Ольга Владимировна Смирнова
Конспект занятия в ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления о зимующих птицах.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Виды деятельности:
Социально- коммуникативная, познавательная, игровая.
Программные задачи:
Образовательная:
-Познакомить детей с зимующими птицами :
Публикация «Конспект занятия в ОО „Познавательное развитие“ в средней группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
синицы, сороки, воробьи, снегири и вороны.
- Формировать предпосылки умения соотносить народные приметы, связанные с повадками птиц.
-Раскрыть понятия «зимующие птицы»;
-Расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
Развивающая :
-Развивать мышление, наблюдательность;
-Развивать зрительную и словесно-логическую памяти;
-Способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, их потребностях)
-Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательная:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Предварительная работа:
Беседа и чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа:
Корм, кормушка, холодно, голодно;
Средства и способы : загадки, беседа, игра «Разрезанные картинки», игра «Воробушки и кот», игра «Воздушные шарики», словарная работа.
Материал и оборудование:
Карточки – загадки с картинками птиц;
маски птиц (или со шнуром) и кота;
разрезные картинки птиц;
воздушные шариками, внутри которых разный корм для птиц (семяна);
кормушка, вязанные птицы;
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я сегодня проверила почту нашего детского сада и обнаружила там письмо и посылку. Давайте посмотрим от кого это письмо. На конверте написан номер нашего детского сада и наша средняя группа, а прислал нам Лесовичок. Сейчас мы с вами прочитаем, что же внутри.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Старичок- Лесовичок. Хоть я и старенький, но слежу за порядком в лесу. С наступлением холодов в лесу становится все тише и тише, жучки и паучки все попрятались, одни птицы, «перелетные», улетели в теплые края, а другим «зимующим» нечем питаться. И я хотел бы обратиться к вам с просьбой, но…об этом чуть позже… Сначала я хотел бы с вами поиграть и чтобы вы выполнили мои задания…»
Ребята, давайте посмотрим, что же в посылке?
Карточки -загадки про птиц :
1. Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (Воробей)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (Сорока)
Воспитатель: Молодцы, правильно, давайте опять заглянем в посылку (маски птиц).
А теперь давайте поиграем, выбирайте себе шапочку с изображением птицы представьте, что вы птица, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».(Воспитатель держит кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв
Стая жёлтеньких синиц.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье.
Воспитатель: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)
Дети: Нет, нелегко им холодно и голодно, снег укрыл землю и они не могут найти себе корм.
Воспитатель: Правильно, им очень тяжело приходится зимой, на улице очень холодно и корма зимой мало. Кто же приходит к ним на помощь?
Дети: люди.
Воспитатель: А как называют этих птиц, которые не улетают, а остаются с нами зимовать?
Дети: зимующие.
Воспитатель: Правильно. Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Дети: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. Снова посмотрим в посылку, что на этот раз приготовил для нас Старичок –Лесовичок…
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери разрезанную картинку и расскажи про птичку».
-У меня есть 5 конвертов с изображением птиц.
-Давайте разделимся на 5 групп. Ваша задача: собрать разрезанную картинку в целую, отгадать, что это за птица и рассказать про неё.
Дети (1 подгруппа) : Это птица синица.
- Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.
Воспитатель: Как много и интересно вы мне рассказали.
-А знаете ли вы, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну. Народная примета гласит:
первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов.
Синичка с утра начинает пищать — жди мороза.
Дети(2 подгруппа) : Это птица воробей.
Воспитатель: А, что про него вы можете рассказать?
Дети: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Он чирикает: «Чик – чирик- чик-чирик».
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, вот если только гнездо разорят или беда какая случится, только тогда улетит. Всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте.
А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению.
Дети (3 подгруппа) : Это птица снегирь.
Воспитатель: Расскажите, чем эта птица отличается от других?
Дети: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.
Воспитатель: Молодцы!
-Дети, а вы знаете, что чем сильнее мороз, тем спокойнее ведут себя снегири, мало передвигаются. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. С наступлением весны снегири исчезают из городов, но они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы.
- Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.
Дети (4подгруппа) :
Дети: Это сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красивый у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.
Воспитатель: Сороку невозможно спутать с другими птицами. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы.
- Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.
- Примета гласит : если сорока под крышу лезет - к вьюге.
Воспитатель: Посмотрим, кого же собрала у нас пятая подгруппа.
Дети (5 подгруппа) : Это ворона.
У вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Воспитатель: Молодцы! Для гнёзда вороны выбирают опушки лесов, а так же, селятся в центре города.
В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.
-Молодцы, все справились с этой игрой.
- А сейчас мы с вами поиграем в еще очень интересную игру «Воробьи и кот».
Подвижная игра «Воробьи и кот».
(Дети –воробушки, а один ребенок-кот.)
(Кот засыпает. «Воробушки прилетели и летают» - руководит воспитатель. Но вот проснулся кот. Кричит: «Мяу- мяу» - бегая, ловит воробьёв. Всех кого поймал кот, уводят в свой дом.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вернемся к письму и посмотрим, какую же просьбу просит исполнить Старичок- Лесовичок.
«Ребята, вы уже знаете, что снег зимой укрывает весь корм для птиц и им нечем питаться, так вот у меня большая просьба к вам и вашим родителям,изготовьте кормушки для птиц. Но самое главное, не забывайте класть регулярно в неё корм. Заранее вам всем спасибо! До свидания, ваш Старичок –Лесовичок.»
Ну, что ж, ребята, надо постараться исполнить просьбу Старичка- Лесовичка. А знаете ли вы, чем питаются птицы зимой? (ответы детей)
Воспитатель: 1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, любит несолёное сало. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.
2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.
3. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой пищи. Любят разные зерна, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, даже питаются мелкими грызунами.
-Ребята, снова заглянем в посылку (воспитатель достаёт воздушные шарики, внутри которых корм для птиц).
Посмотрите, у меня воздушные шарики. Наверное всем хочется узнать, а что же там внутри. Давайте на ощупь отгадаем какой корм для птиц спрятал Старичок -Лесовичок.
Дети на ощупь определяют корм птиц. ( В шарики насыпаны: семечки, семя тыквы, пшено, хлеб, семена растений) .
Воспитатель: Молодцы ребята, вы уже знаете какая птичка, чем питается.
Ребята, давайте положим корм на нашу кормушку и немного отойдем в сторону, закрыли глазки… (Прилетели птицы, вязанные : снегирь, сорока, ворона, синичка и воробей).
Открывайте глазки. Вот, посмотрите, на нашу кормушку сразу прилетели птицы. Сегодня мы пойдем на прогулку и возьмем корм для птиц.
Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня были разные задания и игры. Кому показалось что-то трудным?
Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Дети: О зимующих птицах, о том, как им трудно зимовать и что без помощи человека, птицы могут погибнуть, а мы знаем, что птицы приносят пользу, поэтому птиц надо подкармливать круглый год.