Ильина Елена Вячеславовна
Коррекционное занятие учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (Временные представления)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Закрепление знаний по формированию временных представлений».
Длительность занятия : 40 минут.
Форма занятия : групповая.
Цель: закрепление знаний о временных представлениях, с использованием методики формирования системы временных представлений на основе использования набора схем и символов.
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие :
Публикация «Коррекционное занятие учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (Временные представления)» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• закреплять и систематизировать знания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ о последовательности времен года, месяцах, частях суток, днях недели, используя методику знаково-графической аналогии;
• развивать воображение, мышление, память, зрительное восприятие, мелкую моторику.
• создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
• развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
2. Образовательные:
• расширять и совершенствовать знания о временных представлениях детей с использованием методики знаково-графической аналогии, закреплять понимание значения слов (время года, месяцы (осенние, зимние и т. д, часть суток, день недели) и использовать в речи;
• продолжать развивать навык наблюдения и определения временной последовательности, каких-либо событий, а также учить полно и аргументировано высказывать свое мнение и отвечать на вопросы;
• совершенствовать умение детей внимательно слушать речевую инструкцию учителя
3. Воспитательные:
• воспитывать положительные качества личности, умения вести себя на занятия, работать в подгруппе, развивать чувство дружбы и взаимопомощи.
• воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал :аудиодорожка звонка будильника; презентация со схемами суток, недели, месяца, года; сюжетные картинки по теме «Части суток»; картинки «Времена года»; опорные картинки по названиям месяцев.
Ход занятия
Учитель-дефектолог : - ребята, сегодня на занятии мы вспомним всё, что вы знаете о частях суток, днях неделях, месяцах и временах года. Проверим ваши знания.
1. СУТКИ
Раздается звонок. (включен звук на компьютере)
- Что это такое?
- Когда это происходит?
Зафиксировать внимание ребят на слове - УТРО
- А почему эта ситуация произошла сейчас у нас на занятии?
- Как вы думаете, с чем это связано? (Утром, когда мы встаем в школу).
- О чем будет наше первое задание? (Части суток)
Вспоминаем части суток, показываем презентацию, где изображены четыре символа частей суток: понятие «утро» представляет собой образ поднимающегося вверх солнца, видимого наполовину на голубом фоне. Понятие «день» - изображение целого солнца на желтом фоне, «вечер» - опускающееся солнце, видимое наполовину на сером фоне, «ночь» - месяц на черном фоне.
Упражнение «Определи, когда это бывает»
Включаются слайды презентации, где изображены действия людей в разное время суток. Детям предлагается посмотреть на картинки и назвать действие человека и в какую часть суток он это действие совершает.
2. НЕДЕЛЯ
Учитель-дефектолог : - если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы с вами будем говорить дальше:
Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет … (Понедельник)
Весь в заботах спозаранку,
Нас напоит и накормит.
Он вторым стоит по рангу.
Ну, конечно, это … (Вторник)
В поездах, в цехах, в машинах
Этот день всегда в трудах.
Он – недели середина,
Ну, а попросту, … (Среда)
Этот – труженик умелый.
Лень и праздность он отверг.
Все спешит успеть доделать
День по имени … (Четверг)
Вам они известны всем.
Перед выходным дела,
На себя она взяла. Как большая каракатица,
Пятый день недели… (Пятница)
Не спешим мы на работу,
Отсыпаемся в … (Субботу)
Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везение!
Но проходит почему-то
Очень быстро … (Воскресенье)
Учитель-дефектолог : - правильно, давайте вспомним все дни недели. На слайде появляется демонстрационная схема «Неделя», представляет собой семь последовательно выстроенных символов суток, которые обозначены номерами от одного до семи, а квадраты шестых и седьмых суток – красным контуром. В этом случае цветовое оформление символизирует принадлежность пяти суток к рабочим дням недели (синий контур, а двух – к выходным (красный контур).
Викторина:
1. Сколько всего дней в неделе?
2. Перечислите (по цепочке) дни недели в прямом порядке. В обратном.
3. Сколько выходных дней в неделе?
4. Назовите их?
5. Какой по счету день недели?
6. Какой день недели идет перед?
7. Какой день недели идет после?
8. Как называется день недели между …. И?
9. Что лишнее? Понедельник, вторник, зима, среда.
Ребята, какие вы молодцы! Всё назвали правильно.
Физкультминутка
«В путь»
В лес осенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом).
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках).
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).
В лес осенний прибежали.
4. МЕСЯЦ
На доске появляются четыре последовательно выстроенных схемы понятия «Месяц».
- Ребята, а теперь, о чем пойдет речь?
- Месяц
После того детям показываем демонстрационную схему «Месяц».
Проговариваем сколько дней в месяце (30,31 день; 28-29 в феврале).
5. ГОД
Демонстрируется схема «Год» - двенадцать схем понятия «Месяц», представленных в одном ряду по три с соответствующими в центре схемы цифрами, имеющими разную цветовую рамку: голубую (зима, зеленую (весна, красную (лето, оранжевую (осень). Вспоминаем с детьми какие времена года у нас есть, называем их признаки.
Учитель-дефектолог : - дети, а теперь давайте сосчитаем сколько в году месяцев. С опорой на демонстрационную схему «Год», пересчитываем и приходим к выводу, что месяцев в году 12.
Учитель-дефектолог : - а теперь определим количество месяцев в каждом времени года. Получается, что каждое время года состоит из трех месяцев.
Учитель-дефектолог : - каждый месяц года имеет свое персональное название. Вспоминаем названия по опорным картинкам (специальный прием запоминания заключается в образовании из первых букв названий месяцев своеобразной аббревиатуры-подсказки).
Учитель-дефектолог : - ребята вспомним зимние месяцы (образ собаки на снегу) : ДЯФ – декабрь, январь, февраль.
Весенние месяцы (образ, связанный с весенним праздником всех мам – 8 марта) : МАМ – март, апрель, май.
Летние месяцы (образ ослика, пасущегося на зеленой лужайке в солнечный летний день) : ИИА – июнь, июль, август.
Осенние месяцы (образ «спящего» солнца в облаке с каплями дождя) : СОН – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Снова смотрим демонстрационную схему «Год», просим найти и показать в пределах схемы года конкретно сутки, неделю, месяц, чтобы обобщить вышесказанное и еще раз продемонстрировать взаимосвязь всех временных эталонов в ключе общей модели времени.
Задание на карточках «Найди лишнее слово»
Ученику предлагается серия слов. Предложите определить, какое слово является «лишним» и объяснить почему.
понедельник, среда, май, воскресенье, суббота;
Весна, зима, осень, утро, осень;
Утро, суббота, вечер, ночь, день;
Июнь, май, лето, сентябрь, декабрь.
Итоги занятия