Наталья Сергейчик
Конспект логопедического занятия-игры по теме «Бородинская битва» (к 200-летию Бородинского сражения)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине.
2. Развитие познавательного интереса.
3. Расширение словарного запаса у детей.
4. Формирование умения деления слов на слоги.
5. Расширение словаря антонимов.
6. Формирование умения образовывать приставочные глаголы.
7. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа.
8. Формирование умения образовывать родственные слова.
9. Формирование чувства ритма.
10. Совершенствование навыков чтения.
Публикация «Конспект логопедического занятия-игры по теме „Бородинская битва“ (к 200-летию Бородинского сражения)» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте объясним им, почему на нас такие головные уборы. Как они называются? (Кивера)
Чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие? (Бородинской битве).
Кто скажет, сколько лет исполняется в этом году со дня великого Бородинского сражения? (200 лет)
Ваши воспитатели много рассказывали вам о Бородинской битве, вместе с ними вы проделали большую работу и даже создали в своей группе целую выставку, посвященную этой великой дате.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы здесь видите? (участников Бородинского сражения)
И сегодня мы проведем с вами игру-викторину, посвященную этому событию. Для этого мы поделимся на 2 команды. На первый-второй рассчитайсь! Первые номера, сделайте два шага вперед и постройтесь вдоль этой линии. Вторая команда построится вдоль этой линии. Команду под номером один мы назовем «Гусарами Преображенского полка». Посмотрите, пожалуйста, сюда, вот ваш герб. Команда под номером два – это «Гусары Измайловского полка». Вот ваш герб.
Как называется стихотворение, которое написано в честь Бородинской битвы? (Бородино) Кто его автор? (Лермонтов)
Правильно. Многие из вас знают наизусть это стихотворение. Может быть, кто-то расскажет отрывок? Когда воспитатели читали вам это стихотворение, вы услышали много новых слов, значения которых вы теперь знаете.
1. Итак, юные гусары, начинаем нашу викторину. Скажите, какими качествами обладают настоящие солдаты? Какими должны быть солдаты? (смелыми, храбрыми, выносливыми) А еще настоящие солдаты обладают выдержкой. Давайте проверим вашу выдержку. Я сейчас буду называть вам слова, вы должны сказать, что они означают. Тот, кто хочет ответить, должен будет поднять руку. За правильные ответы вашей команде будут вручаться ордена. С места не выкрикивать, ведь у нас соревнования. Договорились?
Итак, первое слово – лафет. Кто знает, что такое лафет? (станок, на котором укреплен ствол артиллерийского орудия)
Посмотрите на экран: что это такое? (лафет)
Второе слово: бивак. Что это такое? (стоянка для отдыха солдат)
Третье слово: редут. (полевое укрепление прямоугольной или квадратной формы)
Посмотрите на экран: правильно ли вы ответили на этот вопрос?
Следующее слово: картечь. (артиллерийский снаряд для поражения живых сил противника) Посмотрите, пожалуйста, как выглядит картечь. Молодцы!
2. Хорошо, ребята, вы многое знаете о Бородинской битве. Вы знаете, что во время войны 1812 года солдаты предупреждали об опасности с помощью барабанов? Давайте и мы сейчас превратимся в барабанщиков. Кто из вас самый храбрый? Послушай внимательно слово, которое я скажу, и отстучи по барабану столько раз, сколько слогов в этом слове. ( слова: Бородино, битва, бой, пушка, поле, армия)
3. Гусары в полках были находчивыми и сообразительными. Эти качества помогли им победить. А вы готовы принести победу своей команде? Тогда следующее задание. Первая команда, встаньте, пожалуйста, в колонну, и повернитесь ко мне. Вторая команда, сделайте то же самое. Задание такое: я называю вам слово, а вы должны подобрать к нему слово с противоположным значением. Например: горячий – холодный. Тот, кто стоит первым, подбирает слово, а после ответа становится в конец колонны.
( слова: война-мир, победа-поражение, нападать-защищать, слабый-сильный, наступать-отступать, смелый-трусливый, правый-левый, начало-конец)
Молодцы, ребята! А как вы думаете, были ли в те давние времена телефоны? Как главнокомандующие поддерживали связь с солдатами? Так как телефонов не было, солдаты были вынуждены лично доставлять сообщения в штаб. Иногда это приходилось делать пешком, или на лошади. Сейчас на экране появится карта маршрута солдата, который должен доставить донесение в штаб. Вы должны помочь этому солдату пройти его путь. Для этого нужно правильно назвать действия солдата. Итак, посмотрите, пожалуйста, внимательно на карту:
Первый солдат должен был доставить свое донесение пешком. Рано утром солдат из редута … (вышел, по полю … (пошел, к мосту … (подошел, через мост … (перешел, с моста … (сошел, через арку … (прошел, к штабу … (подошел, в ворота … (вошел).
Сейчас я раздам вам мини-маршруты, на которых есть одна выделенная цветом цифра, которая соответствует какому-то участку пути. У кого выделена цифра 1? Ответь, пожалуйста, что сделал солдат на отрезке пути под номером 1. У кого цифра 2? (и т. д.)
Вторая команда, вашему солдату повезло больше. Он должен был доставить свое донесение верхом на лошади. Если первый солдат шел, то какое слово-действие подходит второму солдату? Что он делал? (ехал)
Итак, солдат из редута … (выехал, по полю … (поехал, к мосту … (подъехал, через мост … (переехал, с моста … (съехал, через арку … (проехал, к штабу … (подъехал, в ворота … (въехал).
Вам я тоже раздам мини-маршруты, по которым вы можете проследить путь солдата. у кого цифра 1? Что солдат сделал на этом отрезке пути? (и т. д.)
4. А теперь команды займут место за столами. У вас на столах листочки с заданиями и карандаши. Переверните, пожалуйста, листочки и рассмотрите их. Здесь изображены разные предметы. Вам нужно обвести карандашом в кружок предметы, которые относятся к времени Бородинской битвы, а лишние изображения зачеркнуть. А теперь покажите свои листочки гостям. Пусть они посмотрят, правильно ли вы справились с заданием.
5. Отлично, ребята! А теперь давайте посмотрим, какое донесение доставил гонец в штаб. Посмотрите на экран: для того, чтобы прочитать это донесение, нужно расшифровать его. А для того, чтобы расшифровать его, нужно разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Орудие, из которого стреляли во время Бородинского сражения.
2. Верховный главнокомандующий русской армией в войне с Наполеоном.
3. Село, возле которого произошло главное сражение в войне 1812 года.
4. Главнокомандующий французской армией.
5. Снаряд, которым стреляли из пушки.
6. Артиллерийский снаряд для поражения противника на близком расстоянии.
А теперь давайте прочитаем слово по вертикали, которое у нас получилось. Давайте подберем к слову «победа» родственные слова. (победный, победитель, победить, непобедимый, победоносный)
6. А теперь давайте выложим звуковую схему слова из Лего.
(Бородино, победа, Кутузов, мир)
А теперь, ребята, в честь победы выходите на парад! Вы все помните песню «Солдатушки - бравы ребятушки»? Давайте споем эту песню и отстучим ритм на барабанах, только сначала мы будем петь эту песню тихо и стучать тоже тихо, как будто она слышна издалека.
Молодцы, гусары! Вы отвечали хорошо, очень старались, и в честь нашей викторины мы хотим вручить вам памятные подарки.
(вручаются книжки «Бородино»)
А также мы хотим, чтобы вы вместе с родителями побывали в музее «Бородинская панорама», и мы вручаем вам пригласительные билеты. Обязательно пригласите своих пап и мам, чтобы они вместе с вами сходили в этот музей.
Спасибо за внимание, солдаты, стройся!