Виктория Гоношилова
Конспект квест–игры для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «В поисках Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в разработке представлен опыт взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ, направленный на игровую поисковую деятельность детей.
Идея квест-игры: команда детей в сопровождении взрослых, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Возрастная категория детей: 5-6 лет.
Продолжительность квест-игры: до 30 минут.
Актуальность
На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с ОВЗ, когда в результате совместной работы психологов и дефектологов и других специалистов образовательной организации они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Успешность социально-психологической адаптации детей с ОВЗ зависит от благоприятных социальных условий и способов взаимодействия с окружающей действительностью.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Один из основных принципов ФГОС ДО – индивидуализация образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ОВЗ.
Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и сотрудничества друг с другом в различных видах деятельности. Моделирование образовательного процесса, направленного на включение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в социальное и образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Актуализировать полученные раннее знания, учить самостоятельно выполнять задания.
- Формировать социально-коммуникативные навыки – сотрудничества и доброжелательности.
- Формировать навыки работы в коллективе.
Развивающие задачи:
- Развивать мышление, память, воображения при помощи наглядного моделирования;
- Развивать умение воспринимать и последовательно выполнять предложенную инструкцию.
- Развивать творчество и логическое мышление детей.
- Закрепить умение определять графическое изображения эмоций (радость, грусть, злость, развитие умения мимически изображать заданную эмоцию.
- Повысить речевую активность детей.
- Развивать чувство ритма, координации движений и слухового восприятия;
- Развивать умения детей согласовывать свои действия друг с другом.
- Развивать ловкость и сообразительность.
- Развивать слуховое восприятие музыкальных пьес, звучащих в разных регистрах.
- Повысить учебную мотивацию.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать в детях чувство эмпатии, сопричастности к происходящему, доброжелательность, вежливость.
- Развивать умение преодолевать трудности и воспитывать волю к победе.
- Формировать интерес и любовь к музыке, обогащать музыкальные впечатления, культуру слушания.
- Формировать умение работать в команде, развивать интерес к поисковой деятельности.
- Содействовать воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности.
Форма организации: командная игра, имеющая сюжет, включающая различные задания соревновательного характера и интеллектуальные викторины затрагивающие самые разные области знаний и умений.
Используемые технологии: игровая, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология, информационно-коммуникационные технологии, «ТРИЗ», здоровьесберегающие технологии, технологии интегрированного обучения, технологии создания предметно-развивающей среды.
Ожидаемые результаты: повышение двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию; коммуникативное взаимодействие между игроками, сплочение детского коллектива.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, беседа.
Игровые: дидактическая и сюжетно-ролевая игра.
Наглядный: иллюстрация, демонстрация действий.
Практический с использованием приёмов: постановка задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов работы.
Метод эмоционального стимулирования (поощрение).
Оборудование и материалы:
В музыкальном зале: фортепиано, компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты.
В студии изодеятельности «Лесная мастерская»: игрушка из кукольного театра Волк, свитер из фетра с продетыми в него ленточками; нарисованная корзинка, штампики в виде морковки, краска; цветные наволочки (красного, синего, желтого, зеленого цветов) и кусочки цветного поролона (красного, синего, желтого, зеленого цветов); аппликация вазочек (красного, синего, желтого, зеленого цветов) и набор полевых цветочков (красного, синего, желтого, зеленого цветов); аппликация окошка, соленое тесто желтого и красного цвета, пластмассовые глазки.
В кабинете педагога-психолога: ноутбук, проектор, экран, игрушка из кукольного театра Заяц, аудиозапись сильного ветра, наглядный материал к играм (картинки: котенок, слоненок, крокодил, пингвин, бегемот, лягушонок, зайчик, мышонок; тучки с эмоциями радости, грусти, злости;
Раздаточный материал: снежинки с эмоциями радости, грусти, злости; зеркала.
В физкультурном зале: игрушка Медведь, обручи, тоннель, перекладины для перешагивания.
В кабинете дополнительного образования «Фиолетовый лес»: игрушка из кукольного театра Лиса, искусственные ёлки белого и зеленого цвета разной величины, натуральный мех (лисий, заячий, волчий). Раздаточный материал: магнитная доска, фигурки зверей, карточки к игре «Чей хвостик?», счетный материал (персонажи сказки «Колобок», карточки к игре «Чей малыш?».
Предварительная работа:
- Чтение и драматизация сказки «Колобок».
- Разучивание игр, рассматривание иллюстраций с дикими животными и их детёнышами.
- Прослушивание музыкальных пьес, звучащих в разных регистрах.
Ход квест-игры:
Детей в музыкальном зале встречают музыкальные руководители (в русских народных костюмах).
Музыкальный руководитель 1:
- Пожалуйте, гости дорогие!
Давно мы вас ждем-поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
Музыкальный руководитель 2:
- У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко.
Музыкальный руководитель 1:
- Сегодня будут игры, танцы, смех,
Радости хватит для всех.
Музыкальный руководитель 2:
- Дорогие ребята, мы сегодня получили письмо от бабушки и дедушки. У них пропал один очень известный сказочный персонаж. Вот его приметы:
Он по коробу скребен,
По сусеку он метен,
У него румяный бок,
Он веселый…
Дети хором: Колобок.
Музыкальный руководитель 2:
- На окошке он лежал,
И тихонько остывал.
С подоконника свалился,
И тот час же в лес пустился.
Помогите отыскать,
Колобка вернуть опять.
Музыкальный руководитель 1:
- Давайте поможем бабушке и дедушке вернуть колобка обратно домой. Посмотрите, в конверте вместе с письмом лежала вот такая фотокартинка (на экране появляется картинка колобка).
Музыкальная дидактическая игра «Кого встретил колобок?».
Цели: Развивать у детей чувство ритма, координацию движений. Развитие слухового восприятия музыкальных пьес, звучащих в разных регистрах. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях. Освоение способов звукоизвлечения из детских музыкальных инструментов.
Описание игры
Вспомнить с детьми сказку «Колобок», предложить им прослушать музыкальные пьесы, звучащие в разных регистрах, и соотнести пьесы с каким-либо героем сказки (заяц – в высоком регистре, лиса – в среднем, волк в низком, медведь в самом низком). Так же предложить детям изобразить движения, характерные для каждого героя сказки.
Музыкальный руководитель 2:
- Посмотрите, впереди лесная дорожка. Давайте по ней пойдем. Может она приведет нас к колобку?
Идут по дорожке змейкой, попадают в студию изодеятельности «Лесная мастерская», где их встречает педагог дополнительного образования и Волк.
Музыкальные руководители и дети:
- Кто же здесь живет?
Педагог дополнительного образования и Волк:
- Здравствуйте, ребята, вы кого-то ищете, зачем в лес идете?
- Мы идем в лес, ищем Колобка.
Дети:
- Здравствуйте, мы Колобка ищем, дедушке и бабушке помогаем, он от них убежал. Вы случайно не видели его?
Педагог дополнительного образования и Волк:
- Видел я вашего колобка, он и от меня укатился. А мне так холодно в лесу-у-у!
Педагог дополнительного образования предлагает детям помочь волку: изготовить теплый свитер, зайчику напечатать морковки, медведю сделать мягкие подушки, лисичке собрать букет цветов, и слепить колобка для дедушки с бабушкой.
Д/и «Свитер Волку»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации глаз – рука.
Описание игры: пальчиками вытянуть ленточки на «свитере», чтобы свитер стал пушистый и теплый.
Д/и «Морковь Зайчику»
Цель: закрепление умения работать штампиком для печати.
Описание игры: распределить отпечатки по ограниченному пространству, представленному в виде корзинки.
Д/и «Подушка для Мишки»
Цель: разложить кусочки цветного поролона в соответствии с цветом наволочки, чтобы подушка была мягкая.
Д/и «Букет для Лисички»
Цель: собрать букет в вазу по цвету.
Д/и «Портрет Колобка» (из соленого теста).
Цель: закреплять умение катать шарик и сплющивать его, развитие мелкой моторики, развитие ориентировки на листе.
Педагог дополнительного образования и Волк: Какие вы молодцы, мы уверены, ваши подарки понравятся лесным жителям! Спасибо вам ребята, идите прямо, не сворачивайте, Колобок туда покатился.
Приходят в кабинет педагога-психолога.
Педагог-психолог с Зайчиком: Здравствуйте ребята, а кого вы ищите? (Дети отвечают: «Колобка») Видели мы колобка, он и от нас убежал. Поиграйте с нами, а то нам скучно.
Игра с движением «Вот такие!»
Цели: способствовать формированию коммуникативных качеств личности каждого ребенка; способствовать формированию позитивного отношения к сверстнику через совместные игры; развивать творческое воображение, способствовать освоению образных движений.
Описание игры:
У котенка усы – вот такие, (проводим пальцами под носиком)
У слоненка уши – большие, (гладим ушки)
У крокодила - острые зубки (показать зубки)
А у пингвинов – теплые шубки, (гладим ручки, ножки)
У бегемота – толстый животик, (гладим животик)
У лягушонка – улыбчивый ротик, (улыбнуться на 5-10 сек)
У зайчонка коротенький хвостик (гладим поясницу)
А у мышонка – малюсенький носик. (дотронуться до носа)
Педагог-психолог с Зайчиком: Какие вы молодцы! Здорово поиграли! (аудиозапись – шум ветра) Ой, что это, откуда такой сильный ветер! Посмотрите, какие снежинки к нам прилетели! Они одинаковые или разные?
- Разные.
- Чем они отличаются?
- Есть веселые снежинки. Есть грустные. А вот еще есть злые снежинки!
- Посмотрите, эти снежинки прилетели с тучек, давайте найдем, какая снежинка с какой тучки прилетела?
«С какой тучки снежинка?»
Цель: развитие зрительного внимания, развитие умения определять графическое изображения эмоций (радость, грусть, злость, развитие умения мимически изображать заданную эмоцию.
Описание игры: Дети выполняют задание: распределяют снежинки между тучками в соответствии с эмоцией.
- Какие вы молодцы, а теперь возьмите зеркала и покажите, с каким настроением были снежинки. Покажите сначала злую снежинку. Ох, какие сердитые! А теперь грустную. Да вот так, не улыбаемся, нам грустно. И веселую покажите. Здорово, какие улыбки замечательные! Молодцы. А Колобок покатился вон туда, идите прямо, не сворачивайте.
Идут в физкультурный зал к инструктору по физическому воспитанию и Медведю.
Инструктор по физическому воспитанию и Медведь: Здравствуйте, ребята, что вы по лесу ходите?
Дети:
- Здравствуй, Мишка, не видал ли ты колобка, мы дедушке с бабушкой помогаем, ищем колобка.
Инструктор по физическому воспитанию и Медведь
- Видел я вашего колобка, он и от меня убежал. Я очень играть люблю, поиграете со мной, тогда покажу вам дорогу, куда Колобок покатился.
Подвижные игры с Медведем «У медведя во бору».
Цель: Развивать двигательную и речевую активность детей. Уметь соотносить свои действия со словами игры. Развивать выдержку. Развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.
Медведь:
- Спасибо ребята, уважили меня! Колобок покатился, за поворотом скрылся, идите В «Фиолетовый лес», никуда не сворачивайте!
Дети приходят в «Фиолетовый лес»
Учитель-дефектолог и Лиса:
- Здравствуйте, ребятишки, а что вы делаете в лесу?
Дети:
- Здравствуй лисичка-сестричка, мы колобка ищем, дедушке и бабушке помогаем, он от них убежал. Ты лисонька, его случайно, не видела?
Учитель-дефектолог и Лиса:
- Видела, только сначала отгадайте мои загадки.
Эта рыжая плутовка, кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка, это рыжая …
Дети:
- Это про тебя, Лисичка!
- Молодцы, угадали.
Учитель-дефектолог и Лиса: Ребята, а я вам помогу найти Колобка, но после того, как вы мне поможете. Вы согласны мне помочь?
- Да, поможем.
- Посмотрите, здесь у меня герои сказки «Колобок». Расскажите, кого Колобок встретил первым?
- Первым – волка.
Дети выставляют героев сказки на магнитной доске.
- Кого вторым?
- Вторым – зайца,
- Кого третьим?
- Третьим – медведя.
- Кого четвертым?
- Четвертой была лиса, она последняя!
- Сосчитайте, сколько всего животных?
- Четыре.
Учитель-дефектолог и Лиса:
- Молодцы, правильно ответили. Ребята, в лесу переполох, детеныши убежали от своих родителей. Давайте поможем им всем вернуться в свою семью.
Дидактическая игра «Чей малыш?».
Цель: учить детей соотносить животных и их детенышей, развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля, развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.
Дети:
- К зайчихе и зайцу – надо зайчонка, к волку и волчице - волчонка, к медведю с медведицей - медвежонка, к лисе с лисом - лисёнка.
- Молодцы, всех нашли, всем помогли. Ребята, а сейчас представьте, что вы маленькие лисята.
Малоподвижная игра с речевым сопровождением «Лисята»
Вот идут наши ребята-настоящие лисята.
Хвостиком виляют, следы заметают.
На носочках ходят ловко, будто лисоньки плутовки.
Ах, ребята у меня беда случилась.
По тропинке я бежала, хвостик свой я потеряла.
Игра «Чей хвостик?»
Цель: закрепить знания по теме "Дикие животные", создать условия для активизации словаря ребенка по теме, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных. Развитие внимания, памяти, ориентировки в пространстве и аналитических способностей.
Описание игры: Под большой зелёной ёлкой дети находят - хвост волка - волчий хвост; под маленькой белой ёлкой - хвост зайца-заячий хвост; под маленькой зелёной ёлкой - хвост медведя - медвежий хвост; под большой белой ёлкой - хвост лисы - лисий хвост.
Учитель-дефектолог и Лиса: Спасибо вам большое ребята, что нашли мой хвостик.
Вы молодцы, правильно ответили на все вопросы и справились с моими заданиями.
Дети:
- Вот видишь лисонька, все сделали, скажи, где колобок!
- А Колобок ваш был в гостях у меня. Вот он! Я его не съела и не спрятала его от вас. Спасибо ребята за ваш труд!
Дети:
- Колобок, тебя дедушка и бабушка потеряли, пойдём скорее к ним.
Идут с Колобком в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель 1:
- Вот и нашли мы Колобка.
(Испанский танец «По дорожке, по тропинке» муз. Ю. Морозовой)
Пока его оставим здесь, а потом мы его отдадим дедушке и бабушке, вот они рады будут.
Музыкальный руководитель 1:
Играми да плясками сыт не будешь.
Славится русский народ гостеприимством даугощением!
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Чай горячий на столе, пышки и варенье!
Приглашаем вас отведать наше угощенье!
Музыкальный руководитель 2:
Вот и подошел к концу наш праздник!
Игры в садике и смех, это главное для всех.
Мы друзья — ты и я, славная у нас семья!
Потому что вместе — веселей поются песни!
Потому что вместе — игры вдвое интересней!
Вместе смех смешней и еда вкусней!
Ребенок должен знать, что есть дом, где его принимают и любят таким, какой он есть, есть место – где его безусловно любят. И это место – твое сердце.
Список литературы:
1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164
2. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд. — М. : Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с. (Серия «Ранняя помощь»)
3. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп) Методическое пособие - Москва 2002 – П. Л. Жиянова.
4. Медведева Т. П. - Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. – 2е изд. – М., 2010 – 80 с.
5. Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Информационно-методическое пособие – г. Новосибирск – 2010г.