Ирина Мотовилова
Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми группы компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 90» города Братска
Конспект непосредственно образовательной
коррекционно-развивающей деятельности
с детьми группы компенсирующей направленности по теме :
«Дифференциация звуков Л-ЛЬ»
Старший дошкольный возраст
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми группы компенсирующей направленности „Дифференциация звуков [Л]-[Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Занятие составила: Мотовилова Ирина Владимировна
учитель-дефектолог, логопед МБДОУ «ДСКВ № 90»
2013 год
Цели:
коррекционно-образовательные :
• упражнять детей в дифференциации звуков Л — ЛЬ по акустико-артикуляционным признакам;
коррекиионно-развивающие :
• развивать у детей мыслительную деятельность;
• формировать дифференциацию звуков изолированно, в слогах, сло-вах и предложениях;
• Закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
коррекционно- воспитательная :
• воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.
Оборудование:
• Схема постройки самолета.
• Разрезной макет самолета.
• Билеты на самолет.
• Касса.
• Фуражка летчика.
• Цветные фишки по количеству детей (синие, зелёные).
• Мелкие игрушки (со звуками Л и ЛЬ).
• Полоска с кружками синего и зеленого цвета.
• Буквы (И, Г, Р, У, Ш, К, И).
• Два обруча (синий и зеленый).
• Ребус.
• «Грозовые облака» со слогами.
• Полоски для звукового анализа.
• Красные и синие магниты.
• Макет солнышка.
ТСО:
• Музыкальное сопровождение (гул взлетающего самолета, музыкальное сопровождение для постройки самолета, шум леса).
Ход занятия.
I часть. Вводная.
Дети входят в кабинет. Педагог предлагает детям поздороваться друг с другом и гостями как мастера слоговых дел (по слогам); как мастера ударных дел (с ударением на 2,3 слог).
Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие в весенний лес. Согласны? (ответы детей)
Но отправимся мы с вами не водным транспортом и не наземным. А каким? Догадались? (ответы детей)
Какой воздушный транспорт вы знаете? (ответы детей)
Но у нас нет самолета, что же нам делать? (предложения детей)
Педагог предлагает собрать по схеме разрезной макет самолета.
Вот и самолет наш готов, точно по чертежу. Теперь нам необходимо приобрести билеты.
Дети приобретают билеты на самолет в «кассе» за правильный ответ.
Дидактическая игра «Измени слово».
Вес – лес
Пекарь – лекарь
Репка – лепка
Рейка – лейка
Печь – лечь
Метать – летать
Пень – лень
Печенье – леченье
Песок – лесок
Бить - лить
II часть. Основная.
1. Педагог:
У всех есть билеты? Отправляемся на посадку. Можно я буду сегодня стюардессой? А кто хочет быть командиром корабля? (ответы детей).
«Командир корабля» занимает свое место за штурвалом, «пассажиры» рассаживаются по своим местам.
Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть привязные ремни! Приготовиться к взлету!
В это время слышится шум взлетающего самолета.
Как гудит самолет? (Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л)
2. На доске перед детьми две картинки :
Педагог:
Чем похожи звуки Л – ЛЬ? (обозначаются на письме одной буквой)
Чем отличаются эти звуки? (Л – твердый, а ЛЬ – мягкий; обозначаем разными цветовыми фишками).
3. Дидактическая игра «Сигнальщики».
У детей на столе зеленые и синие сигнальные фишки. Педагог называет слова с твердыми и мягкими звуками Л, ЛЬ: лента, лампочка, колонна, Лена, колбаса, Леня, плуг, лото и т. д.
Дети поднимают соответствующую фишку.
4. Педагог обращает внимание детей на сигнал (мигающая красная лампочка).
Ребята, посмотрите, нам пришла радиограмма, давайте расшифруем ее.
Дети «расшифровывают» радиограмму, хором читая схему: ЛЬ, ЛЬ, Л, Л, ЛЬ, Л, Л, ЛЬ
В радиограмме говорится о том, что нам на борт нужно захватить попутный груз. Но название груза рассыпалось. Помогите собрать словечко (дидактическая игра «Слово рассыпалось»)
Дети собирают из букв слово «ИГРУШКИ»
5. Дидактическая игра «Распредели игрушки по отсекам».
Педагог вносит большую корзину с игрушками.
Посмотрите, как много груза нам пришлось взять на борт. Чтобы не было перевеса, нам нужно распределить все игрушки на два отсека.
Педагог предлагает детям распределиться на две кампании по цветовым фишкам и выбрать посыльного от каждой кампании. Посыльные подходят к педагогу и получают задания для команд: команде «зеленых» нужно выбрать игрушки с мягким согласным ЛЬ и отнести их в зеленый отсек (зеленый обруч, команде «синих» нужно выбрать игрушки с твердым согласным Л и отнести их в синий отсек (синий обруч). Посыльные передают задания своим командам и начинают выполнять.
Каждая компания выбирает игрушки в соответствии с полученным заданием. После выполнения, дети рассказывают, какие игрушки и почему они выбрали. (Я выбрал льва, потому что в слове лев слышится мягкий согласный ЛЬ и т. д.)
6. Педагог предлагает посмотреть в «иллюминаторы» (дети «строят окошко» руками).
Вы что-то видите? А я увидела прекрасную полянку. Предлагаю высадиться здесь и погулять на природе. Согласны?
«Самолет приземляется», дети выходят из самолета и оказываются перед большим панно, на котором изображены: лес, ели, палатка, колокольчики, ландыши, полянка, ласточки, лодка и т. д.
Педагог предлагает указать на панно предметы, в названии которых есть звуки ЛЬ или Л и отметить их маячками (зелеными и синими магнитами).
(Я вижу лес, отмечаю его зеленым маячком, потому что в слове лес мягкий звук ЛЬ и т. д.)
7. Дидактическая игра «Отгадай ребус».
Педагог обращает внимание на игрушку лисы. У нее в лапах записка.
Посмотрите, лиса принесла нам зашифрованное послание. Давайте его разгадаем!
Педагог предлагает детям сделать звуковой анализ получившегося слова. Дети выполняют звуковой анализ на полосках, один ребенок у доски с помощью цветных магнитов.
8. Педагог объявляет сигнал «SOS» и развешивает грозовые облака со слогами на магнитной доске:
Посмотрите, ребята, скрылось солнышко, и появились грозовые тучи. Чтобы разогнать грозовые тучи, нужно составить слова из слогов.
Дети составляют слова: ЛАПА, МОЛОКО, КОСА…
III часть. Заключительная.
Педагог хвалит детей за выполненное задание.
Вы молодцы! Разогнали грозовые тучи, и вновь показалось на небе солнышко!
Педагог закрепляет макет солнышка над панно.
На этом наше путешествие заканчивается. Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
Педагог предлагает вновь занять места на борту «самолета». Самолет взлетает, дети имитируют гул самолета: Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л
Путешествие закончено. Дети прощаются, уходят в группу.
Литература
1. Агапутова О. Е., Кандратьева С. Ю. Коррекцинно-игровые занятия с дошкольниками с ЗПР. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития школьников с ОНР. - СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
4. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.