Галина Смирнова
Конспект логопедического подгруппового занятия по дифференциации звуков [Ф], [Ф’] в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического подгруппового занятия по дифференциации звуков [Ф], [Фь]. (1 класс)
Тема: Звуки [Ф], [Фь]. Буква Ф.
Цель: дифференциация звуков [Ф], [Фь], обозначение их буквой Ф.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического подгруппового занятия по дифференциации звуков [Ф], [Ф’] в 1 классе» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-учить дифференцировать звуки [Ф] и [Фь] на слух и в произношении изолированно, в слогах и словах;
-уточнять правильную артикуляцию звука [Ф];
-закреплять навык согласования существительного с числительным;
-закреплять способность давать характеристику звуков;
коррекционно-развивающие:
-развивать ФВ;
-развивать навык фонематического анализа и синтеза;
-развивать память, внимание;
-уточнять и обогащать словарный запас;
коррекционно-воспитательные:
-развивать учебные навыки;
-воспитывать способность работы в команде.
Оборудование: изображения 2х фокусников, 2 шляпы (зелёная и синяя, разрезное слово ФОКУС, зеркала, 7 ключей и лист бумаги для них, 2 листа (зелёный и синий, картинки: ФАКЕЛ, ФИКУС, ФАЗАН, АРФА, СКАФАНДР, ЗЕФИР, ЖИРАФ, ШКАФ, магниты синего и зелёного цвета (или прищепки и нитка); звуковая дорожка; изображения буквы Ф (письменной и печатной, индивидуальные карточки для раскрашивания букв; нарезаные нитки, счётные палочки, камни; лист и ножницы для фокуса.
Ход занятия
Орг. этап
-Приветствие +Ребята, хочу напомнить вам, что на занятии не шумим, друг друга не перебиваем, с места не выкрикиваем а отвечаем по. (по поднятой руке)
-Сядет тот, кто назовёт слово из одного слога, из 2х слогов; слово, которое начинается на звук Б, П.
Введение в тему
Звуко-буквенный синтез :
-Слово рассыпалось. Поможете его собрать?
/групповая работа/
ФОКУСНИК
-А кто такой фокусник? Что он показывает? (фокусы)
-Сегодня к нам на занятие пришли два фокусника. Но у них случилась беда. Они потеряли ключи от своих сундучков. С помощью них они показывают свои фокусы. Поможем им их найти? Но для этого нужно выполнить задания. За каждое выполненное задание вы будете получать ключики. Вы готовы?
-Хорошо, сейчас мы познакомимся с нашими гостями.
-Это фокусник Фома. Это фокусник Филя.
+ утрированное произношение.
-Ребята, какой 1й звук в имени Фома? (Ф)
-А в имени Филя? (Фь)
-Возьмите зеркала. Посмотрим, как произносятся эти звуки
/У каждого ребёнка индивидуальное зеркало/
-Произнесите звук [Ф]. Как сердится большой ёж. Какая преграда? (губы и зубы)
-Произнесите звук [Фь]. Как сердится маленький еж. Какая преграда? (губы и зубы)
-Правильно, между губами и зубами образуется небольшая щель, через которую проходит воздух.
-Если имеется преграда, то можем ли мы пропеть этот звук? (нет)
-Значит звуки [Ф] и [Фь] какие? (согласные)
-Ещё что мы можем сказать о них? Звонкие они или глухие? + тактильный контроль.
-А чем же они отличаются? + утрированное произношение изолированных звуков и опора на схему (Звук [Ф]- твёрдый, [Фь]-мягкий)
-Каким цветом обозначаем Твёрдый согласный? (синим)+ прикрепление цилиндра синего цвета к изображению Фомы.
-А мягкий согласный? (зелёным цветом) + прикрепление цилиндра зелёного цвета к изображению Фили.
-Молодцы ребята! Вы помогли найти фокусникам 1й ключ.
Когда ученик прикрепляет ключ, обязательно проговаривает: “Мы нашли первый/ второй. ключ”.
/1 ученик прикрепляет его на лист, где будут хранится все заработанные ключи/
Развитие способности дифференцировать звуки на слух и в произношении в слогах
“Кулаки-ладоши”
-Когда услышите звук [Ф]- показывайте кулаки. Почему? (потому что звук твёрдый)
-А когда [Фь]- ладоши на стол. Почему? (потому что звук мягкий)
Сначала выполняют вместе, затем по одному:
ФА-ФЯ, ФО-ФЁ, ФИ-ФЫ
ФА-ФА-ФЯ
ФО-ФЁ-ФЁ
ФЕ-ФЕ-ФЭ
ФУ-ФЮ-ФУ
ФО-ФЁ-ФО
ФА-ФЯ-ФЯ
-Молодцы! Нашли ещё один ключик (1 ученик прикрепляет ключ к листу)
Дифференциация звуков на слух в словах
-Ребята, посмотрите внимательно, на стенах висят 2 листа синего и зелёного цвета (в разных местах).
-Как вы думаете, почему именно эти цвета? Какие звуки ими обозначают?
-Я буду называть слова, а вы определите какой звук в нём есть, твёрдый [Ф] или мягкий [Фь]. Если мягкий, то вам нужно как можно скорее встать к зелёному цвету, если твёрдый, то к синему цвету.
факел (+ разбор, кефир, Федя, форма, фикус (+ разбор слова, ферма, фокус, фазан (+ разбор слова, жираф, кофе, арфа (+разбор, скафандр (+разбор, фильм, зефир.
-Здорово! Вы нашли ещё 1 ключ.
Определение места звука в слове
На доске начерчена звуковая дорожка
-Ребята, давайте вспомним, в каких словах мы искали звуки Ф и Фь? (слова из предыдущего занятия)
-Вы запомнили что это? + показ картинок
ФАКЕЛ, ФИКУС, ФАЗАН
АРФА, СКАФАНДР, ЗЕФИР
ЖИРАФ, ШКАФ.
-Определите где спрятался звук. Прикрепите картинку на звуковую дорожку зелёным или синим магнитом.
(или можно звуковую дорожку прикрепить на стену, натянуть нитку, чтоб дети прицепляли картинки прищепками синего и зелёного цвета+ развитие мелкой моторики)
-Молодцы! Вы нашли ещё один ключ.
Буква Ф
-А вы знаете какой буквой обознааются звуки [Ф] и [Фь]?
-Они обозначаются буквой “ЭФ”. Эта буква имеет два лица+ изображения на доске. Это буква Ф печатная, это письменная (заглавная и прописная)
-На что похожа буква Ф? (ответы детей)
ОЧКИ, КЛЮЧ.
-Встаньте, положите руки в бока. Теперь мы на какую букву похожи? (Ф)
-Хорошо. Вы получаете ещё 1 ключ.
Закрепление образа буквы Ф
“Найди и раскрась букву Ф”
индивидуальная работа.
-Ребята, давайте вспомним, какие звуки обозначает буква Ф? (ф и фь)
-Правильно, мягкий и твёрдый звук Ф. Каким цветом мы можем раскрасить буквы? (синим и зелёным)
-Достаньте синий и зелёный карандаш. Найдите и раскрасьте ими все буквы Ф.
-Молодцы, получаете ещё 1 ключ
“Выложи букву Ф”
-А нам надо найти ещё 1 ключ. Выложите букву Ф из: ниток, палочек, камней (все материалы предоставляютя на выбор)
-Молодцы! Вы нашли последний ключ.
-Давайте посчитаем, сколько ключей мы нашли (хором) : один ключ, два ключа.
-Здорово ребята! Наши фокусники очень рады! Они благодарят вас за помощь. Теперь они снова могут показывать фокусы и радовать зрителей! А одному фокусу они и меня научили.
-Как вы думаете, можно ли из этого листа (А4) вырезать такое отверстие, чтоб мы все вместе в него поместились? При этом нельзя использовать клей и скотч, только ножницы.
+ Фокус
Итог
-С какими звуками работали? Чем эти звуки отличаются друг от друга? Какой буквой обозначаются? Что было интересным? Сложным?