Анна Максакова
Конспект лексического занятия в старшей группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
в старшей группе :
«Весна. День рождения весны».
Подготовила: учитель-логопед Максакова А. С.
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» применяя технологию «дидактического синквейна».
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект лексического занятия в старшей группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
— закрепление представлений о весне и ее приметах;
— уточнение, расширение и активизация словаря существительных, прила-гательных, глаголов по теме «Весна»;
— формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна.
Коррекционно-развивающие:
— развивать мышление и связную речь;
— развивать навык согласования числительного и существительного;
— развивать зрительное восприятие, логическое мышление;
— развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую мото-рику рук;
— развивать навыки деления слов на слоги.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной;
— воспитывать умение работать в коллективе;
— формировать умение слушать друг друга;
— воспитывать нравственные качества, желание помочь друг другу.
Оборудование:
Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели, яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна»; наборы картинок для дидактической игры «Посчитай сколько»; 7 конвертов для заданий; солнышко и 7 лучиков; демонстрационная картина «Весна».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети входят в зал и здороваются с гостями. Выполняют упражнение, направ-ленное на улучшение эмоционального настроения детей, на развитие общей и мелкой моторики.
С добрым утром, глазки! Поглаживание век
Вы проснулись? Соединить большой и указательный пальцы, изображая «бинокль»
С добрым утром, ушки! Поглаживание ушей
Вы проснулись? Прикладывание ладоней к ушам
С добрым утром, ручки! Поглаживание кистей рук
Вы проснулись? Похлопать в ладоши
С добрым утром, ножки! Поглаживание бедер
Вы проснулись? Потопать ногами
С добрым утром, солнце! Развести руки в стороны
Мы проснулись! Широко улыбнуться
Логопед: Теперь мы бодры, веселы, здоровы и можем начинать заниматься.
II. Основная часть.
Стук в дверь, логопеду дают письмо от Сороки.
Логопед: Ребята, сорока принесла письмо из леса от зверей. «Дорогие ребята, хотя уже наступила Весна, но в лесу до сих пор хозяйничает Зима. Зимушка-зима заколдовала Весну-красну. Весна уснула, а мы (звери и птицы) не можем её разбудить, а нам так хочется тепла.
Чтобы снять колдовство и разбудить Весну Вам нужно выполнить семь заданий. За каждое выполненной задание Зима будет Вам давать солнечный лучик. Если соберёте все лучики, то в лесу обязательно наступит весна. Помогите нам ребята!»
Хотите помочь зверям и птицам? Вы готовы ко всем трудностям?
Дети. Да!
Логопед: Тогда начинаем выполнять задания. Сорока принесла семь конвертов с заданиями.
Детям выдается конверт с цифрой 1, из которого достают картину «Весна». Проводится беседа по вопросам.
- Какое время года здесь изображено? (Весна).
- Кто сможет назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).
- Какие приметы весны вы знаете? (Тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, возвращаются из тёплых стран перелётные птицы, набухают почки и затем появляются зелёные листочки).
- Как называются первые весенние цветы? (Подснежники).
- А почему их так назвали? (Они первыми появляются из-под снега).
- Какие птицы первыми прилетают к нам из тёплых стран? (Грачи, скворцы).
- Весна (какая)- ранняя, тёплая….
- Солнце (какое) – яркое, жёлтое….
- Сосульки (какие) – большие, ледяные…
Логопед: Молодцы, справились с первым заданием, а вот и первый лучик. (Логопед достаёт лучик из конверта. Дети прикрепляют его на мольберт).
Детям выдается конверт с цифрой 2.
Логопед: Посмотрим, что в нем. Дети, мы с вами общаемся при помощи слов, а каждое слово состоит из чего? (Из слогов)
- А теперь разделите слова на слоги с помощью хлопков (шагов, прыжков, приседаний и тому подобное). Но помните, что хлопать нужно только на глас-ные звуки.
Слова: подснежник, поляна, лес, весна, ручеек.
Логопед: Молодцы, справились. Вот еще один лучик.
Логопед: Дети, посмотрите, а вот и конверт с цифрой 3. Ой, ребята, а здесь Зима нам предлагает немного отдохнуть и подвигаться.
Развитие общей моторики. «Краски весны».
Снова нет ручьям покоя
— День и ночь журчат в кустах. Бегут по кругу друг за другом.
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах. Спокойно идут друг за другом.
Льет лучи на лес и луг Приседают — встают.
И на все цветы вокруг. «Цветок» над головой.
Б. Асоналис
Логопед: Умницы, и с этим заданием вы тоже справились, а вот и третий лучик.
Дети прикрепляют к мольберту третий лучик и получают конверт с цифрой 4.
Логопед: Что же находится в этом конверте, какое задание на этот раз приготовила нам Зима? (Достаёт из конверта карточки и раздаёт их детям). Проводится игра «Посчитай сколько». Дети согласовывают числительные с существительными:
одна сосулька две сосульки пять сосулек
один ручеёк два ручейка пять ручейков
одно дерево два дерева пять деревьев
одна снежинка две снежинки пять снежинок
один листик два листика пять листиков
один подснежник два подснежника пять подснежников
один скворец два скворца пять скворцов
одна проталина две проталины пять проталин
один скворечник два скворечника пять скворечников
одна ёлка две ёлки пять ёлок
Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились. Вот и ещё один лучик. Прикрепляйте его к нашему солнышку.
Логопед: Готовы выполнить следующее задание? Тогда берем следующий конверт. (конверт с цифрой 5). Проводится игра «Закончи предложение»
Логопед: Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.
Весной солнце … (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают)
Весной лёд на реке (тает, трещит, ломается, плывёт)
Весной на проталинах первые цветы (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет)
Логопед: И с этим заданием справились, молодцы, получите ещё один лучик.
Дети прикрепляют лучик и находят конверт с цифрой 6.
Логопед: Ну и осталось еще немного.
Упражнение «Дровосек».
Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить три раза.
Логопед: Отлично, вы получаете ещё один лучик. И остался у нас ещё один конверт с цифрой …. (Семь).
Логопед: Мы с Вами научились составлять необыкновенные стихи - «синквейн». Синквейн состоит из пяти строк. Ровно столько, сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько, сколько у вас пальцев на левой руке - покажите! Составим синквейны по нашей теме.
Подснежник.
Нежный, хрупкий, отважный, смелый.
Пробивается, растёт.
Занесён в Красную книгу.
Первоцвет.
Весна.
Цветущая, благоухающая, солнечная.
Бушует, наполняет, согревает.
Скворцы прилетели.
Логопед: Отлично! Все справились. Вот у нас ещё один лучик. (Дети прикрепляют последний лучик).
III. Заключительная часть.
Логопед: Да, ребята, без лучиков солнце не светит, а с лучиками быстро обогреет лес, снег растает и Весна - красна проснётся. Посмотрите, здесь в конверте лежат маленькие солнышки для вас, потому что вы помогли всем лесным жителям.
О чем мы сегодня говорили?
Что бывает только весной?
Как вы думаете, почему люди так радуются весне?
(Педагог раздаёт детям медальоны-солнышки).
Список литературы.
1. Вохринцева С. В. Окружающий мир. Весна. Дидактический материал.
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. - М. : ГНОМ, 2013.
3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! – СПб. : Издательский дом «Литера», 2010.
4. Кузнецова Е. В., Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Москва, 2007.
5. Интернет ресурсы: Картинки: yandex.ru; Звуки природы: viкi.rdf.ru
6. https://zvuki-tut.narod.ru/zaryanka_malinovka/
7. https://allsoundsaround.com/