Татьяна Естягина
Конспект квест (игры — путешествия) «Игрушка гжельская удивляет — поиграть нас приглашает»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект квест (игры – путешествия)
«Игрушка гжельская удивляет – поиграть нас приглашает»
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие (музыка, изо) и познавательное развитие.
Занятие проводит: воспитатель совместно с музыкальным руководителем.
Темочки:
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Конспекты
- Гжель. Сценарии
- Игрушки. Конспекты занятий
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Квест-игры и викторины
- Темочки
Цель: обобщить знания детей о гжельском промысле, его характерных особенностях; воспитывать уважение к мастерам народных промыслов.
Задачи:
Изобразительные:
1. Продолжать учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи для украшения игрушки.
2. Закрепить умение детей рисовать гжельскую розу - агашку.
3. Закреплять умение составлять оттенки синего цвета.
4. Воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи.
Музыкальные:
1. Продолжать учить детей определять характер музыки, средства музыкальной выразительности.
2. Упражнять детей в определении тембров музыкальных инструментов (рожок, свистулька, гусли, дудочка).
3. Продолжать знакомить детей с особенностями русского национального танца. Выполнять перестроения, согласовывая движения с музыкой и ритмическим рисунком.
4. Обогащать музыкальные впечатления детей при знакомстве и исполнении музыкального фольклора (частушки о гжели, танец).
Оборудование: 1. Проектор, экран, ноутбук.
2. Коллекция гжельских изделий.
3. Музыкальный центр.
В зале организована выставка предметов декоративно-прикладного искусства по гжели.
На центральной стене - оформление под гжель с названием темы.
Дети входят в зал под песню «Гжель запала в сердце мне».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей!
Дети: Здравствуйте!
Дети усаживаются на стулья.
Воспитатель: - Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли.
Дети, а вы знаете про великий русский наш народ?
Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?
Ведь преданья старины забывать мы не должны.
Воспитатель: Сине – голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые каждый удивится!
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется: просто роспись…
Дети: Гжель!
Воспитатель: И я предлагаю вам отправиться в путешествие по Гжели. Вы готовы?
Дети отвечают.
Раздаётся запись из мультфильма про домовё нка Кузю:
- Бабуля!
- Я тут, Кузенька!
- Вот и нам счастье привалило!
Вкатывается кубарем Кузенька, за ним вбегает Б. Яга, поднимает Кузю, отряхивает, прихорашивает:
- Еле успели!
В. : Добрый день, давненько вас не было! (Ребята здороваются)
-Ребята, вы узнали героев любимого мультфильма? (Называют)
Б. Яга: Добрый, добрый, всем добрый день! (кланяется)
Мы тут с Кузьмой у вас на чердаке порядок наводили и кое – что нашли. Кузя, где твой сундучок? (Открывают сундучок, вынимают карту)
Б. Яга: Здесь какая-то карта «Путешествие в «Гжель» называется. А ну как пригодится?
Воспитатель: Очень хорошо, спасибо вам за помощь, дорогие мои! Может и вы с нами в путешествие отправитесь?
Кузя: Ну уж нет! У меня ещё в квартире не прибрано, посуда не помыта, бельё не постирано…
Б. Яга всплё скивает руками: Ах, ты мой яхонтовый, трудолюбивый ты мой, домовитый ты мой, одно слово – хозяин! Мы вам добро ваше отдали, а нам в сказку пора! Поспешим, до свидания! (уходят)
Воспитатель: Теперь мы точно не заблудимся в нашем путешествии! «Маршрут № 1: «Город чудный, город древний» (изображение Гжели)
Показ на экране презентации: «Гжель – народные промыслы»
Воспитатель: Теперь мы точно знаем, где же находится это место под названьем Гжель, какие мастера там трудятся и какие удивительные вещи они создают!
«Маршрут № 2: «Предметы старины далёкой» (мини – музей жительницы села)
Воспитатель представляет гостью, как коллекционера, человека с открытой русской душой, увлечённого любимым делом – гжельской коллекцией.
Чтение стихотворения гостьей:
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней русской старины!
Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра!
Чтоб сказать, что есть в России - чудо-люди, мастера!
(рассматривание гжельской коллекции, предметов мини – музея)
Воспитатель благодарит гостью, дарит ей на память о встрече гжельский подарок.
(дети присаживаются на стулья; остаются те, кто будет читать стихи)
1 ребё нок: - Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе её названье — Гжель.
2 ребё нок: - Гордятся в Гжели жители небесной синевой
Не встретите на свете вы красоты такой.
3 ребё нок: - Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.
4 ребё нок: - У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
5 ребё нок: - Её трава шелковая, её цветы весенние
И мастерство волшебное достойно уваженья!
6 ребё нок: - Чашки, блюдца и игрушки знают люди всей земли!
Мастерам хвалу и славу принесли!
Музыкальная пауза (синяя нотка) :
Воспитатель: Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споем частушки!
1. Эй, девчонки - хохотушки!
Запевай про Гжель частушки!
Запевайте веселей,
Чтобы радовать гостей!
2. Из окошка я смотрю:
На березоньку и ель.
Приглашу с собой и вас -
На экскурсию я в Гжель!
3. Сотворили это чудо
Не за тридевять земель!
Расписали ту посуду на Руси,
В местечке Гжель!
4. Ай, посуда, что за диво!
Вся нарядна и красива!
Здесь и роза, васильки,
Просто глаз не отвести!
5. Мыла гжельскую посуду,
Разлетались брызги всюду.
Брызги вытру – не беда!
Ох, посуда - красота!
6. Из - под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели
Вы не слышали о Гжели?
все:
Мы пропели вам частушки, хорошо ли, плохо ли?
А теперь мы вас попросим, чтобы нам похлопали!
«Маршрут №3» : Квест - тур
Задание 1: «Определи по звучанию название музыкального инструмента».
Детям предлагается послушать звучание рожка, гуслей, ложки, гармошки, балалайки, свистульки и дудочки в исполнении народных мелодий.
Дети слушают и сопоставляют звук с инструментом. На экране – показ.
Задание 2: «Отгадай кроссворд» (на экране)
Задание 3: «Назови пословицу про труд, дело, мастера»
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре с мячом. Ловящий мяч называет пословицу.
Музыкальная пауза (синяя нотка) : Танец «Гжельский хоровод»
«Маршрут № 4: «Укрась матрёшке сарафан»
Воспитатель: Поверить трудно: неужели всего два цвета?
Чудеса! Вот так художники из Гжели на снег наносят небеса.
1 ребё нок: Ах, ты барыня – матрёшка!
Разноцветная одёжка
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
2 ребё нок: У матрёшки синеглазой
С платком чудным на плечах,
Сарафан распишем гжелью
Весь в лазоревых цветах!
Предлагает детям расписать сарафаны матрёшек гжельскими узорами.
(переход в группу)
Воспитатель: - А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами. На столах стоят объёмные формы матрёшек из папье-маше. Они красивые, раскрашенные, вот только сарафанчики белые. Поможете их расписать?
Дети: - Да, поможем! (проходят и садятся за столы).
Воспитатель: - Давайте посмотрим на основные элементы гжельской росписи. Это бордюры (показывает таблицу с изображением бордюров). Ими украшают края изделий (показывает бордюры на изделиях). Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?
Дети: - Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.
Воспитатель: - Один из основных элементов – «капелька» (показывает таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек, такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показывает на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?
Дети: - Капелька рисуется способом примакивания ворса кисти к бумаге.
Воспитатель: - Ещё один элемент росписи - гжельская роза или….? (ответы детей) Правильно, агашка!
Ну, раз вы так хорошо всё знаете, можно приступать к украшению нашей матрёшки. Возьмите и подумайте, где будет располагаться бордюр, а где самый большой и красивый цветок. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку «Ах, не лист осенний».
Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
Воспитатель: Ребята, вижу я, что вы немного устали. Ну-ка дружно встанем! Отдохнуть пришла пора! Физминутку проведём и немного отдохнём!
Раз, два, три, четыре – потянулись все пошире!
(дети маршируют на месте, останавливаются и потягиваются)
Мы сегодня - мастера,
(руки на поясе, дети поворачиваются друг к другу)
Нас здесь много, нас – гора!
(становятся на носочки, разводят руки в стороны)
Будем мы сегодня красить, чтоб матрё шку разукрасить:
(взмахи руками вверх – вниз)
Хоть цветочком, хоть листочком, хоть весёленьким вьюночком! (приседания)
Как прекрасна роспись «Гжель» – мы расскажем, ты поверь!
(покружились и улыбнулись)
(В процессе самостоятельной деятельности воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
По окончанию внести готовые работы в зал (поставить на столы вдоль стены лицом к гостям). На этом моменте идё т рефлексия:
• Гжельская роспись имеет особый стиль в выполнении рисунка.
• Стиль Гжели узнаваем с первого взгляда, ошибиться невозможно.
• Узоры и цветы синие и голубые, на белом фоне, сохраняющие белизну снегов и синь небес, аромат древней Руси – это Гжель.
• Получили сведения об элементах гжельской росписи
• Научились рисовать узоры гжельской росписи.
• Самостоятельно нарисованный рисунок можно подарить подруге, родным в качестве сувенира.
(дети присаживаются на стулья)
Воспитатель: - Ай да чудо, что за диво, хороша и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
Здесь и капельки, и розы, и агапки, стебельки,
И с бордюрами по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не из Гжели мастера,
Расписала тех матрёшек из детсада детвора.
Дети читают стихи:
1. «Гордятся в гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой».
2. «Фарфоровые чайники, матрёшки и часы,
Животные и птицы невиданной красы».
3. «Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла».
4. «Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе её названье - Гжель!»
Воспитатель: Игрушка гжельская нас удивляет,
И поглядите, оживает!
Весёлым танцем впечатляет
И поиграть нас приглашает!
Выступление матрёшек – воспитателей из «коробки», совместная пляска.
(Все встают полукругом, лицом к гостям)
Ребё нок:
Времена теперь другие, как и мысли, и дела
Далеко ушла Россия, от страны какой была.
Умный, сильный наш народ свою землю бережёт,
И преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине – все: Слава нашей стороне!
Дети в группе делятся впечатлениями от путешествия.
Рефлексия: Детям предлагается вспомнить путешествие и раскрасить нотки карандашами в синий цвет, если они считают, что всё понравилось и задуманное удалось;
в белый цвет - если считают, что некоторые задания ими остались невыполненными.