Хризантемка
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» ( интеграция ОО: познават., худож-эстет., соц-коммун.)
Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Задачи:
1) расширять представления детей о птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют).
2) учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность-труд людей).
3) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.
4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Материал: картинки с изображением зимующих птиц, корм для птиц : зерна овса, семечки, тыквенные семечки, пшено. Кормушки, символическое изображение севера и юга. Аудиозапись пения птиц. Заготовки для аппликации (клей карандаш, пшено, кисть, семена подсолнуха, шаблоны нарисованного птенца.)
Предварительная работа:
знакомство со стихотворением
«Покормите птиц зимой» (А. Яшин, рассматривание птиц, беседа, загадывание загадок, подготовка шаблонов птиц для аппликации, разучивание стихов про птиц.
Ход: Слайд1
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Сегодня, когда я шла в детский сад нашла перышко (показываю). Как вы думаете чье оно? (птичье). О ком сегодня пойдет речь? (птицах). О птицах, которые зимой с нами и вспомним тех, которые улетели от нас ненадолго.
Слайд2
Вспоминаем стихотворение «Покормите птиц зимой» (А. Яшин,
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Слайд3
Послушайте загадку:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасив все витрины? (зима)
- А до зимы какое время года было? (осень) Когда улетают от нас перелетные птицы в теплые края?
Слайд4
Посмотрите вот на этот прибор, кто-нибудь из вас знает, что это такое, как называется и для чего он нужен? (компас). Компас нам указывает направление: синяя стрелочка - север, красная - юг. С конца лета и сначала осени начинают готовиться к отлету в теплые края перелетные птицы (воспитатель показывает на карте юг).
- Ребята, почему перелетные птицы улетают? (Перелетные птицы не приспособлены делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях, замерзают речки, озера - водоплавающие птицам негде добывать еду). Вспомним тех, которые улетели в теплые края (перечисляют птиц)
- Мы с вами отметили, что не все птицы улетают в теплые края. Ребята, а вы знаете загадки об этих птицах?
Слайд5
Непоседа невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее? (синичка)
Дети отгадывают загадку.
- Ребята, расскажите про синичку, какой окрас, чем питается? Где зимует? Синичка- это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. А также находят запасы, которые делают на зиму.
- Кто желает рассказать стих про синичку.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится
Поет не уставая
Синица расписная.
Слайд6
Уличный мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет
Крошки собирает (воробей).
Дети: Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
Скачет, скачет воробей.
Кличет маленьких детей,
Киньте крошки воробью
Я вам песенку спою
Чик чирик!
Киньте просо и ячмень
Буду петь вам целый день
Чик чирик!
Слайд7
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой (снегирь)
Дети: Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена. К нам на площадку прилетают снегири.
Слайд8
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (дятел)
Дети: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекают личинок короеда. Дупло на дереве служит гнездом.
Слайд9
Все я вижу. Все я знаю
А не знаю, так узнаю
Не узнаю – не беда,
Можно выдумать всегда
Что творится в лесу-
На хвосте принесу (сорока)
Дети: Сорока - длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений.
- Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие птицы).
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).
- Давайте вспомним, где они отыскивают корм? Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов. Съедают плоды и семена лиственных растений, шелушат шишки и семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
Слайд10-14
- Ребята, вспомним, чем питаются птицы. Я показываю контейнеры с кормом, а вы перечисляете птиц, которые питаются данным кормом. Пакет с пшеном - воробьи; гроздья рябины, калины - снегири, свиристели. Семена шишки - клест, личинки короеда - дятел, сало - синичка. Семечки подсолнечника, арбуза, тыквы - голуби, синички, снегирь, огрызок яблока - ворона.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок,
(прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень,
(прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири
(прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах)
- И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.) Слайд15
- Пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, многих сорных трав. Овес, пшено клюют только воробьи. Синицы любят кусочки несоленого сала.
- Ребята, я вы хотите покормить птиц? Предлагаю приготовить корм, который мы возьмем на прогулку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Итог занятия :
- О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах)
- Какие птицы запомнились вам?
- Какие птицы прилетают на наш участок?
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.