Светлана Светлана
Конспект комплексного занятия «Волшебные семена» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная область, направление: «Познавательное развитие», познавательно-исследовательская деятельность
Педагогическая цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Задачи:
Образовательные - расширять и уточнять представления детей о живой и неживой природе, учить наблюдать и делать выводы.
- знакомить детей с этапами развития растения из семени, с необходимыми для этого условиями;
- совершенствовать диалогическую форму речи, попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;
Публикация «Конспект комплексного занятия „Волшебные семена“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- расширять словарный запас, побуждать к использованию в речи фольклора (пословиц, поговорок, потешек);
- закреплять правильное, отчетливое произношение звука [C];
- упражнять в образовании прилагательных;
-отгадывать математические загадки;
- закреплять знание порядкового счета в пределах 8, соотнесение порядковых чисел с количественными;
- закреплять умение правильно пользоваться знаками >,<,=;
Развивающие - продолжать развивать интерес детей к миру природы;
- развивать любознательность и наблюдательность;
- продолжать развивать речь, как средство общения.
Воспитательные - воспитывать любовь к природе;
- воспитывать любовь к трудовой деятельности, ответственность;
- воспитывать культуру речи и поведения.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира, ФЭМП, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Средства реализации: Набор камешков и бусин, шариков из различных материалов; картинки с объектами живой и неживой природы; семена фасоли и гороха; стаканчики, пипетки, ватные диски; ростки гороха на разных стадиях прорастания; дневники наблюдений; условные мерки, линейки; горшок, почва, ёмкости с водой.
Организационная структура игрового занятия
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный
Восп. : Поудобней становитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Вам, ребята, всё понятно?
Это очень мне приятно!
Отгадайте загадку: По квартирам и домам
Много писем, телеграмм
Он приносит адресатам.
Как зовут его, ребята?
Сюрпризный момент
Достает посылку
Сегодня утром и к нам заходил почтальон. Он принес посылку от кота Матроскина из Простоквашино, а в ней письмо!
«Привет, ребята! Такой урожай в прошлом году собрал! Высылаю вам волшебные семена. Попробуйте-ка их посеять, и увидите, какие чудеса произойдут!» Коммуникативная (слушают воспитателя, улыбаются)
Познавательно-исследовательская (разгадывают загадку)
Организационно-поисковый Восп. : Давайте, ребята посадим эти семена в группе на подоконнике, тогда мы не пропустим ничего интересного, что с ними будет происходить. Вы согласны?
Высыпает содержимое на поднос. В посылке бусинки и шарики из стекла, пластика, металла, округлые камешки.
Дети рассматривают предметы, определяют их цвет, вес, материал. Воспитатель предлагает детям рассортировать предметы по материалу и разложить по разным тарелочкам. Воспитатель обсуждает с детьми содержимое посылки и пригодность его для проращивания. Дети приходят к выводу, что все предметы относятся к неживой природе и не могут прорасти
Восп. : Ребята, а давайте вспомним, что относится к живой и неживой природе.
Воспитатель раздает детям по две картинки, на одной из них объект живой природы, на другой – объект неживой природы и предлагает разбиться на пары.
Восп. : Ребята, обменяйтесь в парах карточками так, чтобы у одного были только объекты живой природы, а у другого – только неживой.
Выслушивает объяснения ребят, почему они считают объект живым или неживым (признаки живого и неживого).
(в этом задании можно использовать мультимедийную технику)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад
Раздается звук смс
Восп. : Дети, пришло сообщение от кота Матроскина! «Ребята, привет! Почтальон Печкин перепутал посылки! Извините! Эту мы рыбкам для аквариума посылали. Ждите новую посылку через неделю!»
Восп. : Ждать целую - это так долго, не правда ли, ребята? А, кстати, сколько дней в неделе? Кто может их назвать?
Какие вы умные! Молодцы! Ладно, поделюсь с вами своим секретом. У меня тоже есть волшебные семена, только они невидимые и не покажутся, пока мы правильно не скажем волшебные слова.
С какого звука начинается слово «семена»? Правильно, со звука [С]. Какой это звук (согласный). Что нам помогает его произнести? (Зубы и язык) Как располагаются зубы? (Делают небольшую щель). А где должен быть наш язычок? (опущен и прижат к основанию нижних зубов). Повторяйте за мной волшебные слова :
Са-са-са – хитрая лиса
Со-со-со – катим колесо
Су-су-су – я коня пасу
Сы-сы-сы – длинные усы
Ос-ос-ос – любопытный нос
Ус-ус-ус – у Лены много бус
Ас-ас-ас – есть семена у нас
- Не сработало! Давайте еще раз повторим, будем помогать пальцами. Сжимают пальцы на звуке [С]
- Опять не доколдовали! О, я вспомнила, надо ещё волшебный стишок сказать!
Смотрит март в моё оконце –
Настоящая весна!
Всё сильнее греет Солнце.
Появитесь семена!
Воспитатель незаметно достает пакет с семенами фасоли и гороха.
Дети рассматривают семена, воспитатель загадывает загадки:
В огороде хоть росла
Знает ноты «Соль» и «Фа»
(Фасоль)
В зеленой палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это?
(Горошек)
Восп. : А знаете, что из фасоли и гороха можно приготовить? Суп можно?
Из гороха какой? – гороховый.
Из фасоли какой? – фасолевый.
Из овощей? - овощной.
Из картофеля? - картофельный.
Из грибов? - грибной.
Молодцы, ребята, порадовали!
Выбирайте себе плод – будем делать огород.
Не время нам лениться, а время – потрудиться!
А вы что больше любите: лениться или трудиться?
Кто знает поговорки о труде?
Дети говорят поговорки:
1) Каковы труды, таковы плоды
2) Кто любит труд, того люди чтут.
3) Труд человека кормит, а лень – портит!
4) Кто любит трудиться, тому дома не сидится.
Восп. : Давайте мы позаботимся о наших семенах, чтобы они дружно проросли. Что для этого семенам нужно? (Вода, свет, тепло)
А земля нужна? (Объясняет, что на первых порах в семени запасено достаточно питательных веществ для прорастания корня и ростка, поэтому почва необязательна).
Показывает, как посадить семена, напоминает технику безопасности, проводит пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик - маленький, (Поочередно загибают пальцы, начиная с
Этот пальчик – слабенький, мизинца.)
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – толстячок,
Ну а вместе – кулачок.
Дети берут пластиковые стаканчики (пронумерованы по номерам шкафчиков, помещают туда ватный диск, семя, пипетками переносят немного воды, ставят на подоконник.
Физкультминутка
Пойдём с тобою в огород, (Шагают на месте)
Немало там у нас забот!
Возьмем лопаты,
Тяпки –
Взрыхлим, прополем грядки, (Имитация работы в огороде)
Потом польём из лейки (Имитация поливания)
И сядем на скамейки (Приседают на корточки)
Восп: Отдохнули, ребята? Проведём теперь математическую разминку. Отгадайте мои математические загадки.
1)Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитайте скорей
Сколько всего в воде малышей. (4+2=6)
2)Семь маленьких котят,
Что дают, всё едят.
А один – добавки просит
Сколько всех котяток? (8)
3)Ёжик по опушке шёл,
На обед грибы нашёл.
Два под березкой, три под осинкой.
Сколько их будет в плетёной корзинке? (2+3=5)
Восп: Полюбоваться на наш огород прилетели насекомые. Посчитайте, кого прилетело больше – бабочек или божьих коровок? Поставьте правильно знак больше, меньше или равно.
(Повторяет с детьми написание знаков)
Примеры на больше и меньше.
Восп. : Мы с вами будем каждый день наблюдать, что происходит с семенами. И зарисовывать наши наблюдения в дневник. (Показывает детям дневник наблюдений)
Сегодня первый день. В дневнике наблюдений напишите в первом столбике цифру один и нарисуйте то, что видите. (Напоминает технику безопасности)
Дети пишут и рисуют.
Восп. : Если сегодня первый день наблюдений, то завтра, по порядку, какой будет день? (Второй) Значит, какую цифру мы напишем в следующем столбце нашего дневника? (2). Сегодня день первый, завтра – второй, а послезавтра - какой? (Третий) Какую цифру напишем в третьем столбце нашего дневника? (3) В четвертом столбце - напишем какую цифру? (4). В пятом? (5) … в восьмом? (8
Восп: Посмотрите, ребята, вот этот росток я приготовила заранее, он уже готов к посадке в почву, и очень просит нас ему помочь, ему уже не хватает питательных веществ. Давайте скажем ему добрые слова и посадим в горшочек.
Дети произносят потешку, пока воспитатель пересаживает росток из стаканчика в горшок:
Ты, росточек, не ленись!
Выше к солнышку тянись!
Подрастай, зацветай,
Урожай богатый дай!
Восп: А теперь я проверю, какие вы наблюдательные. Посмотрите на росток, какой формы у него листочки, как они расположены вдоль стебля? (Ответы детей)
Давайте сделаем аппликацию этого росточка на память о нашем занятии.
Организует подготовку принадлежностей для творческой деятельности, проводит инструктаж и повторяет технику безопасности при работе с ножницами. Проводит пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять! (на обеих руках пальцы, по одному, собирают в кулачок)
Вышли пальчики гулять! (энергично сжимают и разжимают кулачки)
Этот пальчик - гриб нашел, (выпрямляют мизинцы)
Этот пальчик – чистит стол, (выпрямляют безымянные пальцы)
Этот резал, (выпрямляют средние пальцы)
Этот ел, (выпрямляют указательные пальцы)
Ну а этот лишь глядел! (сжимают кулаки и поднимают большой палец)
Дети выполняют аппликацию Коммуникативная
(слушают воспитателя, выражают эмоции, отвечают на вопрос)
Познавательно-исследовательская, коммуникативная
(рассматривают и обследуют предметы, классифицируют по признакам, отвечают на вопросы, делают выводы)
Познавательно-исследовательская
(классифицируют изображения)
Коммуникативная (общаются друг с другом, отвечают на вопросы)
Речевая (проговаривают слова вместе с воспитателем)
Двигательная (выполняют движения по тексту физминутки)
Коммуникативная (слушают воспитателя, выражают эмоции, отвечают на вопросы)
Речевая (проговаривают чистоговорку вместе с воспитателем)
Речевая (повторяют слова за воспитателем)
Познавательно-исследовательская (разгадывают загадки)
Речевая (образуют прилагательные)
Коммуникативная (слушают воспитателя, выражают свое мнение)
Речевая (рассказывают поговорки)
Коммуникативная (высказывают свое мнение, слушают воспитателя)
Речевая (проговаривают слова вместе с воспитателем, двигательная (выполняют движения по тексту)
Элементарный бытовой труд
Речевая (проговаривают слова вместе с воспитателем)
Двигательная (выполняют движения по тексту физминутки)
Коммуникативная (отвечают на вопросы)
Познавательно-исследовательская (решают задачи в стихах)
Познавательно-исследовательская (Выполняют задание)
Коммуникативная (слушают задание)
Познавательно-исследовательская, коммуникативная (делают записи и зарисовку, отвечают на вопросы)
Коммуникативная (слушают воспитателя, выражают эмоции)
Речевая (повторяют слова потешки за воспитателем)
Познавательно-исследовательская, коммуникативная
(обследуют объект, делают выводы, слушают воспитателя, отвечают на вопросы)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (повторяют правила безопасной работы с клеем, помогают готовить материал для работы)
Речевая (проговаривают слова вместе с воспитателем, двигательная (выполняют движения по тексту)
Продуктивная
Рефлексия Воспитатель спрашивает детей, что нового они узнали из занятия, что запомнили, что им понравилось.
Просит рассказать, всё ли у них получилось, и взять с тарелочки красный кружок, если понравилось занятие, и синий, если не понравилось. Коммуникативная (высказываются, выражают эмоции)