Татьяна Васильевна Ивашина
Конспект коррекционно-развивающего занятия в 1 классе «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционно – развивающего занятия в 1 классе : «Развитие и формирование зрительного восприятия и пространственных представлений».
Цель урока:
Развитие сенсомоторных навыков и пространственных представлений у учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Формирование сенсорного развития ребенка посредством
совершенствования перцептивных действий, сенсорных представлений;
формирования аналитического восприятия.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия в 1 классе „Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений“» размещена в разделах
2. Развитие двигательных навыков путем выполнения специальных упражнений для улучшения двигательных качеств ребенка и координации мелких движений кисти и пальцев.
3. Сопровождать процесс развития пространственных представлений у ребенка посредством формирования
умение ориентироваться в пространстве;
умение сравнивать предметы, по-разному расположенные в пространстве;
4. Помочь ребенку в овладении умением осуществлять свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить речевое высказывание.
Блок 1. Развитие зрительного восприятия и основных видов чувствительности (сенсорное развитие).
Виды деятельности
• Определение формы окружающих предметов (по образцу, самостоятельно). Распознавание объектов на ощупь. Сравнение объектов по различным характеристикам, самостоятельная идентификация признаков (цвет, форма, размер, назначение). Выявление особенностей субъекта и их классификация по существенным и несущественным признакам с помощью психолога. Формирование целостного образа объекта: выделение контура, частей, из которых состоит объект, распознавание объекта, который изображен в необычном ракурсе или в измененном виде.
• По представленному образцу оттенка цвета выберите такой же. Выполнение заданий согласно инструкции (устной или письменной) : подбирать предметы одинакового оттенка для данного оттенка.
Блок 2. Развитие общей и мелкой моторики.
Виды деятельности:
• Упражнения для выполнения асимметричных движений путем имитации. Упражнения для выполнения точных движений пальцами и кистями рук. Упражнения для развития координации движений и графических навыков (рисунки на песке).
Блок 3. Развитие пространственных представлений.
Виды деятельности:
• Упражнения для формирования пространственной дифференциации самого себя (вверх – вниз, вперед – назад, влево – вправо).
• Ориентация в пространстве (низ, верх, влево, назад, над, под). Ориентация на плоскости и в пространстве на основе словесных инструкций и самостоятельно. Определение сходства и различия объектов, по-разному расположенных в пространстве. Работа с графическими схемами (двигательный и графический диктант). Совмещение на плоскости и в пространстве.
Структура урока:
- Знакомство, приветствие. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной обстановки в группе.
- основная часть;
- заключительная часть.
Полученные данные позволяют утверждать, что занятия по коррекции когнитивных процессов прошли успешно, в развитии ребенка произошла положительная динамика.
Организационные условия
Материально-техническое оснащение
Коррекционные занятия проводятся в психологическом кабинете.
На занятиях используются :
• наглядный, дидактический материал, набор "Пертра";
• альбом "Маленькие логики" с геометрическими фигурами;
• Сенсорное оборудование: "Пузырьковая трубка", "Звездный коврик";
• набор с песком.
• настенные модули, оборудование Монтессори.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Распознавание геометрических фигур и их очертаний.
Психолог показывает геометрические фигуры, ученик называет их. Взрослый помогает в случае затруднения.
3. Соотнесение геометрической фигуры с названием.
Ученику выдаются шаблоны геометрических фигур и их названия. Задание: “Сопоставьте фигуру с ее названием”.
Далее ученик произносит названия фигур.
4. Запоминание геометрических фигур.
Психолог просит вас запомнить эти цифры в том порядке, в котором ребенок их произносил. Вам дается 1 минута на запоминание. Изображения закрываются. По истечении времени ученик зарисовывает в тетрадь то, что он запомнил, затем проговаривает и сравнивает с образцом.
5. Физкультура
Руки вверх – сжаты в кулак, разжаты и разведены в стороны…
Разведите руки в стороны – сожмите в кулак, разожмите и разведите в стороны…
Руки вперед – сожмите в кулак, разожмите и разведите в стороны…
Руки назад - сожмите в кулак, разожмите и разведите в стороны…
Руки вниз – сожмите в кулак, разожмите и разведите в стороны…
Ученик произносит его вместе с психологом и выполняет соответствующие движения пальцами или кистями рук.
6. Поиск геометрических фигур в предметах.
Игра “На что это похоже?Психолог предлагает ученику посмотреть на изображения предметов и определить, на какие геометрические фигуры они похожи, раскладывая геометрические фигуры в соответствии с рисунком.
7. Упражнение для развития тактильной чувствительности.
Игра “Чудесный мешочек” : правой и левой руками определяйте геометрические фигуры и мелкие знакомые предметы.
8. Подведение итогов урока.
Что мы сегодня делали?
Назовите геометрические фигуры.
На что похожи круг, овал. ?
Вставьте геометрические фигуры "справа", "слева". ?
Молодцы, вы хорошо поработали на уроке!