Марина Ляпина
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе. «Пожар в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и декоративному рисованию в старшей логопедической группе
Цели:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе, „Пожар в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Пожар в лесу. Бережем лес от пожара
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Дать детям представление о значении леса в жизни животных, человека, о том, какой ущерб наносит пожар природе и человеку. Учить детей составлять простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивающие задачи:
Развивать изобразительные навыки при составлении узора по мотивам дымковской росписи, умение использовать разные приемы рисования кистью: полосы рисовать всем ворсом кисти, держа ее плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти.
Закрепить некоторые правила экологической безопасности.
Развивать воображение, мышление, речь детей.
Воспитательные задачи:
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в обсуждении проблемы.
Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду, развивать чувство ответственности за охрану животного мира.
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, природе.
Материал: плоскостные фигурки, изображающие диких животных: медведь, лиса, еж, белка, волк; птица; иллюстрации на тему "Лесные домики" : дупло, берлога, логово, нора, пень, гнездо; "Дары леса" : грибы, ягоды, орехи, древесина, лекарственные травы: мать-и-мачеха, ромашка, подорожник; фотографии "Пожар в лесу", «Пожарные тушат пожар в лесу»; аудиозапись мелодии "Танец огня", цветные ленточки, дымковские игрушки в сундучке; гуашь, кисти, тампоны; телефон.
Предварительная работа: занятие по ознакомлению с окружающим "Огонь - друг или враг", чтение сказки "Незатушенный костер", беседа на тему "Лесной пожар", заучивание потешек о животных, разучивание народных изделий, декоративное рисование узоров.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря: берлога, логово, гнездо, нора, дупло, лекарственные травы: мать-и-мачеха, ромашка, подорожник; древесина; дымковские игрушки: конь, курочка, барашек, индюк, олень; элементы росписи: колечки, кружочки, точки, клетка, волнистые, прямые линии.
Методические приемы: проблемная ситуация, дидактическая игра, вопросы, беседа, рассматривание иллюстраций, дымковских игрушек; индивидуальная помощь, анализ детских работ, поощрение.
Ход занятия:
Дети входят в группу и садятся на стульчики, которые стоят полукругом на ковре.
В руках у педагога лесная птичка:
- К нам прилетела птичка с известием.
Птичка:
- Беда! В моем доме случился пожар!
Воспитатель:
- А где твой дом?
Птичка:
- Мой дом – это лес. Там горят деревья, гнезда, цветы, кустарники, травы, домики лесных жителей. (педагог выставляет фотографию «Пожар в лесу»)
- Ой, я забыла как они называются.
Воспитатель:
- Давайте, ребята, поможем птичке вспомнить, как называются домики лесных жителей.
Проводится д/и "Найди домик лесного жителя" – на доске картинки с изображением жилищ животных и птиц: дупло, берлога, логово, нора, пень, гнездо; на столе фигурки птиц и животных: медведь, волк, лиса, еж, заяц, белка. Ребенку предлагается выбрать любое животное и найти его домик, ответив на вопросы: "Кто это? Где живет?"
Птичка:
- Молодцы, ребята, знаете домики лесных жителей, но огонь уже добрался и до птичьих гнезд. Все в огне, птицы улетают, звери убегают. Что делать? Кто поможет?
Воспитатель:
- Наши ребята знают к кому обратиться за помощью. Ну-ка, ребята, кто скажет, кому рассказать о беде, куда позвонить? ( Ответы детей: "Надо рассказать взрослым, позвонить пожарным – 01).
Воспитатель:
- Давайте так и сделаем.
Воспитатель звонит в 01:
- Здравствуйте! Это пожарная часть? Горит лес! Срочно окажите помощь! Спасибо. До свидания.
- Все, пожарные поспешили на помощь лесным жителям.
А пока пожарные тушат огонь в лесу, давайте вспомним: лес – чей дом? Кто в нем живет? ( Ответы детей: "Лес – это дом для зверей, птиц, насекомых".)
Воспитатель:
- Да, в лесу живут звери, лесные птицы, насекомые. Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор.
- А какую пользу приносит лес человеку? (На доске - картины на тему "Дары леса").
Ответы детей: "Лес очищает воздух, делает его чище; в лесу люди отдыхают, укрепляют здоровье; в лесу люди собирают грибы, ягоды, лекарственные травы, орехи; лес дает человеку древесину, пушнину. ").
- А какой вред наносит пожар природе? ( Ответы детей: "Погибают животные и растения, загрязняется воздух".).
Птичка:
- Правильно, ребята! А еще на месте пожара очень долго не растут растения и не селятся животные. Подумайте, от чего мог загореться лес? ( Ответы детей: " Не потушили костер. Баловались со спичками. Бросили окурок. "
- Еще лес может загореться, если долго стоит сухая жаркая погода без дождей. Или от удара молнии.
Воспитатель:
- Чтобы в лесу не случилось пожара, всегда надо помнить правила поведения в лесу. А они такие (показ картинок) : 1. нельзя разводить костер; 2. не играть со спичками; 3. после пикника обязательно надо собрать весь мусор и увезти с собой.
Физминутка "Спасем своих друзей".
Под музыку девочки с красными лентами в руках изображают пламя, пожар. А мальчики имитируют действия пожарных – тушат пожар. Каждое движение сопровождается словами: «все быстрее разгорается огонь, пламя все жарче и сильнее, пожарные заливают огонь…»
После игры дети садятся за столы.
Воспитатель:
- Да, лес надо беречь и ценить. С давних времен люди любили ходить в лес не только собирать грибы, ягоды, лечебные травы, но и слушать пение птиц, любоваться полевыми цветами, наслаждаться тишиной, лесными запахами. Им так полюбились разные животные, что люди стали своим детям делать игрушки, которые изображают этих животных.
- Может вы, ребята, вспомните, из чего делали эти фигурки? ( Ответы детей: "Из дерева, глины, соломы, ткани")
- Человек лепил и вырезал фигурки не только диких, но и домашних животных.
- Давай, птичка, заглянем в чудесный сундучок и посмотрим, какими они были.
Дети произносят:
- Футы, нуты, лапки гнуты.
Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!
Под мелодичную музыку открывается сундучок, воспитатель достает игрушки, а дети называют их. (Конь, курочка, барашек, индюк, олень и др.)
- Что это за игрушки? (Дымковские)
- Из чего сделаны? (Из глины)
- А вам хотелось бы побыть мастерами-художниками и расписать игрушки красками?
- Но чтобы работа ладилась у всех, давайте вспомним, какими элементами дымковской росписи украшены эти игрушки? (педагог показывает образцы элементов дымковской росписи, а дети называют их: колечки, кружочки, точки, клетка, волнистые, прямые линии)
- А какие цвета вы будете использовать в росписи? (красный, синий, желтый, зеленый)
Пальчиковая гимнастика:
«Ежик.»
Ёжик, ёжик, где ты был? «ёжик»
Долго по лесу бродил. «деревья»
Встретил белку и синичку, «белка», «синичка»
Мишку встретил и лисичку, «медведь», «лиса»
Всех, кого нашел в бору,
Пригласил в свою нору. «нора»
Самостоятельная работа детей
(У детей на столах силуэты дымковских игрушек-животных) :
- Придумайте узор для украшения фигурки, используя элементы дымковской росписи.
Оказание индивидуальной помощи воспитателем.
Итог:
Рисунки помещаются на столе-выставке.
Птичка:
- Какие замечательные получились животные, вас всех можно смело назвать хорошими мастерами. Вы замечательно постарались. Спасибо вам, ребята, за то, что вы утешили меня, что так много знаете и умеете. Я надеюсь, что вы запомнили правила поведения в лесу : после отдыха затушить костер, не играть со спичками, за собой увезти мусор. Надеюсь, что вы всегда будете любить животных и беречь природу. А теперь мне пора улетать. До свидания, ребята!
Список литературы
1. Дымковская игрушка. Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям». – М. : Мозаика – Синтез, 2005
2. Журавлева А. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. [текст] – М. : Мозаика – Синтез, 2006, с. 56
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. [текст] – М. : Мозаика – Синтез, 2008, с. 75
4. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. [текст]- М. : Педагогическое общество России, 2006, с. 130
5. Нетужилкина Н. М. Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством [статья]// Управление дошкольным образовательным учреждением. - №5, 2005
6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. [текст] – М. : Мозаика – Синтез, 2008, с. 39
7. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М. Изд-во Эксмо, 2006, с. 34
8. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. [текст] – М. : Творческий центр СФЕРА, 2008