Ольга Афанасьева
Конспект лексико-грамматического занятия «Приставочные глаголы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу летать; учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол; познакомить со схемой образования приставочных глаголов; учить составлять предложения по опорным картинкам и нужному приставочному глаголу.
Оборудование: игра «Собери картинку»-разрезная картинка; бабочка, домик бабочки, ваза, цветок; схемы приставок, демонстрационные и раздаточные картинки для составления предложений; набор предметов для организации динамической паузы; раздаточные фотографии бабочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Темочки:
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игра «Собери картинку»
Логопед: - Раз, два, три, картинку собери. Кто это получился?
2. Основная часть занятия.
Логопед: - Это фотография волшебной бабочки. Она живет в этом домике. Сейчас я вам расскажу сказку о волшебной бабочке.
Жила – была на свете бабочка. Больше всего на свете она любила путешествовать. Вот однажды бабочка вылетела из своего домика. Подлетела к вазе. Облетела вазу. Перелетела с вазы на цветок. Слетела с цветка и влетела обратно в свой домик. Ей очень понравилось путешествовать.
Логопед: - Понравилась сказка? А кто запомнил, что делала бабочка, назовите действия. (Ответы детей).
Логопед: - Вылетела, подлетела, облетела, перелетела, слетела, влетела. Подумайте, эти слова – действия похожие или совсем разные? Да, они похожи, но не одинаковы. Внимательно слушайте начало слова. В таких похожих словах – действиях начало слова всегда разное, а конец слова – одинаковый. (Логопед демонстрирует схемы приставочных глаголов). Посмотрите, как получаются похожие слова-действия:
Вы - летела. Движение изнутри предмета.
Повторите – вылетела.
Под - летела. Приближение к предмету.
Об - летела. Движение вокруг предмета.
Пере - летела. Перемещение с одного предмета на другой.
С - летела. Движение с предмета сверху вниз.
В – летела. Движение внутрь предмета.
Логопед: - Я покажу схему, назовите действие.
Логопед: - А теперь поиграем с мячом «Подскажи слово – действие»
Бабочка в комнату….
Бабочка вокруг цветка….
Бабочка из комнаты….
Бабочка с кубика…
Бабочка к доске….
Бабочка с доски на вазу…
Логопед: - Как называются слова, которые вы сейчас называли?
3. Динамическая пауза. Речь с движениями «Птички»
Логопед: - Ребята, а кто еще умеет летать? Все, кто умеет летать будут друзьями волшебной бабочки. Давайте превратимся в птичек.
Птички в домике сидят
И на улицу глядят.
Полетать они хотят
И тихонько все летят.
Мы летели, мы летели.
К дереву мы подлетели.
Дерево мы облетели,
С дерева на забор перелетели.
Вот с забора мы слетели.
И все дальше полетели.
А когда летать устали
Стайкой в домик мы влетели.
4. Составление предложений по опорным картинкам и схеме приставочных глаголов. Логопед: - С похожими словами – действиями можно составлять разные предложения. Сейчас будем говорить предложения про друзей бабочки.
- Назовите действие (по схеме - вылетела). Что нарисовано? Составьте предложение про птичку, гнездо и добавьте нужное действие.
а) Синичка вылетела из гнезда.
б) Стрекоза слетела с цветка.
в) Пчела залетела в улей.
г) Воробей подлетел к кормушке.
д) Сорока облетела дом.
е) Голубь перелетел с крыши на фонарь.
5. Динамическая пауза. Игра «Угадай действие»
Ход: взрослый выбирает ребенка – водящего; надевает на него шапочку бабочки, тихо говорит ребенку какое – либо действие: подлететь, облететь, перелететь, влететь, слететь; ребёнок демонстрирует действие; дети угадывают приставочный глагол.
Логопед: - Ребята, кто хочет превратиться в бабочку? Бабочка будет совершать какое – то действие, а остальным нужно его угадать и назвать.
6. Индивидуальная работа на закрепление материала.
Логопед: - А теперь давайте расскажем волшебной бабочке, как мы научились составлять разные предложения с похожими словами действиями. Переверните картинки и составьте предложения.
Пчела вылетела из улья.
Лист слетел с дерева.
Скворец влетел в скворечник.
Божья коровка подлетела к груше.
Ласточка облетела дерево.
Попугай перелетел с клетки на шкаф.
Логопед: - Какое у тебя слово – действие?
Логопед: - Вылетела, влетела, облетела, перелетела, слетела, подлетела. Как называются такие слова – действия? (Похожие).
7. Итог. Кто у нас был в гостях? С какими словами – действиями играли? Волшебной бабочке очень понравилось с вами играть. Она дарит на память вам свои фотографии.