Юлианна Сытникова
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ «Чудесная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Сегодня детям с ОВЗ вовсе не требуется обучение в специализированных учреждениях, наоборот, получить наилучшее образование и успешнее адаптироваться к условиям жизни они могут в общеобразовательном учреждении. Вне зависимости от социального статуса, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свою образовательную потребность и одинаковые права в получении адекватного уровню его развития образования.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ „Чудесная страна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
В нашем детском саду обучаются дети с разнообразными психологическими особенностями по адаптированной основной образовательной программе: Н. Е. Веракса «От рождения до школы», для детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Содержание
Актуальность коррекционно-развивающего занятия …. 4
Цель и задачи коррекционно-развивающего занятия …. …. 4
Содержание коррекционно-развивающего занятия …. …. 6
Список литературы …. …. 12
Приложение …. 13
Актуальность коррекционно-развивающего занятия
В работе с детьми с ОВЗ, я столкнулась с проблемой организации для них учебного процесса. Приоритетным направлением в реализации образовательной программы является личностно – ориентировочное образование, соответственно в работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Использование индивидуального подхода к детям признается всеми, но реализация его на практике – дело непростое.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.
Зачастую, дети с ОВЗ испытывают трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Также кроме проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира.
Психологическая коррекция является наиболее значимым звеном в системе комплексной реабилитации детей. Ведущей задачей коррекционной работы является создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Вашему вниманию представляю коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья: "Чудесная страна"
Цель занятия : помощь детям преодолеть переживания, которые мешают их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной работы за счет стимулирования психических процессов.
Задачи:
- Развитие адекватных форм поведения,
- Преодоление состояния эмоционального дискомфорта,
- Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия,
- Развитие крупной и мелкой моторики,
- Расширение знаний о диких животных,
- Развитие произвольного поведения.
Коррекционно-развивающее занятие состоит из двух блоков:
1. Гармонизация личности.
2. Формирование положительного отношения к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.
Используемые методы:
- коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
- творческие задания и игры;
- оздоровительные упражнения;
- беседа с ребёнком;
- психогимнастика;
- релаксирующие этюды.
Продолжительность занятия : 20-25 мин.
Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, магнитная доска с магнитными фигурами.
Планируемые результаты
- развитие познавательной деятельности детей;
- развитие интеллекта (анализ, сравнение, обобщение, навыки группировки и классификации);
- формирование умения пространственного ориентирования, обучение самоконтролю и самооценки;
- психокоррекция поведенческих особенностей;
- социализация (формирование навыков общения, правильного поведения).
Содержание коррекционно-развивающего занятия
Ребенок входят в кабинет психолога, играет расслабляющая музыка
1. Ритуал приветствия «Колокольчик»
Цель: преодоление эмоционального напряжения и мышечных зажимов
Психолог: Послушай, это волшебный звоночек, а это значит, что мы с тобой отправляемся в комнату волшебства. Шепотом, чтобы не испугать волшебство, давай поздороваемся: «Добрый день, комната волшебства!» (входя, машем рукой).
Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по стране чудес. Для того чтобы попасть в страну чудес, нам понадобится колокольчик, который даст нам суперсилу. Закрывай глазки и прислушайся к перезвону. Количество силы зависит от твоей внимательности. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открой глазки, мы уже переместились в волшебную страну.
- Как думаешь, где случаются чудеса? Верно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже отправимся в путешествие. А в волшебной стране мы будем выполнять разные интересные задания!
Психолог: Мы попали в творческую мастерскую «Чудесная страна». Мы с тобой выполним три волшебных задания и сможем делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.
Для хорошего настроения мы создадим волшебный город. Посмотри, что-то не так в этом чудесном городе. Куда пропало солнышко? Где дома? Улицы, деревья? Да вот же они…Но что-то сними не то. Злой волшебник заколдовал их, перепутав все волшебные магнитики и сложив в кучу. Тебе нужно все вернуть на свои места и распределить магнитики по образцу, превратив волшебный город в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные формы, фигуры и цвета.
Игра за детским компьютером «Лопни шарики».
2. Задание «Творческая мастерская»
Применение пособия Дары Фрё беля: «Социально-коммуникативное развитие».
Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.
3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит. круговые движения шариком между ладоням
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
движения шариком по пальцам
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь! пускаем по столу и ловим подушечками пальцев
4. Задание «Головоломка сложи из кубиков»
Психолог: Сейчас мы с тобой мы с тобой выполним следующее задания на внимательность и смекалку. Нужно собрать из кубиков то, что ты видишь на картинке. Начинаем собирать головоломку.
5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»
Психолог: Мы слегка устали, давай немного отдохнем. Представь, что ты находишься в красивом парке, вокруг летают разноцветные бабочки, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся как можно удобнее и слушай мой голос.
(звучат звуки природы)
Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко
(длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.
Психолог: пока мы с тобой отдыхали птички и зверюшки из парка спрятались от тебя, наверное, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс! У них есть маленький секрет, я тебе её расскажу. Они спрятались в сыпучем озере. Давай найдём их. Для этого очень осторожно опусти две руки в это озеро. (Контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Смотри, какой он глубокий.
Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.
Я тебе открою тайну. Что все эти зверюшки и птички обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.
А вот и песочный остров. Давай оставим на нём следы.
6. Игры с песком
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут маленькие динозаврики" — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прилетели птички" — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — "жучки здороваются").
Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.
Пальчиковая гимнастика “Паучок”
Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут” по столу
А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечам обеих. рук)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)
Паучков на землю смыл. хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.)
Паучок ползет опять, (Действия аналогичны первоначальным.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке. (“Паучки” ползают по голове.)
Психолог: Наши паучки оказались в волшебной стране.
«Посмотри, Волшебная страна похожа на пустыню. В ней пока нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Волшебную Страну. Поселим всех животных на песочный остров. Психолог берет фигурку в последнюю очередь. (Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину)
«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.
Давайте познакомимся, кто ещё живет в нашей Сказочной Стране?».
Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.
Список литературы
1. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков : Методическое пособие / Под общей ред. Е. Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» - Москва, 1991.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.
4. Мамайчук И. И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.
5. Женеврова В. Л., Баряевой Л. Б., Галлямовой Ю. С. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ХОКА, 2007
6. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. –М. : АРКТИ, 2006
7. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М. : Просвещение, 1990. – 128 с. : ил. ;
9. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.