Надежда Марковская
Конспект логопедического занятия «Путешествие в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата:
Группа: Подготовительная к школе
Форма организации НОД: Подгрупповая
Тема: Путешествие в школу
Цель: Развивать коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи Образовательные:
Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Дикие животные».
Расширить кругозор по теме «Дикие животные», «школа».
Совершенствовать грамматический строй речи.
Совершенствовать фразовую речь.
Учить употреблять в речи предлоги.
Развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие в школу“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Развивать умение развернуто отвечать на поставленные вопросы.
Развивать умение понимать смысл загадок и их отгадывать.
Развивать умение понимать и применять инструкцию.
Развивать сукцессивные процессы (восприятия и запоминания, внимания переключением на разные виды деятельности, мышление, память, воображение);
Развивать артикуляционную и мелкую, общую моторику.
Развивать плавное дыхание.
Развивать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникабельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
Воспитывать самоконтроль за речью и деятельностью;
Воспитывать потребность в знаниях.
Приоритетные образовательные области «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»
Виды деятельности:
Речевая
Игровая
Познавательная
Словарь: слова – предметы: медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, олень, лось, кабан, рысь, животные, звери, школа, парта, экскурсия, берлога, дупло, нора, логово, куст.
Слова – признаки: дикие, бурый, косолапый, хитрый, рыжий, злой, голодный, трусливый, белый, серый, ловкий, пушистый, колючий, маленький, быстрый, рогатый, сильный, крупный, опасный; лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий, ежовый, оленевый, лосиный, кабаний, рысий.
Слова-действия: жить, спать, выйти, стоять, сидеть, убегать, лежать, бежать, прыгать, выглядывать, есть, кормить, зимовать.
Оборудование и материалы: ПК, экран, проектор, слайды сопровождающие ход занятия, расписание занятий; раздаточный материал (животные и хвосты); рисунки медведя, линейки для позиционного анализа, синие, зеленые кружки, десять картинок для игры «съедобное – несъедобное», карандаши, конверты ( содержимое: солнышко, тучка, облачко, «скала знаний», человечек, травка).
Организационный момент
Создание интереса
Слайд 1
Логопед :
Вы, ребята, ходите в подготовительную группу. Как вас можно назвать по-другому?
Дети:
Дошкольники. Будущие школьники.
Логопед :
Скоро вы пойдёте учиться в школу.
Для чего нужно туда ходить и чему вы хотите научиться?
Дети отвечают.
Логопед :
Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в школу, но не совсем обычную… Вы готовы отправиться со мною вместе в путь и узнать тайну необычной школы? Дети отвечают хором. Тогда вперед… Закрываем глазки и с помощью волшебной зарядки отправляемся … в путешествие, где нас ждёт герои из мультфильма и даже настоящее расписание уроков, которые начинаются и заканчиваются по сигналу звонка.
Слайд 2
Зарядка «Вдох – шаг»
Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза.
Логопед :
Давайте послушаем, как мы дышит! ( Все прислушиваются к дыханию: своему, соседа и аудиозаписи «Вдох – выдох»). А теперь подышим вместе. Вдох – делаем шаг вперёд. Выдох – шаг назад.
Слайд 3
Звучит волшебная музыка – вход в занятие. Дети открывают глаза и обращают внимание на следующий слайд, где появляется Маша
Голос Маши: «Вы, где тут все?»
Ответы детей
Слайд 4
Голос Маши «Вот это здорово»
Логопед :
Вот мы с вами и оказались в необычной школе вместе с Машей.
Основная часть
Предлагаю посмотреть на расписание. Сколько у нас будет сегодня уроков? Какой первый урок? А, вот уже и звонок! Нам пора. Начинаем. Присаживаемся за «парты».
Слайды 5 – 15
Первый урок – урок математики
Игра «Посчитай»
Перед детьми слайд с изображением медведя из мультфильма «Маша и медведь».
Логопед :
Кто это?
Дети:
Медведь
Логопед :
Медведь какой?
Дети:
Бурый медведь
Логопед :
А теперь посчитаем, сколько бурых медведей мы видим. Будьте внимательными!
Дети:
Один бурый медведь, два, три, четыре, пять … .
Аналогично продолжается игра с применением других слов по теме.
Логопед :
Кто это? Лиса какая? Сколько их? А теперь?
Кто это? Волк какой? Сколько их? А теперь?
Кто это? Заяц какой? Сколько их? А теперь?
Кто это? Белка какая? Сколько их? А теперь?
Кто это? Ёж какой? Сколько их? А теперь?
Кто это? Олень какой? Сколько их? А теперь?
Кто это? Лось какой? Сколько их? А теперь?
Кто это? Кабан какой? Сколько их? А теперь?
Кто это? Рысь какая? Сколько их? А теперь?
Кто это? Сколько вы видите разных диких животных?
Слайд 15
Перемена
«Какого животного не стало?»
Перед детьми слайд с изображением диких животных. Дети называют их, придумывая к каждому названию животного слово-признак. Например, это хитрая лиса, это ловкая белка, злой волк, трусливый заяц, колючий ёж, быстрый олень, сильный лось, крупный кабан, опасная рысь, бурый медведь. Затем закрывают глаза. Одна картинка исчезает. Дети по очереди называют, какого животного не стало.
Слайд 16
Второй урок – урок грамоты
1) Игра «Угадай, кто это?» (Загадки)
Логопед :
Отгадайте мои загадки:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
Интересные факты о диких животных:
Лиса хорошо реагирует на движения, но плохо узнает цвета, поэтому она может близко подойти к неподвижно сидящему или стоящему человеку.
Оленям брат. Рога – лопаты.
Сам очень крупный. Нос горбатый.
Хоть вид суровый, но не хмурый.
Окрас же шерсти - тёмно-бурый. (Лось)
Интересные факты о диких животных:
Лось умеет плавать и нырять, задерживая дыхание на 30 секунд; по величине рогов можно выделить вожака.
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех … (Волк)
Интересные факты о диких животных:
Волки чувствуют 200 млн. разных запахов, но все равно реагируют больше на движения, чем на запахи. Волки умнее собак.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Интересные факты о диких животных:
У зайцев растут зубы всю жизнь, поэтому им необходимо грызть что-нибудь твердое, чтобы их стачивать.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Интересные факты о диких животных:
Белка не разобьется, даже если упадет с высоты 50-ого этажа – хвост у нее как парашют и руль. Белки умеют плавать, но главное для них не намочить хвост, т. к. она утонет, потому что хвост – якорь.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ёжик)
Интересные факты о диких животных:
Иглы у ежа растут долго, около года. Ёжик обладает хорошим слухом. Есть хвост – 3 см., поэтому его не видно из-под иголок. Ежа легко приручить, он может поладить с котом и собакой, но мало кто его держит дома из-за топота.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется …. (Олень)
Интересные факты о диких животных:
Олень сбрасывает рога каждый год, после чего отращивает новые. Легко приручается.
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Интересные факты о диких животных:
Кабан днем спит, а ночью выходит на охоту.
Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный … (Рысь – ж. р.)
Интересные факты о диких животных:
Рысь не любит лису, т. к. лиса любит поесть чужую добычу. Очень хороший слух, который без кисточек на ушах значительно снижается.
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (Медведь)
Интересные факты о диких животных:
Медведь живет примерно 30 лет. У него разные зубы: одни для мяса, другие – для травы. Очень редко нападает на человека, только тогда, когда защищают свою территорию. Люди для него непонятные звери.
Логопед :
2) Назовите, только тех диких животных, в названии которых есть звуки [Л – Л,].
3) Где находятся звуки [Л – Л,] в словах (позиционный анализ). (Дети работают с индивидуальным раздаточным материалом)
Слайд 17
Перемена
Физминутка «Машина зарядка»
Слайд 18
Третий урок – урок логики
Игра «Исправь ошибку художника»
Перед детьми изображения зверей с хвостами других животных. Каждому ребенку нужно найти подходящий хвост и сказать, чей он:
Чей хвост у лисы? – лисий хвост у лисы
Чей хвост у волка? – волчий хвост у волка
Чей хвост у медведя? – медвежий хвост у медведя
Чей хвост у зайца? – заячий хвост у зайца
Чей хвост у белки? – беличий хвост у белки
Чей хвост у ежа? (3 см) – ежовый хвост у ежа
Чей хвост у оленя? – оленевый хвост у оленя
Чей хвост у лося? – лосиный хвост у лося
Чей хвост у кабана? – кабаний хвост у кабана
Чей хвост у рыси? – рысий хвост у рыси
Слайд 19
Перемена
«Накорми Машу».
Логопед :
Вот пора и подкрепиться. А для этого предлагаю поиграть в игру «Съедобное – несъедобное» и накормить Машу.
Голос Маши:
Сейчас меня покормят, сейчас я буду кушать
Учитель – логопед демонстрирует предметные картинки. Если предъявляется съедобный предмет – дети облизывает губы (Упражнение «Вкусное варенье», несъедобное – кончиком языка попеременно тянется к уголкам рта (Упражнение «Часики»). «Язычок как будто говорит: «Я это есть не буду!»
Голос Маши:
Вкусновато, но маловато… Еще…
Игра продолжается до десяти предъявленных картинок.
Слайды 20 – 29
Четвёртый урок – урок развития речи (Предлоги)
Белка живет в дупле.
Медведь спит в берлоге.
Волк вышел из логова.
Кабан стоит под ёлкой.
Заяц сидит под кустом.
Заяц убегает от волка.
Рысь лежит на ветке.
Ежик бежит по дорожке.
Лиса прыгнула через куст.
Лось выглядывает из-за дерева.
Слайд 30
Перемена
Упражнения для развития пальцев рек
Белка
Средний и безымянный палец правой руки согнуть и прижать к ладони большими пальцами. Указательный и мизинец поднять вверх. Кисть другой руки с широко раздвинутыми пальцами подставить сзади (хвост белки).
Ёжик + Ежонок
Кулачок одной руки прижать к ладони правой. Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные пальцы левой руки раздвинуть.
Зайчик
Пальцы сжать в кулачок, а затем, выставив вверх указательные и средние пальцы, пошевелить «ушами». Дети изображают одного - двух зайцев.
Рысь
Средний и безымянный пальцы слегка согнуть и соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец поднять вверх. Выполняют одной - двумя руками.
Слайд 31
Пятый урок – урок рисования
Игра «Найди недостающую деталь»
Дети садятся за «парты». Перед ними набор карточек с изображенными на них двумя медведями.
Логопед :
Дорисуйте, глядя на одного медведя, недостающие детали другого.
Заключительная часть Слайд 32
Перемена
Рефлексия
Логопед :
Вот и закончились уроки в нашей необычной школе. Вам понравилось?
А теперь возьмем конверты, достаньте их содержимое. Выберите солнышко, тучку или облачко в зависимости от того какое у вас сейчас настроение. В середине листочка приклеена «скала знаний» и есть маленький человечек – это ты. Вставьте человечка на то место скалы, до которого с помощью знаний вы добрались на сегодняшнем занятии. Осталось приделать травку. Если понравилось занятие, вставьте длинную полоску травы, если не понравилось – короткую. Поднимите ваши открытки и покажите их всем.
Слайд 33
А теперь нам пора покидать необычную школу и возвращаться обратно в детский сад. Для этого встанем в круг и все дружно возьмёмся за руки, закроем глаза. Вдох – делаем шаг вперёд. Выдох – шаг назад.
Вот мы с вами и вернулись в наш детский сад, а на память о путешествии в школу вместе с Машей вам остаются ваши рисунки.
Список используемой литературы:
1. Булычева С. Г. Игры и упражнения для формирования падежных конструкций // Логопед. 2009. № 2
2. Ефимова Т. М. Школа смешариков (занятие в подготовительной к школе группе) // Логопед. 2012. № 5
3. Метельская Н. Г. 100 физминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2014
4. Панфилова И. А. Дикие животные (занятие по развитию мелкой моторики дошкольников) // Логопед. 2010. № 8