Папки-передвижки

Конспект консультации «Игры по развитию речи в средней группе»

Паглазова Наталья
Конспект консультации «Игры по развитию речи в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №44»

Конспект консультации «Игры по развитию речи в средней группе»

Подготовила: воспитатель Паглазова Н. А.

г. Омск 2017

Цель: обогащение педагогического опыта воспитателей в области «Развитие речи»

Публикация «Конспект консультации „Игры по развитию речи в средней группе“» размещена в разделах

Задачи: уточнить и активизировать знания воспитателей о методах и приемах развития речи детей;

развивать творческое мышление и фантазию для создания и использования новых игр;

формировать желание организовывать интересные и разнообразные игры по развитию речи и участвовать в них вместе с детьми.

Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение и активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

Помочь ребенку овладеть родным языком - это очень непростая задача, т. к. ребенок дошкольного возраста – это не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или спряжения, структуру простых и сложных предложений, здесь мы прибегаем к игре.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Через игру мы формируем качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

Теперь давайте коснёмся методики проведения словесных игр. Можно выделить общие советы:

1. Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.

3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

4. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

5. Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, соответствовали возрасту.

6. Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

7. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

8. Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.

Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются словесные игры, в которых используются сравнения предметов («Что бывает широкое, высокое, низкое и пр.», описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек», формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде») и пр.

Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность.

В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

1. Тактильные игры :

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияния на развитие активной речи ребенка. Рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.

Мелкая моторика ребенка развита недостаточно. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действует все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичные действия.

Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических проб дети не могут сохранять принятую позу длительное время.

Тактильные ощущения также еще развиты слабо : им трудно захватывать карандаш, правильно держать его тремя пальцами. При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять посредникам (в данном случае - карандаш, кисть, мел).

«Чудесный мешочек», «Посчитай на ощупь», «Опиши ощущения» и т. д.

Пальчиковые игры

2. Игры для развития звуковой культуры речи :

Развитие неречевого слуха :

Дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы) «Где хлопнули?», Игра «Где топнули». Задача: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Дифференциация по темпу (быстро - медленно) «Кто быстрее?»

Дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

«Полянка». Задача: узнавать ритмический рисунок.

Дифференциация по силе звучания (громко - тихо)

«Высоко – низко». Задача: Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

«Тихо-громко». Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо.

«Шумовые баночки». Задачи: упражнять в определении на слух вид крупы.

«Где звенит?». Задача: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

«Узнай по звуку». Задача: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент или предмет на слух по его звучанию.

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник).

Развитие речевого слуха :

«Бросаем звуки». Задача: автоматизация изолированных звуков. Дети за воспитателем проговаривают звуки и имитируют движение-бросок снежка.

«Поймай звук». Задача: формировать навыки звукового анализа и дифференциации звуков в словах.

Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат нужный звук.

«Найди звук». Задача: Знакомить детей с термином «звук»

Обучить интонационному выделению звука в слове; учить называть слово на заданный звук.

«Эхо». Задача: познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков; формировать понятие «гласный звук»; развивать слуховое внимание; развивать фонематический слух

Вы бросаете мяч и произносите, например: «А-а-а.» Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук. Переберите так все гласные звуки.

«Гласные-песни». Задача: развивать умение менять силу голоса; четко артикулировать и пропевать звуки (тихо-громко, длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте; отхлопывать ритм «песен» каждого звука; «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса; формировать правильное речевое дыхание, тренировать длительный речевой выдох.

При этом следует показывать:

протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;

отрывистый звук - резким отстукиванием сомкнутых пальцев по ладони;

повышение звука - подниманием руки вверх;

понижение звука - опусканием руки вниз.

3. Игры для обогащения и активизации словаря:

«Только весёлые слова». Задача: подобрать как можно больше слов на заданную тему.

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

«Кто что умеет делать». З: подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий.

Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться).

«Зачем нужны игрушки». Задача: закреплять словарь детей в употреблении в речи глаголов

Воспитатель задает вопрос: «Зачем нужны игрушки? Вы знаете, что с ними можно делать? Сейчас я покажу игрушку, а вы расскажете, зачем она нужна».

Слова для закрепления и уточнения словаря:

Воспитатель Дети

Машина - Ее можно катать, возить за веревочку, перевозить на ней кубики, кукол…;

Конструктор - Из него можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу…;

Мяч - Бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать, передавать, играть в футбол…;

Пирамидка - Собирать, разбирать;

Неваляшка - Наклонять, качать, слушать звон;

Кукла - Одевать, играть с ней, танцевать, укладывать спать, кормить, возить в коляске, в саночках…

4. Игры для формирования грамматического строя речи : (словообразование, согласование числа, рода, падежа числительных, прилагательных, глаголов)

«Назови сок, варенье» (посуду, одежду, игрушки и т. д.).

Задачи: научить образовывать относительные прилагательные.

Воспитатель объясняет, что если из яблока сделать сок, то это будет яблочный сок; а если сделать варенье из яблок – то оно будет яблочное; потом каждый из детей по очереди образовывает относительные прилагательные: сок из груши -. ; варенье из груши -. ; сок из апельсина - апельсиновый, варенье из апельсина -. и т. д.

«Посчитай». Задача: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

«Какой? Какая? Какое?». Задача: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

«Рассели по домикам». Задача: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Воспитатель предлагает детям из предметных картинок выбрать те, про каждый из которых можно сказать «он мой» и

положить в соответствующий домик. В другой – положить картинки с предметами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

«Прятки». Задача: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Дети рассказывают, где спрятались игрушки. Мишка под машинкой. Кукла на стуле. Лошадка за коробкой и т. д.

«Объясните, почему?». Задача: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер) Стало очень холодно… (пошёл снег)

5. Развитие связной речи :

Диалогическая (разговор между двумя или несколькими людьми) побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.

- Беседа с воспитателем;

- игры-драматизации;

- ответы на вопросы по картинкам

- сюжетно-ролевые игры

- организация речевых ситуаций

(К вам вечером пришли гости, как вы с ними поздороваетесь

У Кристины развязался бант. Она подошла к воспитательнице. Что ей нужно сказать?

Представьте, что вы разбили тарелку, и мама будет огорчена. Что бы вы ей сказали)

- беседы по картинам;

- дидактические игры;

- подвижные игры.

Монологическая (речь одного человека) требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Монологическая речь бывает двух типов: пересказ и рассказ.

- Составление описательных рассказов;

- составление рассказов по картинкам и схемам;

- загадки;

- пересказ произведений;

- заучивание стихотворениев;

- поручения и задания;

- игры-инсценировки;

«Играем со сказкой». Задача: развивать творческие способности (умение придумывать несколько вариантов окончания сказки, использовать разнообразные языковые средства).

«Опиши любимую игрушку». Задача: составить связный описательный рассказ, называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

«Что подарили Наташе?». Задача: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», — подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? Какое было яблочко?»

Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду? Как выглядел гость?»

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

«Придумай рекламу книге (платью и т. д.)». Задача: развитие умения описывать предмет.

Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.

К концу года дети средней группы должны :

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

Осмысленно работать над собственным произношением, выделить первый звук в слове.

•Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

•Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.

Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Заканчивая любую из игр, воспитатель, должен поддержать интерес к дальнейшей игре. «Так что, в следующий раз, дорогие коллеги, мы будем играть еще интереснее…».

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию речи в средней группе «Что перепутал Незнайка», «Цветик-семицветик»Дидактические игры по развитию речи в средней группе «Что перепутал Незнайка», «Цветик-семицветик» Дидактическая игра по развитию речи «Что перепутал Незнайка?» Цель: Формировать умение различать предметы, сходные по значению, развитие.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Программное содержание: Выявить уровень знаний детей. Развивать связную речь детей. Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ш]» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук Ш» Цели и задачи. Учить произносить звук [Ш] в изолированном.

Конспект НОД «Зимние развлечения и игры» по развитию речи в средней группе Конспект по речевому развитию в средней группе «Зимние развлечения и игры» Цель: закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные.

Конспект ООД по развитию речи «Птичий двор» в средней группе (грамматический строй речи) Цели: Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия домашние птицы.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе с использованием технологий «Звуковая культура речи. Звуки [р]-[р’]» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием технологий: игровой, сотрудничества,.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Звуковая культура речи: звук [ч]. Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Тема: звуковая культура речи: звук ч. Цель: обучение правильному произношению.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Дидактические игры «Поручения», «Лошадка и мышка» 1. Тема: Дидактические игры «Поручения», «Лошадка и мышка» 2. Возрастная группа: 1 младшая «Б» (2 - 3 года) 3. Составитель: Степанова Г.

Конспект игры-занятия по развитию речи с использованием фольклора во второй младшей группе «Наша Маша маленька» Конспект игры – занятия По развитию речи с использованием фольклора в 2 младшей группе. «Наша Маша маленька». Цель: Способствовать.

Развитие речи как средство творческого воображения детей. Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей» Цель: 1. Обогащать.

Автор публикации:
Конспект консультации «Игры по развитию речи в средней группе»
Опубликовано: 31 мая 2017 в 03:08
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект консультации «Игры по развитию речи в средней группе»» (включая файлы) размещена пользователем Паглазова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД