Ирина Азаренко
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы (ТНР) по развитию связной речи «Как щенок нашёл друзей»
Цель: обучение связному последовательному изложению по серии сюжетных картин.
Задачи:
1. Учить составлять рассказ с опорой на картинки.
2. Расширять и активизировать предметный глагольный словарь и словарь
признаков у детей по серии сюжетных картин.
3. Закреплять навыки построения различных типов предложений.
4. Упражнять детей в подборе вариантов придумывания названия рассказа по
данной серии сюжетных картин.
5. Воспитывать бережное, заботливо отношение к животным.
Оборудование: презентация PowerPoint «Как щенок нашёл друзей».
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы (ТНР) по развитию связной речи „Как щенок нашёл друзей“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: просмотр видеороликов «Собаки – помощники инвалидов», «Как собаки служат в армии», «Маленький щенок».
Словарная работа: собака - друг человека, неуклюжий, забавный, милый, печальный, понурый; жалко, одиноко, умилённо.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Дидактическое упражнение «Отгадайте загадку».
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот.
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
(Щенок).
- Как догадались что это щенок?
Дети: Собачка, маленький щенок.
- Какие слова помогли?
Дети: Забавный, неуклюжий.
(Только маленькие бывают забавными (смешными, неуклюжими, смешными).
-Хотите узнать интересную историю про щенка?
Дети: Да, хотим.
-Проходите, садитесь на стульчики.
II. Работа по теме занятия :
(рассматривание сюжетных картин)
Картина №1 (слайд 1)
- Какое время года изображено на картинке?
Дети: На картине изображена осень.
-Как догадались что это осень?
Дети: Серое небо, листья опали с деревьев.
(Идет дождь, сильный дождь, льет дождь – ливень, льет как из ведра.)
-Посмотрите на деревья, что можно сказать про них?
Дети: Деревья стоят голые, все листья опали.
-Кого вы видите?
Дети: Я вижу щенка.
-Посмотрите на него? Какой он?
Дети: Мокрый, грустный, печальный.
-Как вы думаете, почему он оказался во дворе один?
Дети: Потерялся, отстал от хозяина, его выгнали из дома. Некуда идти.
-Сидит он во дворе одинокий, один, ему как ….(одиноко).
Дети: Щенку одиноко.
Картина №2 (слайд 2)
-Давайте придумаем девочкам имена.
Дети: Одна девочка будет Маша, а другая Даша.
-Как вы думаете, кто они были друг другу?
Дети: Они могут быть друг другу сестренки или подруги.
-Почему девочкам жалко щенка?
Дети: Он был мокрый, несчастный, грязный, жалкий, голодный.
-Прилипли комки грязи (грязный,
-Льет сильный дождь. Значит какой? (мокрый,
-Ему весело? Значит он какой?. (грустный)
-Смотришь на него. И щенка становится жалко….(жалкий)
-Что Маша могла сказать Даше, глядя на щенка?
Дети: Давай возьмем его домой.
Картина №3 (слайд3)
-Как они позаботились о щенке?
Дети: Они его намыли, расчесали, накормили.
-Как девочки смотрят на щенка?
Дети: Девочки смотрят на щенка с любовью, заботливо.
(Умиленно – щенок такой милый, приятный.)
Картина №4 (слайд 4)
-Почему щенок уснул?
Дети: Потому что он наелся, он сытый; ему тепло.
-Что будет дальше со щенком. Как вы думаете?
Дети: Он останется жить у девочек. Девочки могут его подарить кому-нибудь.
-А если не разрешат родители оставить щенка. Что можно сделать?
Дети: Найти другого хозяина, который не выгонит на улицу.
III. Физкультминутка:
(физминутка для детей с нарушением зрения)
Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показать траекторию её
И вот вторая пробежала! движения и проследить взглядом.
Мы на небо посмотрели Смотрят вверх.
Капельки «кап –кап» запели, Моргать глазами.
Намочились лица.
Мы их вытирали. Вытирают лицо руками.
Туфли –посмотрите- Показывают руками вниз и смотрят.
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем Движение плечами.
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. Приседают.
IV. Продолжение работы по теме занятия :
1. Обобщение рассказа с установкой на запоминание. (слайд 5)
- Послушайте историю про щенка.
Наступила осень. Шел сильный дождь. Маленький щенок один сидел во дворе. Он потерялся и не знал куда идти. Ему было грустно, одиноко, холодно. Мимо шли девочки и увидели мокрого щенка. Им стало его жалко. Они взяли щенка домой накормили молоком и щенок крепко уснул на коврике. Девочки смотрели на щенка и радовались. Так щенок нашел друзей.
Мораль: Надо помогать маленьким, беззащитным, кому плохо.
2. Пересказ рассказа детьми.
-Ребята, придумаем название рассказу:
«Осенью во дворе»;
«Девочки и щенок»;
«Бедный щенок»;
«Как щенок нашел друзей».
3. Просмотр картинок со щенком (слайд 6).
- Посмотрите и запомните, что делает щенок?
- Назовите слова – действия. (играет, роет, лакает, спит, сидит).
V. Итог
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
Дети: Да, понравилось.
-Максим, тебе понравилось, как рассказывал Захар?
Дети: Да, Захар, полностью рассказал весь рассказ.
- Кто больше тебе понравился, как рассказывали твои друзья?
Дети: Больше всего мне понравилось, как рассказывал Артём.
Развитие инициативы и самостоятельности:
Предложить Диме оценить рассказ Артема
Список используемой литературы
1. Ильякова Н. Е. Серия сюжетных картин. Как щенок нашёл друзей.
Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. Ростов-на Дону: ГНОМиД., 2007г.
2. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной
ориентировки. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.
Использованные материалы и Интернет – ресурсы
3. https://www.youtube.com/watch?v=DALMQ5Wl9qQ
4. https://www.youtube.com/watch?v=Ej6A7euo2K8
5. https://allforchildren.ru/pictures/dog.php?page=2