Марина Подвиженко
Комплексное занятие с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Вальс цветов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Использование новых технологий и нетрадиционных методов и средств в обучении детей изобразительной деятельности.
Программное содержание:
Развивать наблюдательность, интерес и стремление отражать в изобразительной деятельности свои эстетические переживания. Углублять эмоционально-оценочное восприятие природы и изобразительного искусства. Развивать художественно-творческие способности детей.
Публикация «Комплексное занятие с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности „Вальс цветов“ в старшей группе» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Учить создавать композиции на основе наблюдений и воображения, передавать целостность предмета, используя по выбору различную технику изображения : рисование пальцами, ладошками, аппликацию из природного материала, батик на ткани, ватный батик, рисование пластилином, оттисковую печать, рисование колосками сорных трав.
Совершенствовать технические приемы рисования на основе свободного выбора изобразительного материала.
Продолжать учить использовать цвет, тон, форму предметов и их ритмическую организацию как композиционно выразительные средства.
Обогащать словарный запас словами: печать, оттиск, ватный батик, композиция, фон, формат, пластилиновый рисунок, пальцевая техника, самоклеящаяся пленка, природный материал, бутон, стебель, листья, травинки.
Воспитывать на занятии самостоятельность, организованность, дружеские взаимоотношения и взаимопомощь.
Предварительная работа:
Использование жизненного опыта через общение с природой, общение с поэтическими образами, действия с практическими материалами.
Дифференцированный и индивидуальный подход: через разноуровневое обучение, работу в парах, микрогруппах, через самовыражение, через выбор средств изображения и заданий по интересам.
Этапы методических приё мов:
Создание игровой ситуации, развитие интеллектуальных эмоций, развитие эмоционально чувственного опыта ребенка, выбор средств и определение очередности и последовательности применения, контроль выполнения действий, оценка результатов и их коррекция, использование новых приёмов преобразования и комбинирования представлений.
Оборудование:
Листы бумаги разного формата, размера и цвета, акварель, гуашь, пластилин, самоклеящаяся пленка в рамках, бархатная бумага, вата, рамки с натянутой тканью, ватные палочки, поролоновые тычки, природный материал /сухие листья, колоски трав, шишки/, картонные оттиски и полоски разной длины, подставки с кистями разного размера, салфетки, банки с водой, влажные губочницы, стеки, клеенки, палитры, тарелочки для использованных оттисков ватных палочек и полосок, большие губки с гуашью на тарелочках, индивидуальные тазики с водой и сухие салфетки для рук, импровизированная поляна, шапочки-наголовники с изображением цветов, магнитофон, макет цветка для феи.
Ход занятия:
Столы расставлены в два ряда, на них разложено оборудование в соответствии с техникой изображения. Между ними лежит на полу ковер, если кто-либо из детей пожелает выполнять работу на полу.
Рядом, у доски, импровизированная поляна с цветами.
/Звучит магнитофонная запись с тихой мелодией, у феи в руках цветик-семицветик/.
Фея: /встречая гостей и детей/
«Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!»
- Я фея из волшебного цветочного сада. Вот ребята и отшумело лето. Сегодня мы собрались, чтоб сказать любимому лету: «Прощай!» Трудно представить себе лето без цветов. Они украшают нашу жизнь.
1 ребенок читает стихотворение:
«Мы из цветов составляем букеты,
Подбирая цветок за цветком,
И душистое, свежее лето
Вместе с нами приходит в наш дом!»
2 ребенок читает стихотворение:
«Мы давно вас считаем друзьями,
Дети наших садов и полей,
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней!»
Фея:
«Ну, раз вы считаете, цветы своими друзьями, так давайте обратимся к волшебному цветику-семицветику, оторвем лепесток, и он нас перенесет в удивительный мир»
/отрывает лепесток и читает/
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
В мир фантазий унеси!»
Фея: Я приглашаю вас пройти к столам, здесь приготовлен материал для работы в разной технике. Вы можете выбрать любимую технику изображения и выполнить работу одному или с другом, и постараться передать красоту цветов, сегодня можно и пофантазировать. Кто желает, и если это вам будет удобно, можно выполнять работу на полу.
/Дети объединяются в микрогруппы, приступают к работе, фея им помогает/.
Во время работы звучит тихая спокойная музыка.
1 микрогруппа
«Ватный батик»
/2 ребенка/
Цель: Научить выкладывать изображение, накладывая части из распушенной ваты, равномерно распределяя толщину и соблюдая пропорции.
Оборудование: бархатная бумага разного формата и цвета в рамках, кусочки ваты на тарелочках.
Кусочками распушенной ваты выкладывают изображение цветка или букета на бархатной поверхности.
2 микрогруппа
«Батик на ткани»
/2-3 ребенка/
Цель: При работе на ткани учить набирать на губку необходимое количество гуаши, распределять краску «тычком» в зависимости от образа. Использовать разнообразный подручный материал для передачи характерных деталей образа.
Оборудование: ткань мягких топов натянута на рамки, клеенки, гуашь, поролоновые тычки, ватные палочки, кисти разных размеров в подставках, палитры, салфетки, баночки с водой.
На ткани методом тычка поролоновой губкой и ватным тампоном /палочкой/ рисуют изображение цветов, кистями наносят оживки. Допускается рисование пальцами, ладошкой.
3 микрогруппа
«Отгисковая печать»
/2-3 ребенка/
Цель: Научит находить и применять разнообразные предметы для работы печатью, сочетая их особенности, размеры при создании образа.
Оборудование: листы бумаги разного тона и формата в рамках, гуашь, акварель, палитры, кусочки бумаги (1/4 альбомного листа, оттиски разной формы, картонные полоски, кисти разного размера в подставках, тарелочки для использованных оттисков, сухие и влажные салфетки, колоски сорных трав.
С помощью печати оттисками или сорными травами, картонки дети создают изображение цветочной поляны или композицию букета, в зависимости от фона листа. Предполагается также использование пальчиковой техники.
4 микрогруппа «Пластилиновый рисунок»
/1-2 ребенка/
Цель: Научить использовать пластилин в качестве изобразительного средства, выкладывая изображения одинаковой толщины, сглаживая поверхность. Использовать его пластичность и разнообразие цветов.
Оборудование: пластилин, мокрые губочницы (штемпельные подушечки, стеки, клеенки, картон в рамках разного цвета, салфетки для рук, карандаши для нанесения контура.
По выполненному контуру на цветном фоне дети примазывают пластилин создавая изображение цветов, обращая внимание на цветовые сочетания и контрасты. Обращать внимание на использование губочниц (штемпельных подушечек) при сглаживании поверхности изображения.
5 микрогруппа
«Аппликация из природного материала на самоклеящейся пленке»
/2 ребенка/
Цель: Научить создавать композиции из природного материала, используя естественный цвет и форму, как средства выразительности. Учить бережному отношению при работе с ним.
Оборудование: самоклеящаяся пленка на твердом основании в рамках разного размера, заготовки, сухих листьев, травинок, колосков, на тарелочках, силуэты ваз разного цвета из пенопласта или картона.
Дети выбирают фон для своей работы и используя засушенный природный материал, выкладывают на клейкой стороне пленки изображение букета цветов.
По окончании работы дети относят свои работы на выставку и одевают шапочку с изображением цветка и постепенно садятся «по-турецки» на «поляну» лицом к выставке.
Фея: Вот и прибавилось еще цветов в моем саду. Давайте полюбуемся ими, вдохнем их аромат /дыхательная гимнастика/. Вот мы и попрощались сегодня с летом и эти ваши работы будут напоминать в зимние морозные дни о теплоте и благоухании лета. Сегодня мы выполняли работы в различной технике и сейчас глядя на эту выставку у каждого из вас сложилось своё мнение.
Работы, какой техники вам больше всего понравились? Почему?
Какие трудности вы испытывали при выполнении работы?
Что можно посоветовать авторам, чтоб в будущем не допустить затруднений в работе?
В заключение фея обращает внимание на необычность и своеобразие каждой работы, благодарит всех за старание.
«Берегите цветы!
Они нужны.
Они - как нежность,
Как любовь, как дети.
Цветы, как люди на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры!»
/Фея отрывает лепесток от цветка и читает слова, приглашает на вальс/ Фея : «Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Собери на вальс цветы!»
Под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» дети в шапочках-наголовниках исполняют вальс и уходят из кабинета.