные ответы детей : Я выбрала для кошки Мурки друга. Это корова. В слове «корова» есть звук «Р».
Логопед : Кошка Мурка хочет узнать о своих друзьях.
Логопед : Для выполнения задания вам нужно объединиться в команды. В мешочке бантики зеленого и белого цвета. Те, кто вытянет бантики зеленого цвета, возьмут зеленые «дорожки» со схемами, а те, кто вытянет бантики белого цвета - белые «дорожки» со схемами.
Зеленые «дорожки» помогут вам рассказать о семье выбранного вами домашнего животного. Белые «дорожки» - помогут вам поиграть со словом - названием выбранного вами животного.
В команде все должны помогать друг другу, подсказывать.
Дети достают бантики, выбирают «дорожки», объединяются в команды, совместно готовятся к ответам.
Примерные ответы детей :
Белая «дорожка» У меня баран. Много – это бараны. Нет барана. Ласково – барашек. У барана мордочка – баранья, хвостик – бараний, ножки - бараньи.
Зеленая «дорожка». У меня кролик. Кроличья семейка – папа - кролик, мама- крольчиха, ребенок - крольчонок, дети- крольчата.
Логопед : Молодцы! Кошка Мурка приглашает друзей к себе в гости- поиграть. Нарисуйте друзей животных во дворе у домика кошки. Сделайте это красиво, аккуратно и быстро, пока бежит песок в песочных часах.
Дети рисуют с помощью трафарета животных около домика кошки на листе ватмана.
Логопед : Кто пришел в гости к кошке Мурке?
Примерные ответы детей : К кошке Мурке пришел в гости баран (кролик, корова, поросенок)
Логопед : Вот теперь нашей Мурке весело! Давайте расскажем для Мурки и ее гостей наши скороговорки.
Примерные ответы детей :
Вот какой коташка, круглая мордашка,
А на каждой лапке коготки-царапки.
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота
Отыщи-ка там кота.
Логопед : Молодцы! Какой звук мы старались произносить красиво и правильно?
Примерные ответы детей : Звук «Р».
Логопед : Чтобы домашние животные стали красивыми на картинке мы раскрасим их на следующем занятии.