Татьяна Колупаева
«Морское путешествие, или в гости к Ариэль». Конспект коррекционного занятия по автоматизации произношения звуков [р], [р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация произношения звуков [р],[рь].
Задачи:
образовательные: активизация и расширение словаря по теме «Обитатели морей и океанов»;
коррекционные :
• совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики;
• закрепление правильного произношения звуков [р],[рь] во фразах и спонтанной речи;
• развитие фонематических процессов;
• актуализация навыка словообразования;
• активизация мыслительной деятельности.
воспитательные: воспитание любознательности, творческого воображения, навыков самоконтроля, организованности в работе.
Публикация «„Морское путешествие, или в гости к Ариэль“, Конспект коррекционного занятия по автоматизации произношения звуков [р], [р’]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Оборудование: карточки – ракушки с мнемодорожками для выполнения артикуляционной гимнастики, картина корабля, иллюстрация к сказке «Русалочка», письмо для мотивации, картинки морских жителей со схемами, мяч, камушки «Марблс» и схемы к ним, разрезная картинка «Корабль», счётные палочки и схема кораблика для выкладывания, предметные картинки со сладкими продуктами, наложения рыбок, рыбки для счёта, парные картинки для составления предложений, мяч «Су – Джок», презентация "Угощение для Ариэль".
Ход занятия:
1. Психоэмоциональный настрой на работу:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
2. Мотивация:
– Ребята, я получила письмо от одной сказочной принцессы, которая живёт в морских глубинах, её зовут Ариэль, она просит нас о помощи (помогите найти потерянные бусы).
-
Давайте поспешим ей на помощь, а на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. (Корабль)
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
(Корабль)
– Мы действительно поплывём на корабле. Но корабли бывают разные, на каком поплывём мы? ( Дети озвучивают названия кораблей: парусник, пароход, катер и определяют вид транспортного средства для путешествия)
• Игра «Сложи кораблик» (дети выходят к магнитной доске с деталями разрезанной картинки и дополняя друг друга собирают парусник).
3. Постановка целей, повторение артикуляционного уклада [Р] :
Л: Послушайте ещё раз вами названные слова: Корабль, парусник, пароход, катер. Вы догадались, с каким звуком мы отправимся в путешествие? (Со звуком [Р]).
- Скажите, где находится язык при произнесении [Р]? Что делают губы, зубы?Итак.
Л: ШИМ – ШИМ – ШИМ – мы на помощь поспешим.
В путь – дорогу мы собрались,
Ветер по волнам ревёт,
Нас в путешествие зовет. (Звучит аудиозапись «Шум прибоя, крик чаек»)
- Вы узнали, что это за звук?
- А какие звуки у моря?
4. Пальчиковая гимнастика:
• Пальчиковое упражнение «Море» (Стихи автора) (Иллюстрация)
Это море перед нами.
Поиграем мы с волнами.
По волнам корабль плывёт.
Паруса свои несёт.
А посмотрим мы вокруг,
Что же мы увидим, друг?
Здесь прозрачная вода.
Морской конёк плывёт сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А вот это – рыба шар.
А вот, расправив восемь ног,
Нас встречает осьминог.
Рыбки мелки снуют,
Нас играть скорей зовут.
• Пальчиковое упражнение «Рыба - шар» (стихи автора) :
(Катаем мяч «Су – Джок» между ладонями и выполняем движения по тексту)
У рыбки – шар иголки острые и колкие.
С рыбкой – шаром поиграем,
Её в ладошках покатаем.
Покатаем на ладошке
И сожмём её немножко
А теперь последний трюк –
Катаем рыбку между рук.
5. Артикуляционная гимнастика.
Но чтобы путешествие начать,
Язычок нам надо размять.
Вы ракушки открывайте,
Упражнения выполняйте.
(У детей на столах карточки – ракушки с мнемодорожками, состоящими из артикуляционных упражнений блока для звука [р]. Ракушки завязаны шнурками, на развороте по 2 картинки. Дети называют упражнения по очереди и показывают образец выполнения)
Ну вот, наш язычок готов
Сказать красиво много слов.
5. Основная часть (выключить запись «Море») :
• «Подарки для Ариэль» :
Л: Но мы не можем приплыть в гости к Русалочке с пустыми руками. А давайте угостим её сладостями, но можете взять только те продукты, в названии которых слышится [Р]. Называйте нужные предметы, правильно произнося [Р](Презентация).
Д: Я угощу Русалочку ( слова: зефир, мармелад, пирог, пирожное, мороженое, торт, ватрушка, вафельные трубочки, рулет)
• Дыхательное упражнение:
Л: Гостинцы мы собрали. Пора уже спускаться под воду, ведь Русалочка живёт под водой,но прежде нужно сделать глубокий вдох, затаить дыхание и потом плавно выдохнуть.
•
Развитие зрительного гнозиса (вычленение контуров предметов из наложений) :
Л:Ой, сколько под водой всего интересного, а вот посмотрите, рыбы сбились в стаю. Присмотритесь внимательнее. Сколько их здесь?
Д: (отвечают по образцу) : Я разглядел (а) ….
Посмотрите, вот они (Выставить на наборное полотно соответствующее количество красных рыбок).
Л: Давайте посчитаем каждую рыбку.
1 красная рыбка, 2 красные рыбки, 3, 4, 5, 6 красных рыбок.
• Динамическая пауза «Рыбки в озере плескались…»
Рыбки в глубине плескались
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся – разожмутся,
То зароются в песке.
Мы присядем столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас (2) – обращаемся к наборному полотну
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас (2) – обращаемся к наборному полотну
Мы наклонимся столько раз,
Сколько рыбок здесь у нас (2) – обращаемся к наборному полотну
Посчитали рыбок дружно,
А теперь работать нужно. (садимся на места)
• Активизация словаря по теме «Обитатели морей и океанов» (иллюстрация) :
Л: Смотрите, нас встречает Русалочка и ее друзья. Назовите обитателей подводного мира со звуком [р]. (рыбка Флаундер, ракушка, краб Себастьян, коралл, водоросли, морская звезда)
• «Чего много в море?»(Мяч– морской ёж. Передают по цепочке)
Л: Скажите, а морские жители встречаются в подводном мире по одному или по несколько? Изменяйте моифразы, заменяйте 1 предмет на много таких же:
Л: В море плавает 1 рыба?
Д: В море плавает много рыбы.
Корзина слов: разноцветная ракушка, красивый морской конёк, рак – отшельник, растёт водоросль, плавает кальмар, растёт коралл, морская звезда, красивый парусник, драгоценный камень.
• Составление предложений по парным картинкам
Рыбка – водоросли (Маленькая рыбка спряталась в густых водорослях).
Ракушка – драгоценный камень (В ракушке – отшельник спрятался в ракушку).
Русалочка – морская звезда (Русалочка любуется морской звездой)
Краб – рак (Красный краб ползёт за зелёным раком).
Морской конёк – кораллы (Морской конёк плавает среди кораллов)
• Место звука [р]
Л: Давайте поможем Ариэль определить место звука [р] в именах своих друзей и словах, которые находятся вокруг. А пользоваться мы будем драгоценными камушками, которые всюду рассыпаны в подводном царстве.
• Выкладывание бус (Включить звук «Моря») :
Л: А я теперь знаю, как помочь Русалочке. Давайте мы при помощи этих камушков выложим бусы. (Дети выходят к столу и при помощи камней «Марблс» выкладывают ожерелья для Русалочки) – вкладывают камешки в шаблоны.
Л: Подумайте, из чего сделаны бусы? Какие бусы вы подарите Ариэль?
Д: Я подарю Ариэль хрустальные, драгоценные, красивые, прозрачные бусы.
6. Итог:
• Возвращение.
Л: Ну вот, Русалочке мы помогли, пора возвращаться (выныриваем).
- Вам понравилось путешествие?
- Каких морских обитателей со звуком [р] вы запомнили?
(Подарки от Ариэль – медальки морские звёздочки)