Ольга Скоробогатова
Конспект логопедического занятия «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по формированию
лексико-грамматических категорий, построению предложения
на материале лексической темы «Дикие животные»
Индивидуальное занятие по структуре речевого нарушения: НР II
Учитель-логопед :
Скоробогатова Ольга Леонидовна,
МКДОУ «Детский сад № 4»
г. Куртамыш
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Тема: «Дикие животные»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие.
Цель: практическое усвоение детьми словаря темы «Дикие животные», закрепление способов словоизменения и словообразования на материале имен существительных выбранной лексической темы, умение правильно строить и употреблять в речи предложения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнять представления о диких животных;
уточнять и расширять словарь по теме (медведь, волк, лиса, заяц);
учить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных, изменению глаголов по числам;
учить грамматически правильно строить предложения из 3—5 слов;
формировать простейшие навыки связной речи.
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, зрительное и слуховое внимание; зрительную память;
корригировать слоговую структуру слова;
развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
формировать интерес к живой природе, доброжелательность, отзывчивость, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Планируемые результаты:
ребенок имеет представления об образе жизни диких животных, использует в активной речи названия диких животных, строит простейшие предложения из 3 – 5 слов, применяет словоизменение, активно и доброжелательно взаимодействует со взрослым.
Оборудование: стакан воды, Смешарик, телефон, планшет, силуэты диких животных, зеленый и красный флажки, лес (коробка с 5-ю деревьями, мяч, 6 предметных картинок, картинка волка, хвост белки, сюжетные картинки, тарелка, 7 яблок, ваза, 7 ромашек, мясо, шишка, фольга, морковка, мед, солнышко, облачко, тучка, человечек, «скала знаний», фигурки животных (волк, медведь, лиса, белка, заяц, ежик).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение у нас было хорошим и веселым, мы возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку любви и тепла, что живет в нашем сердце. Почувствуй, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта, хорошее настроение.
• Логопедическая гимнастика «Потягушки»
Потягушки – потягушки!
Ребенок потягивается руками в стороны - вверх
Просыпайтесь, мои ушки!
Потягивает пальчиками за мочки ушей
Просыпайтесь, мои губки!
Вытягивает губки трубочкой
Просыпайтесь, мои зубки!
Показывает зубки («заборчик»)
Надувайтесь, мои щечки,
Надувает щеки
Словно два больших мешочка
Хлопает ладошками по щекам
Глазки, глазки, открывайтесь,
Проводит указательными пальцами по векам.
Просыпайтесь! Просыпайтесь!
• Гимнастика для мозга Брэйн Джим
Л: – Выпьем из стаканов по несколько глотков воды, это придаст нам заряд энергии.
Л: – Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться говорить, строить правильные красивые предложения.
- Но прежде разомнем свой язычок, чтобы он стал послушным.
На-на-на - к нам пришла весна.
Ок-ок-ок - вот расцвел цветок.
Ра-ра-ра - пляшет детвора.
3. Актуализация словарного запаса по теме.
Употребление имен существительных в винительном падеже.
Логопед (Л.) : - Сегодня к нам в гости пришел наш друг Смешарик. Утром он проснулся и стал придумывать, чем бы ему заняться. Сначала он взял в руки планшет и прочел сообщения. Кто-то выслал ему фотографии, но вот беда – на экране ничего не видно, только чьи- то силуэты…. Может, ты поможешь Смешарику разглядеть, что на экране? Рассматривание силуэтов диких животных.
Л. : - Итак, кого ты видишь?
Дети: - Волка. Медведя. Лису. Белку. Зайца. Ежика (выставляем фигурки диких животных).
4. Игра «У кого самый хороший слух?».
Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
Л. : - Смешарик еще только учится говорить, поэтому иногда он путает слова. Давай покажем Смешарику когда он говорит правильно, а когда ошибается. Если он произнесет слово правильно – подними зеленый флажок, если Смешарик ошибся – красный.
Мишка-миска. Лиза-лиса. Майка-зайка. Ёжик-ножик. Белка-булка. Волк-полка.
5. Работа по теме урока.
Употребление имен существительных в родительном падеже. Развитие зрительной памяти
Л: – Волк, медведь, лиса, белка, заяц, ежик как мы можем назвать их одним словом?
Дети: - Это дикие животные.
Л. : - Смешарику очень хочется поближе познакомиться и подружиться с ними. Где же мы можем их встретить? Где они живут?
Дети: - В лесу.
Л. : - Правильно, они живут в лесу, сами добывают себе еду.
Л. : - Давай отправимся в лес. Повернулись, покружились и в лесу мы очутились.
Кто первый нам встретился, мы узнаем, если посмотрим за дерево, которое находится в центре. Кто это?
Д: - Это лиса.
Л: Идет по лесу лиса.
Лиса - рыжая краса.
Всех зверей она хитрей,
Шубка теплая на ней!
Лисонька предлагает поиграть с ней в мяч. Ударяем мяч об пол и называем картинки.
Л. : - У лисички один предмет, а у нас таких предметов много. Собирает картинки и называет во множественном числе. У нас много чего?
- Какие картинки там были?
Л. : - А сейчас посмотрим что за деревом вверху слева (хвост белки).
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно, это …
Дети: - Белка.
Л: - Она просит тебя разложить натасканные ею предметы по местам. Закончи мое предложение, подобрав подходящие по смыслу предметы.
- Белка очень быстрая и внимательная. Предлагает выполнить такое упражнение «Кулак – ребро - ладонь».
6. Развитие мелкой моторики
Л. : - Посмотрим за дерево внизу справа (разрезанная картинка волка).
- Сложим, что получится (портрет волка).
7. Дифференциация на слух разных грамматических форм слова (глаголов).
- Волку тоже требуется помощь. Какое из предложений подходит.
8. Физминутка.
Л. : - Посмотри под деревом внизу слева. Что это?
Дети: - Берлога.
Л: - Вот медведь вылез из своей берлоги. Он неуклюжий, косолапый. Отдохнем вместе с ним. Мы руками – хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ногами – топ-топ-топ,
Кулаками постучим,
Повернемся и молчим.
9. Работа с предложением.
Л: - Посмотрим, что за деревом вверху справа. Зайка просит тебя послушать предложение и найди подходящую картинку.
- Послушай и исправь ошибки. Мышка рычит, а медведь пищит. Шуба речная, а рыба меховая.
Л: - Ежик попросил накрыть для него стол к предстоящему дню рождения. На столе в тарелочке должно лежать 5 яблок и в вазе стоять 3 цветка (на столе все в большем количестве). Что у нас на столе?
- Посмотри, кто из друзей к нему уже приходил, если у него уже есть вот такие подарки (мясо, шишки, мед, морковка).
Д: - Мясо принес волк. Шишки принесла белка. Морковку принес заяц. Мед принес медведь.
Л: Вместе составим обо всем этом рассказ. Я произношу, а ты выкладываешь картинки. А сейчас давай представим, что ты диктор телевидения и тебе нужно рассказать, что происходило в лесу. Расскажи самостоятельно. У ежика было день рождения. К нему приходили гости. Принесли подарки. Волк принес мясо. Белка принесла шишку. Заяц принес морковку. Медведь принес мед.
Л: - Замечательный диктор из тебя получился. Но я закончу твой рассказ таким предложением. «А Максим устроил для ежика праздничный салют» Выложить из оставшихся картинок (упражнение на дыхание с фольгой).
10. Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Смешарик предложил тебе нарисовать картинку на экране планшета. Приложи наверху солнышко, облако или тучку, в зависимости от того, какое настроение было на занятии.
- Приложи человечка на то место «скалы знаний», до которого ты добрался на сегодняшнем занятии.
11. Итог занятия.
Логопед благодарит и хвалит воспитанника, дарит ему Смешарика.