Лодина Екатерина Алексеевна
Конспект конкурсного мероприятия «В гостях у гжельской красавицы» в подготовительной группе
Задачи: обобщить представления детей по теме «Гжель», закрепить знания об элементах росписи и умения рисовать гжельские узоры; формировать потребность в прекрасном; воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – нарядное платье для гжельской красавицы.
Публикация «Конспект конкурсного мероприятия „В гостях у гжельской красавицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: изделия гжельских мастеров, обучающие плакаты, выставка детских работ по теме «Гжель», контурное изображение из фанеры русской красавицы в рост человека, бумага круглой формы по числу детей, гуашь синяя, кисти, палитры, салфетки, запись русских народных песен, запись голоса гжельской красавицы, видеозапись «Сказочная Гжель». Выставка гжельских изделий.
Ход занятия:
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече приветствовать: «Доброе утро!»
Настал новый день. Я рада, что сегодня вы здоровы, ваши глазки как цветочки, вы такие почемучки. Хочется, чтобы вы дружили, в детский сад всегда ходили. Поприветствуйте друг друга.
Вы все такие нарядные! Ведь всех нас пригласили в гости. А кто, догадайтесь сами. (идет видео ряд о Гжели, на его фоне читается стихотворение) (Дети стоят возле телевизора)
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста - взял белизну просторов зимних, русских.
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады.
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем. - Гжель
Воспитатель: Догадались, кто нас в гости пригласил? Нас ждёт хозяйка народного промысла, волшебной сине-голубой росписи - Гжель.
Она приглашает всех в гжельскую светлицу.
-Как красиво! И стол накрыт. Только где же хозяйка? Покажись нам, гжельская красавица!"
Пока хозяйки нет, давайте все внимательно рассмотрим.
Какие предметы вы здесь видите? (чашки, большие блюда, вазы для фруктов, чайники, сахарницы, молочники).
- Все предметы разные. Но есть в ней и что-то общее. Что? (Ответы детей).
- Правильно, все предметы украшены сине-голубым узором, который расположен на белом фоне. А как называются эти предметы? (Гжельские).
- Почему их так называют? (Ответы детей).
- В чём особенность гжельских предметов? (их расписывают только синей краской. Придают им причудливые, необычные формы – например, в виде разных животных.)
- Из каких элементов состоит гжельская роспись?
Капелька: Она напоминает дождевую каплю или лепесток ромашки, может иметь прямую или наклонную форму.
Бордюры и сеточки: Это полосы, выполненные с использованием тонких, широких, прямых и волнистых линий, точек и сеточек.
Простые растительные узоры: Веточки, листочки, усики, цветочки.
- А как называют этот цветок? (Гжельская роза). Еще, гжельскую розу называют «агашка». Знаете почему? Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка». В городе Гжель до сих работают внуки и правнуки известных мастеров, которые продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду, известную на весь мир.
Играет музыка. Появляется красавица Гжель. (Появляется контурное изображение русской красавицы, но на платье узоров нет.)
Воспитатель: А вот и наша хозяюшка!
(аудиозапись)Гжель : Здравствуйте, девицы красные, да молодцы прекрасные. Здравствуйте, мои юные таланты!
Воспитатель. Что случилось, красавица Гжель? Где же наряд твой праздничный?
(аудиозапись)Гжель. Позавидовала Зимушка-Зима убранству моему сказочному, ведь ее время сегодня заканчивается, и похитила все узоры гжельские с платья моего! Какая я теперь Гжель, кто узнает меня? Как я людям покажусь? Найдутся ли мастера, чтобы помочь моему горю?
Воспитатель. Дети, что же делать? Как помочь красавице Гжели? (ответы детей)
Не печалься душа - девица, не кручинься, не перевелись ещё на Руси мастера! Наши юные умельцы-гжельцы нарисуют тебе платье еще лучше прежнего!
-Проходите на свои места. Давайте украсим детали костюма гжельской росписью. (шаблоны лежат на столике).
Дети садятся за столы.
- Вспомните правила рисования краской : кисть нужно правильно держать кисть, отжимать лишнюю воду о край баночки и рисовать тонкие линии,
- Прежде чем вы приступите к работе, сделаем разминку с кисточкой:
Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим тремя пальцами выше
ее металлической части)
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону, затем
вверх и вниз).
Побежала наша кисть. (движения убыстряются)
А потом, а потом (держим кисточку вертикально)
Кисточка бежит кругом. (вращаем кисточкой по кругу)
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе).
Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. (таблички на столах) Можете приступать к работе.
Самостоятельная работа детей
Дети самостоятельно работают под музыку.
Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.
Звучит песня «Гжель», красивая мелодия
Воспитатель: Русские Мастера умели трудиться, и умели они хорошо веселиться! Как говорят в народе: Делу время – потехе час! Поиграем мы сейчас!
Хороводная игра «Золотые ворота»
Воспитатель: Пришло время нарядить нашу красавицу Гжель. (Дети закрепляют рисунки на платье Гжели). Ребята, вам понравился результат вашей работы?
Гжелочка, а тебе нравится новый наряд?
(аудиозапись)Гжель : «Ай, спасибо, мастера, за вашу работу, за старания.
Мой наряд стал еще лучше, чем был.
САША: Тебе, Гжель, спасибо за встречу!
Мы много увидели, много узнали!
АЛИНА: Стали мы тоже Гжельскими мастерами!
Труд мастеров научились ценить,
Гжель голубую всем сердцем любить!
(аудиозапись)Гжель : Пусть Красота на Руси будет вечна!
А всех приглашаю на чай я сердечно!
Сюрпризный момент: раздача детям конфет в бело - голубых фантиках.