Римма
Конспект логопедического занятия детей с ФФНР в подготовительной группе «Звуки [А], [У], [И], [О]»
▼ Скачать + Заказать документы
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
детский сад общеразвивающего вида № 25 «Цветик-Семицветик»
Учитель-логопед Белолипецкая Римма Владимировна
ТЕМА: Звуки [А], [У], [И], [О]
ЦЕЛЬ: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [А], [У], [И], [О].
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- продолжать учить различать неречевые звуки;
- подготавливать к усвоению звукослогового ряда путем формирования пространственно- временных представлений;
Публикация «Конспект логопедического занятия детей с ФФНР в подготовительной группе „Звуки [А], [У], [И], [О]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У];
- формировать фонематические представления на материале звуков [А], [О], [У], [И];
- закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова);
- учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;
- работать над навыками речевого дыхания; развития мелкой моторики;
- учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже, употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на основе активизации словаря по теме «Игрушки»;
ОБОРУДОВАНИЕ: «Звучащие баночки», пособие домик «Гласных», игрушки, фишки, карточки с буквами, предметные картинки, цветные квадратики, дидактическое пособие «Улиткины дорожки».
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Орг. момент.
• Приветствие
• Разучивание рифмовки для концентрации внимания.
Читает логопед Выполняют дети
Раз, два, три!
Слушай и смотри. Разгибание из кулачка пальчиков (большой, указательный, средний)
Показывают на уши и глаза.
Три, два, раз!
Мы начнем сейчас. Сгибание пальчиков в кулачок (средний, указательный, большой).
Поднять главную руку перпендикулярно противоположной (как при ответе)
2. Уточнение пространственно-временных представлений.
Дидактическое упражнение «Перед — между — после».
Логопед называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)
3. Объявление темы и цели занятия.
Логопед. – Ребята, сегодня мы отправимся в страну звуков. В этой стране живут разные звуки. Приглашаю в гости к гласным звукам! Гласные звуки – волшебные, их можно петь, тянуть, они произносятся всегда с голосом. Без них слова не получаются.
Демонстрация домика гласных.
А где же звуки? Нет никого! Поможем гласным звукам добраться домой?
А) Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].
• Логопед произносит имена девочек, а дети называют первый звук в каждом имени : Аня, Оля, Уля, Ира.
Дети выделяют на слух первый звук в слове, находят нужную букву и заселяют ее в домик.
Повторить вместе с детьми артикуляцию гласных звуков, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?
• Дидактическое упражнение «Разговор».
- Логопед показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а дети угадывают, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].
- Логопед показывает артикуляцию звукового ряда, а дети угадывают по беззвучной артикуляции, что «сказал» логопед (например, «трубочка-улыбка» — УИ, АИУ, УИА.
• Логопед просит детей послушать внимательно и повторить за ним серию звуков : АУОИ, ИОАУ.
• Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука) :
Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.
• Дидактическое упражнение «Найди звук».
Логопед произносит слово (картинку) и предлагает детям указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова, используя индивидуальные карточки «Улиткины дорожки»
[А] : Ася, юла, шарик; [О] : ослик, домик, лото; [У] : Уля, пишу, кукла; [И] : Ира, мишка, мячи.
4. Динамическая пауза.
• Упражнение для развития координации речи с движениями.
Мы в лес пошли, - Ребенок марширует.
Топор нашли, - Остановился.
Дрова рубили - Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок»-
— Ах! Ох! Ух! Их! - Энергичные наклоны.
• Пальчиковая гимнастика.
Упражнение «Большая стирка».
Буду маме помогать, буду сам белье стирать: (трем кулачками друг о друга)
Мылом мылю я носки, (провести кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки, (трем кулачками друг о друга)
Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево)
И повешу на веревку. (поднять руки вверх, кисти согнуть)
• Массаж рук мячиками.
Упражнение «Солнышко».
Читает логопед Выполняют дети
Нарисую солнышко
На своей ладошке. Рисовать мячиком «солнышко» (прокатывание мячиком по часовой стрелке между ладонями).
Пусть оно сияет
Хоть и понарошку. Проводить мячиком по каждому пальчику.
5. Закрепление полученных знаний.
• Анализ звукобуквенного ряда из четырех элементов: АОУИ.
Выкладывание схем из красных квадратов; чтение ( цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных, списывание.
• Гимнастика для глаз.
Упражнение «Волшебная бабочка». Логопед в воздухе с помощью бабочки, прикрепленной к указке пишет в воздухе буквы А, О, У, И, дети глазами повторяют движения бабочки и определяют, какую букву написала бабочка. Поморгали глазками 3 сек. и закрыли глазки.
6. Дыхательное упражнение.
• Упражнение «Собачки».
Выполнение пары «быстрых вдохов».
Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
7. Лексико-грамматические упражнения по теме «Игрушки».
Логопед : Мы с вами совершили дальнее путешествие, давайте немного поиграем.
Игра «Опиши свою игрушку»
• Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? – выделяя ведущие признаки предмета (цвет, размер, форму, материал и пр.)
Мишка – какой? - (коричневый, маленький, плюшевый, мягкий,)
Собачка – какая? (серая, большая, лохматая, пушистая,)
Кукла – какая? - (красивая, большая, нарядная,)
Ведро – какое? - (зеленое, маленькое, железное,)
• «Закончить предложение».
У Ани большая красивая кукла, а у Оли – маленькая (куколка).
У Алеши есть большая машина, а у Игоря маленькая (машинка).
Уля собрала большую пирамиду, а Ира маленькую (пирамидку).
В магазине Андрей купил большой мяч, а Илья – маленький (мячик).
8. Физкультминутка-логоритмика
• Импровизация движений. Дети выполняют движения в такт стихотворения
Гласные звуки,
Подними вверх руки.
А потом их опусти,
Красным цветом обведи:
А-О-У-И (по немой артикуляции логопеда дети озвучивают звуки).
9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед спрашивает : Домик, каких звуков мы посетили? Дается объяснение: ЗВУКИ А-У-О-И – ГЛАСНЫЕ, ИХ МОЖНО ПЕТЬ, ТЯНУТЬ. Молодцы!