Валентина Нуйкина
Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Деревья. Какие они?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Деревья. Какие они?»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Программное содержание:
1. Закреплять знания детей о деревьях : умение называть деревья, произрастающие на территории России (по памяти).
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе компенсирующей направленности „Деревья, Какие они?“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Закреплять знание о строения дерева, учить определять различие деревьев по внешнему виду.
3. Расширять знания детей об окружающем мире: познакомить с различными видами деревьев, растущих в других странах.
4. Продолжать знакомить детей нетрадиционными техниками рисования.
5. Закрепить знание о том, что дерево - это живой объект, который дышит, питается, растет; при неосторожном отношении деревья могут погибнуть.
6. Развивать воображение и творческие способности детей, чувство композиции и формы, мелкую моторику рук.
7. Воспитывать аккуратность в работе.
8. Поддерживать интерес к изучению различных способов изображения действительности.
Формы деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Методические приемы:
1. Наглядные;
2. Словесные (напоминания, указания, вопросы);
3. Игровые (сюрпризный момент);
4. Поощрения, анализ занятия.
Словарная работа: Береста, дубрава, лыко, лапти, яство, черешок.
Оборудование:
• тонированная бумага А 4;
• гуашь;
• комочки смятой бумаги;
• клеёнки, салфетки;
• музыкальное сопровождение.
• загадки о деревьях;
• иллюстрации с изображением деревьев в разное время года;
• проектор, ноутбук, картинки с изображением деревьев;
• музыка «Звуки леса».
Предварительная работа:
• беседа на тему «Деревья»;
• рассматривание иллюстраций «Виды деревьев»;
• целевая прогулка по территории детского сада «Знакомство с деревьями»;
• П/игра «К названному дереву беги».
• подготовка тонированной бумаги, размером - А 4;
• подготовка смятых комочков для рисования оттиска на бумаге.
Ход занятия
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Давайте возьмемся за руки и передадим свое тепло друг другу, улыбнемся.
- Ну, как ваше настроение? Хорошее?
- Тогда начнем наше занятие.
II. Основная часть.
1. Сюрпризный момент. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром к нам прилетела из леса сорока и принесла вот это послание. (веточка или листок от Старичка - Лесовичка.)
- Давайте прочитаем его. Это послание нам передал Старичок – Лесовичок. (чтение послания)
«Дорогие, ребята, старшей группы. Пишет вам Старичок – Лесовичок.
Я – веселый старичок,
Старичок – Лесовичок.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Гостям я всегда рад!
Вы, я слышал, умные ребята, знаете много интересного. И я хочу узнать, что вы знаете такого, что я не знаю. С уважением, Старичок – Лесовичок.»
Воспитатель: - Ну, что, ребята, пойдем в гости к Старичку – Лесовичку (Да)
- Тогда в путь!
2. Двигательные упражнения.
«По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
И галопом поскачи.
Только, друг мой, не спеши.
На носочках ты шагай.
Свою спинку выпрямляй.
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки-ножки.
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
Поскакали по дорожке
Быстрые ребяток ножки»
Воспитатель: - Вот и мы пришли в лес. И на опушке нас встречает Старичок – Лесовичок.
Воспитатель: - Ребята, Старичок – Лесовичок спрашивает, знаете ли вы, как надо вести себя в лесу?
3. Правила поведения в лесу.
(Не мусорить, не ломать ветки, не шуметь, не трогать птичьи гнезда, не разорять муравейники, не рвать цветы)
Воспитатель: - Вы, молодцы! В лесу вести надо тихо, вы же пришли в гости. А в гостях ведут себя тихо, не шумят.
4. Д/Игра «Отгадай-ка». Описание деревьев. Воспитатель: - Дети, Лесовичок предлагает нам разгадать его загадки:
1) «Весной - веселит,
Летом - холодит,
Осенью - питает,
А зимой согревает»(Дерево)
Воспитатель: - Как вы думаете, почему в загадке сказано, что дерево весной нас веселит, радует?
(После долгой зимы на деревьях появляются тоненькие нежные листочки и цветы - это радует нас).
Воспитатель: - Почему летом дерево холодит? (В жаркую погоду всем приятно отдохнуть в прохладной тени деревьев).
Воспитатель: - А что значит, что осенью дерево нас накормит? (Яблоки, сливы, груши, орехи - все это плоды деревьев, которыми лакомятся и люди, и звери).
Воспитатель: - А как может дерево согреть зимой? (Старые больные деревья рубят на дрова, а на молодых и здоровых зимуют белки, птицы, жуки и другие насекомые).
Воспитатель: - Видите, как много информации содержит одна небольшая народная загадка.
Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:
2) «Весной роняет слезы
Белая … (береза)»
Воспитатель: - Правильно! Что за слезы роняет береза весной? (сок березовый)
Воспитатель: - Что интересное можете рассказать об этом дереве.
5. Рассказ о березе. «Береза – лиственное дерево. Листья похожи на треугольники. Береза красивое, стройное дерево с белым стволом. На белом стволе четко выделяются темные черточки и полоски, как заплатки. Через эти заплатки береза дышит. Березы любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках. На Руси всегда любили белоствольную красавицу - березу. Ее называли деревом счастья. Береза – символ нашей родины России. Из березовых почек и бересты готовили лекарства, а березовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. А весной береза угощает всех своим березовым целебным соком и людей, и лесных обитателей. Береза – щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже в воде.»
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Береза красивое дерево, является символом нашей Родины. Ведь берёза – символ красоты нашей природы, символ России.
У каждой страны есть свой символ красоты природы.
Япония (символ – сакура)
Вот, например, в Японии – сакура, которая похожа на нашу вишню.
Канада (символ – красный кленовый лист)
Канаде – клён с красными листьями, а у нас белоствольная берёзка.
- Ребята, как вы думаете, почему именно берёзу считают символом России?
Дети: Потому что в нашей стране очень много берёз. Берёзы очень красивые и полезные.
Воспитатель: - Да, ребята, ни в одной стране нет столько берёз, как в нашей.
Она растёт во всех уголках нашей необъятной родины. Её можно встретить и в лесу, и в поле, и под окном. Она не прихотлива к почве и вырастет порой даже на камнях.
Любит наш народ зелёную красавицу за её красоту. Недаром говорят:
Пословица: «Корою бела, душою мила».
Воспитатель: - Слушаем следующую загадку:
3) «Он из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок он и могуч.
Не боится ни гроз, ни туч.
Кормит он свиней и белок
Ничего, что плод его мелок»
Воспитатель: - Что это за дерево?
- А почему вы так думаете?
- Что можете рассказать интересное про это дерево?
6. Рассказ о дубе «Дуб – могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями. Дуб растет медленно, а живут эти деревья очень долго – 400- 500 лет. У нас в России растут дубы, которые достигли возраста 700 лет. Дубовый лес называют дубравой. Листья на дубах раскрываются позже, чем на других деревьях. Семена у дуба – желуди. Многие лесные звери любят вкусные желуди. Кабаны, медведи, лоси, белки и бурундуки осенью с удовольствием поедают их. Из древесины дуба делают красивые и прочные вещи: мебель, паркет, бочки, и лодки. А из дубовый коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта.
Воспитатель: - Молодцы! Много интересного знаете о дубе.
7. Д/Игра «Игра в слова»
Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем, поиграем. Слушаем правила игры. Надо хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее березе и объяснить свой выбор.
Слушаем слова: желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, темноствольная, шишка, дубрава, стройная, янтарь, белоствольная, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.
Воспитатель: - Молодцы! Слова выбрали правильно.
- А сейчас отгадайте следующую загадку:
4) «Зимой и летом одним цветом»
Воспитатель: - Что это? (ель)
- Правильно! Это ель.
- А еще про какое дерево можно так сказать? (про сосну) Эти деревья круглый год стоят зеленые.
Воспитатель: - Ребята, чем отличаются сосна и ель от других деревьев?
(Сосна и ель – это хвойные деревья. У них за место листьев хвоинки. Они круглый год зеленые. Хвоинки у них тоже опадают, но не все сразу, а постепенно и мы этого не видим.)
Воспитатель: - Что интересное знаете о сосне?
8. Рассказ о сосне Сосна высокое, стройное дерево. Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ. Из ствола сосны делают мачты для кораблей».
- Верно, ребята. Сосновый лес называют сосновым бором. Воздух в сосновом бору особенный – сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов (вещества, убивающие или замедляющие рост и развитие вредных бактерий) и других полезных для человека элементов.
- А, что знаете о ели?
9. Рассказ о ели.
«Ель – высокое, могучее дерево. Достигает 10 метров высоты. Растут ели очень медленно, но живут долго – 500 – 600 лет. Ель называют «поющим деревом». Из ее древесины делают музыкальные инструменты: скрипки, виолончели. В старину из ели рубили избы. Народ давно приметил: «Изба елова – сердце здорово».
Воспитатель: - Правильно, ребята! Вот такие деревья сосна и ель. У сосны иголки длинные, а у ели короткие.
- Хвойным деревьям еще относятся кедр, пихта, лиственница. (показ картинок)
Лиственница
10. Д/Игра «Один – много» (с мячом (дети стоят в кругу)
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Один – много»
Береза – березы
Дуб – дубы
Шишка – шишки
Ветка – ветки
Лист – листья
Сосна – сосны
Ель – ели
Рябина – рябины
Осина – осины
Лес – леса
Воспитатель: - Молодцы!
- Слушаем следующую загадку:
5) «Это дерево с цветом душистым.
Дает прохладную тень.
Под ее кроной отдыхают,
В безветренный, знойный день!»
Воспитатель: - Про какое дерево говорится в этой загадке? (липа)
- Почему вы так думаете? (дети доказывают правильность своего ответа)
- Расскажем про это дерево.
11. Рассказ о липе. «Липа стройное, высокое, темноствольное дерево, с пышной, густой кроной. Листья у клена похожи на сердечко. Цветет липа в середине лета, в июле. Воздух наполняется медовым ароматом, привлекающим пчел. В старину про липу говорили : «Липа человека обувает, кормит, поит». Из липовой коры получали лыко (верхний волокнистый слой коры молодой липы). Из лыка плели лапти. (крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу). Липовый мед – не только вкусное, но и полезное явство (вкусная еда). Из мягкой белой древесины мастера вырезали миски, ложки и другие деревянные предметы. Липовый цвет люди собирают, сушат, заваривают и получают душистый отвар, который пьют при простудах и гриппе».
Воспитатель: - Про какое дерево говорится в этой загадке:
6) «Никто ее не пугает, а она вся дрожит»
Воспитатель: - Ой, ребята, я даже не слышала про такое дерево, чтобы оно дрожало?
- А вы знаете такое дерево?
- Что это за дерево? (осина)
- Давайте расскажем про это дерево? Почему же оно дрожит?
12. Рассказ про осину. «Осина – подруженька белой березы. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах. Ствол у осины серебристо-зеленого цвета. Листья у осины – особенные, круглые, похожие на монетки. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят : «Осина и без ветра трепещет». Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке. Зимой любят полакомиться горькой, осиновой корой зайцы. Но осина на них не обижается – весной вырастет на дереве новая, более светлая кора. Осина – полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, паркет и спички.»
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Старичок – Лесовичок доволен вашими рассказами про деревья. Много интересного знаете о деревьях.
Воспитатель: - Сейчас немного отдохнем. (раздаю листочки, дети выходят на физкультминутку)
Физкультминутка. Д/Игра «Узнай дерево по листочку»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем отличаются деревья друг от друга? (стволами, листьями)
- Ну, хорошо! Если вы говорите, что деревья отличаются листьями, сейчас мы попробуем узнать дерево по листочкам.
(Дети под музыку кружатся с листочками в руках. Музыка перестает звучать, дети собираются по группам с одинаковыми листочками).
- С какого дерева у вас листочки (дети отвечают)
13. Д/Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: - Ребята, вы много говорили, рассказывали о деревьях. А скажите, пожалуйста, чем же полезно дерево (В деревянных домах легко дышится. В народе говорят: «Изба елова – сердце здорово»
- Какую пользу приносят деревья? (дети рассказывают о пользе деревьев)
- Но, если дерево так полезно, если из него можно сделать много разных вещей, зачем же человек учился добывать металл, изобрел пластмассу?
- Чем дерево было неудобно? Не нравилось человеку? (дерево гниет, горит, очень тяжелое)
- Молодцы!
- Как вы думаете, для чего человек выращивает леса, а в городах – парки?
(Деревья, растения дышат углекислым газом, а выделяют кислород. А без кислорода люди и животные погибли бы. Еще деревья (листья) испаряют лишнюю воду, тонны воды возвращаются в виде дождя).
14. Д/Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: - Надо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор:
• Клен, рябина, ель, тюльпан.
• Береза, дуб, шиповник, тополь.
• Яблоня, смородина, черемуха, рябина.
• Осина, липа, дуб, ель.
• Сосна, тополь, рябина, ива.
• Липа, осина, клен, яблоня.
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы.
- Следующая игра.
15. Д/Игра «Какой лист? Какой плод?»
Воспитатель: - Закончите словосочетание:
Лист березы – березовый Лист дуба - ….
Лист липы - … Лист осины - …
Лист клена - … Лист ивы - ….
Шишка сосны - … Шишка ели - ….
Ягоды рябины - …. Ветка ели - ….
Физкультминутка
Мы пришли в весенний лес.
Много здесь вокруг чудес!
Справа - березки стройные стоят,
Слева – елочки на нас глядят.
На деревьях зеленеют листочки,
А в траве расцветают цветочки.
III. Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: - Ребята, какое время года идет сейчас? (весна)
- На деревьях распустились листочки. Только вот Старичок – Лесовичок говорит, что на одной поляне, у него в лесу, на деревьях не распустились листочки. И они стоят и грустят. Лесовичок просит нас помочь деревьям, нарисовать листья, чтобы эти деревья не грустили, а радовались приходу весны вместе с другими деревьями.
- Ну, что, ребята, поможем деревьям (Да)
- Посмотрите, что вы видите на этом рисунке (ответы детей)
Воспитатель: - Да, на нем карандашом изображены дерево и рука. Похожи эти изображения между собой? (Рука похожа на ствол и ветви дерева).
- Я думаю, если закрасить рисунок руки коричневой краской и добавить зеленые листочки, то можно получить замечательное молодое деревце.
– Итак, ребята, сегодня мы будем рисовать деревья, но рисовать мы их будем необычным способом. Ствол и ветви мы уже сделали из обведенной руки.
- Листочки мы будем печатать комочками мятой бумаги, которые мы с вами приготовили заранее. (У детей листы тонированной бумаги).
Воспитатель: - Но помните, только аккуратность и добрые пожелания вашим деревьям помогут зазеленеть. Поэтому нарисовать сможет только тот, кто загадает своему дереву доброе желание.
(Дети говорят желания по очереди, рисуют – печатают комочками, смятой бумаги, листья)
Воспитатель: – А теперь приступаем к работе. (Помощь сопровождается частичным показом).
Желания:
• Я хочу, чтобы к моему дереву прилетало много птиц, которые съедали бы вредных насекомых.
• Если будет на моем дереве будет ранка, я её замажу глиной или землёй.
• Если ветер сломает веточки, я их поставлю в воду.
• Я хочу, чтобы ярко светило солнце и мое дерево выросло большое.
• Я хочу, чтобы у моего дерева было много друзей.
• Я хочу, чтобы около моего дерева жили дождевые черви и рыхлили землю.
• Я хочу, чтобы дождик поливал мое дерево.
• Я хочу, чтобы на мое дерево прилетали птицы, вили гнезда.
Воспитатель: - Хорошие пожелания вы придумали, надеюсь, ваши деревья получатся стройные, красивые.
IV. Самостоятельная работа детей
(Дети работают, звучит музыка – «Голоса леса»)
V. Выставка работ.
(По мере выполнения работ, дети выкладывают их на магнитную доску.)
Воспитатель: – А теперь готовые наши работы отдадим в лес Старичку – Лесовичку, полюбуемся, какой хороший весенний лес мы создали собственными руками!
VI. Анализ работ.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Какие необыкновенные деревья у нас получились! Какая работа вам нравится? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: - А что помогло вам получить такие замечательные деревья? (Старание, аккуратность, внимание и, конечно же, любовь к природе). Все ребята сегодня очень старались и были молодцы! Старичок – Лесовичок тоже доволен вашими работами. И теперь у него в лесу полный порядок.
VII. Итог занятия.
Воспитатель: – А сейчас давайте подведем итоги нашего занятия :
- О чем сегодня мы говорили?
- Какие бывают деревья, виды?
- Что есть у каждого дерева?
- Где растет много деревьев?
- Вам понравилось наше занятие?
- А что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: - Ребята, Старичок – Лесовичок очень доволен вами. Вы много знаете о деревьях. Мне тоже понравилось, как вы занимались. Спасибо вам, ребята.
Литература
1. Аникина В. М. Русские пословицы и поговорки – М. : Художественная литература, 1988
2. Багрова Л. А. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения. ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997
3. Кислова Т. Р. – По дороге к Азбуке – М. : «Баласс» 1999
4. Ликум А. – Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. : Компания «Ключ – С» М. : 1994
5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? – М. : ГНОМ и Д, 2001
6. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году. – М. : ГНОМ и Д, 2000
7. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2017
8. Чаплина В. Юля в лесу – М. : Художественная литература, 1988