Подлесных Елена
Конспект логопедического индивидуального занятия «Автоматизация звука [ш] изолированно и в слогах»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №2 «Боровичок»
Конспект логопедического индивидуального занятия
«Автоматизация звука [ш] изолированно и в слогах».
Провела:
Учитель-логопед
Подлесных Е. М.
Цель: уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического индивидуального занятия „Автоматизация звука [ш] изолированно и в слогах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- продолжать учить произносить звук [ш] изолированно и в слогах;
- закреплять понятие «игрушки»;
- упражнять в определении наличия звука в словах;
- закреплять согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать речь педагога;
- воспитывать самоконтроль за собственной речью;
- воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Оборудование: ноутбук, настенное зеркало, сюжетные картинки: полянки, пруд; бумажные игрушки: гусёнок и змейка; Су- джок шарик, пальчиковый бассейн, игрушки: лошадка, машинка, петушок, кукла, самолёт; осенние листочки.
Ход занятия.
1. Приветствие
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в одном краю.
Всех я вас приветствую!
2. Загадка
- Сегодня в гости к нам кто-то спешит. Отгадай загадку и узнаешь.
Загадка про гуся.
В воде купался,
А сух остался. (гусь)
3. Артикуляционная гимнастика.
– Гусёнок очень любит играть с язычком. Давай поиграем с ним вместе.
Презентация «Артикуляционная гимнастика».
4. Упражнение «Гусь шипит»
Гусёнок любит путешествовать. Вот идёт по тропинке и поё т свою любимую песенку: ш-ш-ш-ш-ш-…. Повтори.
5. Дыхательная гимнастика.
Идёт гусёнок по тропинке и вдруг подул ветер. Какое сейчас время года?
-Осень.
- Что происходит с листочками осенью?
- Листочки опадают и становятся разноцветными : жёлтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.
- Давай подуем как ветерок на листочки.
(Ребёнок дует на осенние листочки).
6. Автоматизация звука [ш] изолированно.
- Идёт гусё нок по тропинке и шипит :ш-ш-ш-ш-ш-ш…. И вдруг навстречу ему змейка ползёт. Гусё нок испугался и зашипел: ш-ш-ш-ш-ш…. И змейка испугалась и зашипела: ш-ш-ш-ш-ш-ш… Повтори.
Гусёнок был смелый и спросил у змейки, почему она шипит. А змейка рассказала, что она не шипит, а плачет. Она заблудилась. Гусёнок решил помочь змейке и нашёл тропинку к её домику. Вот идут они по тропинке и шипят вместе: ш-ш-ш-ш-ш…. Проводил гусёнок змейку домой, так они стали друзьями.
7. Развитие фонематического слуха.
Пошёл гусёнок дальше и пришёл на пруд. Он стал плавать в воде. Давай поиграем вместе. Если я буду говорить звук [ш] – то гусёнок будет плавать в воде, а если я
буду называть другие звуки – то гусёнок будет выплывать на берег.
8. Физкультминутка
Гуси крылья распрямили,. Наклон туловища вперёд, с выпрямленными руками за спиной
Лапки в лужице помыли,. Поочерёдно выставляют ножки вперёд.
Пёрышки почистили –. «Чистят» подбородком плечики.
Быть хотим мы чистыми!. Руки на пояс, кивки головой.
9. Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
- Накупался гусёнок и пошёл дальше, а навстречу ему ёж. Поиграем с ёжиком.
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, (Массажные движения каждого пальца).
На клубочек ты похож.
На спине иголки
Очень, очень колкие.
Хоть и ростом ёжик мал,
Нам колючки показал,
А колючки тоже
На ежа похожи.
10. Автоматизация звука изолированно.
Пошёл гусёнок по тропинке и пришёл в лес.
А в лесу падают осенние листочки. Когда листочек будет падать, говори: [ш].
(Презентация)
11. Автоматизация звука в слогах.
Идёт ёжик по тропинке и вышел на полянку с цветочками. Бегает по полянке и произносит: ша-шо-шу-ши-ше.
12. Пальчиковый бассейн.
Пришёл гусёнок домой и стал играть в бассейне. Опусти ручки, найди предметы и назови.
(Ребё нок находит в бассейне игрушки: мяч, машинку, лошадку, петушка, огурец.)
13. Игра «Мой, моя, моё».
-Моя машинка, мой петушок, моя кукла ит. д.
14. Итог занятия.
-Вот и закончилось наше путешествие с гусёнком.
-Что мы делали?
-Мы учились говорить [ш] с гусёнком, со змейкой, играли с язычком, с пальчиками т. д.
- Скажи гусё нку: «До свидания».
-Гусёнок пошёл путешествовать дальше.
- Ты справился со всеми заданиями верно. Получи подарок –наклейку.
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [ш] «Путешествие с гусёнком».
Занятие было проведено с ребенком старшей логопедической группы (ОНР III уровень) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.
На занятии были поставлена следующая цель: уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш] и в слогах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- продолжать учить произносить звук [ш] изолированно и в слогах;
- закреплять понятие «игрушки»;
- упражнять в определении наличия звука в словах;
- закреплять согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать речь педагога;
- воспитывать самоконтроль за собственной речью;
- воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для общего расслабления я провела упражнение на развитие общей моторики «Гуси крылья распрямили.». Для развития мелкой моторики рук была проведена пальчиковая гимнастика с использованием су джок –шарика и «пальчикового бассейна». Для формирования направленной воздушной струи была проведена игра «Ветерок». Для автоматизации звука [ш] были выполнены задания на: проговаривание звука изолированно, проговаривание прямых и обратных слогов с использованием пособия «Цветочки на полянке». Для развития фонематических процессов : определение звука в словах. В целях предупреждения утомления были проведены зрительная гимнастика и физкультурная пауза. Для развития лексико-грамматических категорий была проведена игра «Мой, моя».
На протяжении всего занятия у мальчика поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, появление на экране ноутбука новых заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Мальчик проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.