Ирина Иванова
Конспект литературно-музыкального досуга по мотивам сказок С. Г. Писахова
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Литературно – музыкального досуга по мотивам сказок С. Г. Писахова
Цель:
Привлечь внимание школьников к личности северного сказочника С. Г. Писахова, к его сказкам, воспитывать любовь к родному языку, учить видеть красоту и своеобразие северного слова.
Задачи:
- знакомить детей с творчеством С. Г. Писахова
- воспитывать любовь к родному краю, северному фольклору.
Оформление:
Публикация «Конспект литературно-музыкального досуга по мотивам сказок С, Г, Писахова» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные сценарии
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Зал оформлен под русскую избу: самовар, деревянные лавки, стол, табуретки, домотканые половики, коврики.
На стенде – иллюстрации к сказкам С. Г. Писахова, портрет С. Г. Писахова.
Участники:
Дети и воспитатели подготовительной группы и группы раннего возраста детского сада.
Действующие лица:
Хозяйка (ведущий) - взрослый
Сеня Малина - взрослый
Франтиха-Модница – ребенок
Кабатчиха - ребенок
Гости - дети
Ход представления:
Хозяйка: На севере сказка и явь в соседстве живут. Порой и не знаешь, где сказка кончается, а где быль начинается. Северяне всегда выдумщиками знатными считались. Фантазии народные, мечты они красными словами описывали, помогали сказку в быль превратить.
(Звучит русская народная музыка. Ой, то не вечер 30сек.) 1
В зал входит Сеня Малина, с ним – дети, одетые в северные народные костюмы,
«без франтихи»
Сеня Малина: Здравствуйте, люди добрые!
(дети все вместе здороваются)
Хозяйка: Откуда, вы такие веселые да красивые появились?
Сеня Малина: Да мы из городу Архангельска.
Все вместе: Не прогоните?
Хозяйка: А чем вы нас порадуете?
Сеня Малина: Про наш Архангельский край расскажем. Про него столько всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать все, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу – все правда. Кругом земляки соврать не дадут.
(Дети говорят по очереди)
Жил угрюмый старичок
Маленького роста.
Сказки сказывал в свой век
Живя довольно просто.
Про медведей, про моржей,
Про архангельских людей.
Как на Севере живу,
Где рыбачат, как поют,
Как грустят, как веселятся,
Как по морю к ним добраться.
В сказках реки есть, моря,
В них вся поморская земля.
Сказителю от нас поклон!
Сказок чудный перезвон
Теперь звучит со всех сторон.
Сеня Малина: К примеру, река наша Двина в узком месте 35 верст, а в широком – мире моря, а ездили по ней на льдинах вечных. У нас и ледяники есть. Таки люди, которы ледяным промыслом живут. Льдины с моря гонят да дают в прокат кому пожелательно.
В прежно время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили. Стали и песни увозить. У нас ведь таки морозы в стары годы градусов на 200-на 300, на моей памяти доходило до 500. Старухи сказывают – до 700 бывало, да мы не очень верим, что не принас, было того, может, и вовсе не было. На морозе всяко слово как вылетит – и замерзнет! Его не слышно, а видно. У всякого слова свой вид свой цвет.
А девки на улицу выскачат, песню старину затянут. Песня мерзнет колечушками а девки из колечушок кружева плетут, а то частушки запоют, а парни услышат и подхватывают.
1. Балалайка заиграла,
И пустились ноги в пляс.
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас!
2. Любят маленькие детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.
3. Посылала меня мать
Огород с утра копать,
А я вышла за ворота-
И чечётку отбивать!
4. Ничего, что я мала:
С неба звёздочку сняла.
Один вечер посидела-
Паренька с ума свела.
5. У меня невеста есть,
Про неё не сказываю.
В рукаве её ношу,
Всем и не показываю!
(для Сени Малины)
Дети: Мы пропели вам частушки, а теперь пришла пора и сесть за стол.
Дети: благодарим за приглашение.
(Под музыку «Сирень цветет» дети рассаживаются за стол) 3
Сеня Малина: У меня редька в лето больно сахарна выросла, дак мы её вместо сахару с чаем пьем.
Дети: говорят
1. Ели редьку кусками,
2. Ели редьку ломтями,
3. Ели редьку с солью,
4. Ели редьку голью,
5. Ели редьку с квасом,
6. Ели редьку с маслом,
7. Ели редьку мочену,
8. Ели редьку сушену,
9. Ели редьку с хлебом,
10. Ели редьку с кашей
11. Ели редьку с блинами,
12. Из редьки кисель варили,
13. С редькой чай пили!
Дети: Вот так здорово! Вот так редька!
Стук в дверь заходит франтиха-модница
Франтиха-модница: Здравствуй, как раз к столу поспела!
Сеня Малина и дети: Здравствуй, Франтиха-модница. Откуда ты такая разноряженна, вся в бантах да лентах.
Франтиха-модница: С городу прибыла (руки в боки, поворачивается боками, нос к верху). Така мода сейчас в городе.
Хозяйка: От своей нарядности вся приважничилась. Кофта вся в оборках, рукава натопорщены, то ли на крахмале, то ли на густом клею держатся, а юбка 23 метра в подоле.
Сеня Малина: присаживайся за стол Франтиха чай со сладкой редькой пить.
(франтиха садится за стол)
Франтиха-модница: Да что ты Сеня, с редькой чай пить. Редька сладка не быват.
Хозяйка: франтиха села за стол локти на весь стол расставила и с особенным модным фасоном чашку в двух перстах едва держит.
А как редьку попробывала, дак и первы восемнадцать, и вторы восемнадцать и дальше - все с редькой чай выфыркиват.
Хозяйка: Я не оговариваю, пускай её пьет в полну сытость, этим хозяев славит.
Сеня Малина: Эка модность не кудышна, не по моему ндраву.
(выходит из-за стола и потихоньку подходит к франтихе)
Прицеплюка я ей в юбошны складки бубенчик
(прицепляет бубенчик приговаривая «Прицеплюка я ей в юбошны складки бубенчик» сеня свистит не громко)
(Услышав звон бубенчика, франтиха-модница вскакивает со стула)
Франтиха-модница: Извините, мне недосужно боле в гостях сидеть, у меня в середке како-то расстройство, я к фершалу побегу.
(франтиха бежит «переваливается» по залу под музыку «Барыня»2 +лай собак)
Хозяйка: Бежит франтиха по деревне. Пыль разметат, кур пугат, а свисток на ходу ещё звонче вывизгиват. Собаки следом за франтихой с лаем пустились. Так мимо фердшела и прогнали. Так до городу Архангельска и бежала.
(франтиха убегает из зала)
(Все дети выходят из-за стола и гуляют по залу,
звучит музыка «Сирень цветет») 3
Ребенок: Во! Франтиха-модница. Учудила. Да чего у ней мода громка.
Хозяюшка: Пока франтиху собаки гнали по деревне. Кабатчиха сидя дома в окно глядела. Увидала. Как франтиху по деревне собаки гнали за её громку моду. И надумала франтиху перещиголять. А Кабатчиха у нас в деревне была богаче всех и хвастунья больше всех. Нарядов у кабатчихи на пол-Уймы хватило бы.
(Звучит музыка 4)
Кабатчиха выдвинула себя. Так себя вырядила, что народ столбами становился: на кабатчиху глядит, глаза протирают, глаза проверяют, так ли видится, как есть? (все смотрят на кабатчиху, руками глаза трут)
Сеня и дети вместе: Такой нарядности мы до этой поры не видывали.
Сеня Малина: Посмотрите, люди добрые! (по залу прогуливается нарядная девочка)
Хозяйка: Придумала кабатчиха, как народ удивить. Напялила кабатчиха на себя платье само широко с бантами, с лентами, с оборками, со вставками, с крахмалеными кружевами.
Оделась широко. А ей все мало кажет. Нарядов много, охота всеми похвастать. Попробовала она комоду с нарядами и шкап платяной на себя взвалить, да силы не хватило ташшить.
Придумала-таки кабатчиха, как народ удивить. Себе на бок по пятнадцать платьев нацепила для показу нарядностей запаса.
На голову надела медной таз для варки варенья. Оно верно: посудина у нас в деревне редкостна, — пожалуй, всего одна.
Медной таз ручкой вперед, малость набок. На таз большой цветошник с живыми розанами поставила, шелковой шалью подвязала.
Под мышкой у кабатчихи охапка зонтиков и парусолей.
Кабатчиха и часы на себя налепила. Часы с боем, с большим маятником. Спереду повесила. Идет и завод вертит, на громкой бой заводит. Чтобы громну моду франтихину перещеголять. Маятник из стороны в сторону размахиват. Народ увертыватся, едва успеват отскакивать.
Пришла пора часам бить. Зашипело. Народ думат, что случилось? Кабатчиха на горячу сковороду что ли села. Шипит громко, а пару не видать и жареным не пахнет. Часы отшипели и ударили бой частым громким звоном, в один колокол и на всю Уйму.
Дети хором: Ну, Писахов, насмешил!
Сказки нам он подарил.
Сказки все чудесные, очень интересные.
Ой, вы северные сказки,
До чего ж вы хороши!
Любят папы, любят мамы,
Любят даже малыши.
Мы вам сказки показали Хорошо ли плохо ли.
Хозяйка: А теперь (пауза) от Архангельского народу особенно уважение
(низкий поклон, все кланяются)
А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали!
Хозяюшка приглашает детей и гостей на общий танец - хоровод, под северную народную музыку («Красный сарафан» 5).
Дети прощаясь, под музыку покидают зал.