Василькова Нина
Конспект комплексного занятия по лепке «Сахарница. Чудо-хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изготовление сахарницы «чудо-хохлома» в технике пластилинография объемная работа.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.
2. Учить оформлять и вылепливать объемное изделие и украшать элементами узора хохломской росписи.
3. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
Публикация «Конспект комплексного занятия по лепке „Сахарница, Чудо-хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
4. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
- Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами хохломской росписи, презентация).
- Словесный (художественное слово, рассказ педагога).
- Практический (самостоятельное выполнение работы).
Материал для занятия :
Пластилин на каждого ребенка досочка стек (красного, желтого, зеленого и черного цвета)
образцы изделий хохломы и образец готовой работы,
презентация «Чудо-хохлома».
Ход занятия
I Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами.
А вы радовались, когда шли в детский сад?
Дети отвечают : Да!
Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад, вас видеть я!
(Дети повторяют все движения за воспитателем.)
Воспитатель: Ребята сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие.
Дети, вы любите путешествовать?
Давайте совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. И отправимся мы с вами на ярмарку.
II Формирование мотивации
Воспитатель:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое?
(Дети отвечают, если затрудняются воспитатель их подробно рассказывает)
Воспитатель: Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар. Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть. На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!
Ложки золоченые, узоры крученые!
Налетайте, налетайте,
Покупайте, покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
И действительно, ребята, посмотрите, как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду).
А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись? Итак, слушайте.
Презентация «Чудо-хохлома»
Воспитатель:В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет. Все также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы. Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневый и оранжевый. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!
Как волшебница – жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши,
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Петрушки зазывают народ покататься на карусели.
III Физкультминутка
Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели
(дети начинают медленно двигаться)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
(темп речи и движения ускоряется)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали,
Тише, тише, не спешите.
(темп замедляется)
Карусель ос-та-но-ви-те.
(все остановились)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(все кланяются друг другу).
IV Практическая часть.
Вот и мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали. Но возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. Вот и мы с вами с ярмарки привезем хохломскую сахарницу. А распишем мы ее не красками, а при помощи пластилина.
Этапы выполнения работы
Перед началом работы следует с детьми повторить элементы узора хохломской росписи. Предложить рассмотреть посуду с хохломской росписью и образец готовой работы.
Технология выполнения элементов:
Завиток. Раскатать тонкую колбаску из желтого пластилина, одним концом прикрепить и постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.
Листики. Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности, прижав к основе. При помощи стеки нарисовать на листиках прожилки.
Клубника. Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепешечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, разделить стекой на три части выложить на широкой части ягоды чашелистики. Накатать очень маленькие желтые горошины— семена, произвольно раскидать по ягодке.
Цветы. Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить ее на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки-шарики около серединки, слегка расплющивая на поверхности. Серединку потом заполнить желтым шариком.
Дети рассаживаются за столы.
А перед началом работы давайте проведем
V Пальчиковая гимнастика
Каждый бутончик
(Ладони соединить и руки поднять вверх над головой)
Склониться бы рад
(Наклоны влево — вправо, руки за голову)
Влево и вправо,
Вперед и назад.
(Наклоны вперед — назад)
От ветра и зноя
(Круговые движения туловищем влево — вправо)
Бутончики эти
(Руки за головой)
Спрятались живо
В цветочном букете.
(Руки вниз, держать осанку)
- Дети, закройте глаза, положите руки на кусок пластилина, сделайте два глубоких вдоха, подружитесь с рабочим материалом.
- Откройте глаза и приступайте к работе.
Самостоятельное выполнение работы
Берем пластилин черного или желтого цвета это будет основа нашей сахарницы. Раскатайте бочонок из него будем формировать форму сахарницы с крышкой.
Приступаем к формированию листиков. Раскатываем колбаску зеленого цвета.
Заостряем с обеих сторон и сплющиваем.
Делаем три листочка и располагаем согласно композиции.
Формируем два одинаковых шарика из красного пластилина.
Сплющиваем и заостряем нижнюю часть.
Располагаем на нашей сахарнице.
Приступаем к формированию цветочка. Для этого раскатываем колбаску из белого пластилина.
Делим ее на пять равных частей. Катаем шарики.
Располагаем на ложке, формируя цветок.
Сплющиваем, вдавливая в поверхность.
Оформляем серединку цветочка желтым цветом.
Отрезаем маленькие кусочки жёлтого пластилина, формируем тонкие колбаски-жгутики.
Скручиваем жгутики, располагая на поверхности согласно композиции или произвольно.
Располагаем по всей поверхности из тонких жгутиков завиточки.
С помощью тонких колбасок украшаем верхнюю часть ложки.
«Оживляем» композицию, нанося прожилки на листиках.
Также при помощи горошинок желтого (белого) цвета в произвольном порядке располагаем семена.
Сахарница «Чудо-хохлома» готова!
VI Итоги
У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом на ярмарке. А этими сахарницами мы украсим наш уголок творчества, в тиле домашней избы в честь года «Семьи». Спасибо вам ребята.