Ирина Коновалова
Комплекс дидактических игр по развитию речи «Речевой куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закреплять знания детей о временах года: их последовательности, взаимосвязи между сезонными явлениями.
2. Развивать речь детей: вызвать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научить детей составлять развернутый описательный рассказ, придерживаясь краткого плана.
3. Развивать познавательные способности детей, интерес к исследовательской деятельности.
Публикация «Комплекс дидактических игр по развитию речи „Речевой куб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2013
4. Развитие и умение описывать и устанавливать простейшее причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
5. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.
6. Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Материал:
1. Куб «Времена года»
2. 6 карточек для составления плана рассказа.
3. Карточки для артикуляционной гимнастики.
4. Карточки для пальчиковой гимнастики.
5. Кубик «Приставочные глаголы».
1. Кубик «Сосчитай-ка».
2. Кубик «Звуковой».
Ход игры
:
С кубом Времена года
.
1. Дети по карточкам составляют план рассказ об этом времени года.
В. Г. - После какого времени года наступит то, о котором будет рассказ;
Н. П. -Сезонные явления в неживой природе;
Р. - Сезонные изменения в жизни растений;
Ж. - Сезонные изменения в жизни животных- зверей, птиц, насекомых;
Л. - Особенности жизни и деятельности людей в данное время года;
В. Г. - Какао время года наступит после описанного.
2. На кубе изображение язычка.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику согласно изображению на карточке.
3. На кубе изображение кисти руки.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику согласно изображению на карточке.
Воспитатель вращает куб и выбирает время года.
С кубиком «Приставочные глаголы»
Цель: Обучение умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и различными приставками; подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу глагол, а к глаголу - несколько существительных.
Задание 1 (действие с кубиком и с картинкой с куба «Времена года») продолжить предложение с добавлением приставочного глагола.
Задание 2. К глаголу подобрать приставку, используя схему.
Задание 3. Придумать продолжение сюжета, используя приставочные глаголы.
Задание 4. Составить словосочетание из приставочного глагола и местоимения.
Задание 5. Кто подберет больше приставочных глаголов по схеме.
Задание 6. Подобрать приставочный глагол (по схеме) к существительному с предлогом.
С кубиком «Сосчитай-ка».
Ребенок бросает кубик, ловит его и выполняет задание столько раз, сколько кружков на грани, обращенной к нему.
Цель: развитие фонематического слуха, звуко-слогового
анализа и синтеза.
Восприятие выдержки, коммуникативных способностей, умение подчиняться общим правилам игры.
Формирование мыслительных процессов в ходе выполнения задания определенное количество раз (в соответствии с числом кружков на грани)
Задание 1. Подобрать признак. Действие к предмету, объекту, изображенному на картинке.
Задание 2. Найти слова на картинке с заданным количеством звуков.
Задание 3. Придумать слова с заданным звуком.
Задание 4. Придумать слово с заданным количеством звуков либо слогов.
Задание 5. назвать гласные либо согласные звуки.
С кубиком «Звуковой».
Цель: Формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки.
Развитие фонематического слуха, возможности выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.
- красный кружок – гласный звук;
- синий кружок с колокольчиком – согласный твердый, звонкий;
- синий кружок – согласный твердый, глухой;
- зеленый кружок с колокольчиком – согласный мягкий, звонкий;
- зеленый кружок – согласный мягкий, глухой.
Задание 1. Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.
Задание 2. Назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.
Задание 3. Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.
Задание 4. Найти по картинке слова, в которых начальный звук соответствует характеристике условных обозначений.
Задание 5. показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук.