Екатерина Болбат
Конспект комплексного занятия «Пирамидка с сюрпризом — матрёшка»
▼ Скачать +Заказ
Введение.
Занятия с детьми раннего возраста носят игровой характер, однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игр.
При организации игр в младших группах одной из важнейших программных задач является воспитание у ребенка умения играть вместе со сверстниками. На данном возрастном этапе существуют два вида игр: игра «рядом» и простейшие формы совместной игры, основанные главным образом на интересе малышей к действиям сверстников с игрушками, а также на личных симпатиях.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Пирамидка с сюрпризом — матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Пирамидка
- Темочки
В процессе обучения подражание, как взрослому, так и сверстникам является одним из эффективных способов овладения действиями с предметами. Общение с ребёнком на занятии носит целенаправленный характер, устанавливается в соответствии с требованиями. При этом решаются задачи воспитания у детей активности, посильной самостоятельности. Именно взрослый развивает познавательную активность ребёнка, побуждая его к действиям, посильной самостоятельности в достижении результата, выбирает эмоционально-положительную форму обучения.
Наиболее действенным методом обучения являются наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения заданий. Используя наглядные средства (игрушки, пособия, создаём развёрнутую картину действий и их результата. А принцип поэтапности, смена частей занятия, обусловленная постепенностью усвоения, отработки какого-либо умения, навыка, подводит ребёнка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Особого внимания заслуживает методика обучения составлению пирамидок из последовательно уменьшающихся колец, так как этот тип заданий вызывает наибольшие затруднения у детей раннего возраста.
Чтобы правильно их собирать, малыш должен овладеть двумя способами действий: а) по правилу; б) по образцу. Очень важна последовательность обучения. Действия по образцу требуют от ребенка сложных умений: надо выбирать определенное по величине и цвету кольцо и соотносить его с образцом, определять соответствие, устанавливать очередность. Если же у малыша вначале воспитывают умение действовать по правилу, то, овладев
нужными навыками, ребенок на втором этапе обучения легко справляется и с деятельностью по образцу.
Комплексное занятие «Пирамидка с сюрпризом («матрёшка»).
Задачи:
- Закреплять представление о кольце (прокатывается, имеется сквозное отверстие – можно нанизать на палочку и т. д.); учить обращать внимание на цвет и величину предметов, их количество (один – много).
- Развивать действия с предметами: анализ и синтез (разбор и сбор пирамиды).
- Формировать активное торможение (подожди, по очереди и т. д.)
- Развивать произвольное поведение, умение действовать по просьбе взрослого.
- Использовать приём «сюрпризности» для активизации интереса к занятию, повышению ориентировочной и речевой активности.
- Учить детей выполнять игровые и плясовые движения, действовать в коллективе сверстников.
- Ввести фольклорные игровые сюжеты, способствующие эмоциональному и речевому развитию.
Материал:
Высокая пирамида (высота до 1 метра). Платформа на колёсиках (тележка из набора «Строитель»). Полиэтиленовый шар. Цветной платок. Дидактический столик на вращающейся основе. «Чудесный мешочек», 12 колец. Запись мелодии «Калинка»
Подготовка к занятию :
1. Полиэтиленовый шар с одной стороны расписать (изобразить личико матрёшки, сделать дырочку по величине стержня пирамиды (используется как верхняя часть пирамиды, венчающая образную модель, «превращающая» пирамиду в матрёшку).
Примечание: В процессе всего занятия шар находится вне поле зрения детей. Ставится на стержень только в конце сбора пирамиды как её «крышечка». Поворот в сторону детей «лицом» создаёт сюрпризность.
2. Пирамиду укрепить на платформе (тележке).
3. Разделить кольца на 2 равные части: нижние положить на столик; верхние в «чудесный мешочек».
Ход занятия:
Вступление (1-2 минуты).
Ласково и непринуждённо общаться с детьми. Каждого называть по имени: «Мои детки идут, дорогие идут, и Дима, и Миша, и Даша! А где же наш Саша? Вот он!»
1 часть. Колечки.
Собрать детей у стола: «Что лежит на столе? Колечки!»
Взять самое большое колечко, прокатить его, надеть на палец, покрутить на пальце: «Вот какое колечко! В середине дырочка: можно покатать, на пальчик надеть, в дырочку посмотреть! (продемонстрировать).
Начать вращать столик, колечки движутся по кругу, дети наблюдают зрелище.
Ой, колечки покружитесь!
Нашим деткам покажитесь:
Красное (показ, желтое (показ,
Синее (показ, зелёное (показ).
Вращать в другую сторону.
Ой, колечки покружитесь!
Нашим деткам покажитесь:
Много колечек, много! (показ рукой на множество)
А детки возьмут по одному колечку (показ,
И Дима, и Миша, и Даша….
2 часть. «Собирание пирамидки»
Предложить каждому ребёнку взять по одному кольцу со стола и подойти ко мне «Все идут ко мне ребятки! (выбрать малыша, у которого самое большое кольцо.) У … самое большое колечко! Покажи всем! Теперь наденем на палочку, вот так!» (малыши помещают все кольца на стержень).
Примечание; всё происходит в игровой непринуждённой форме, общаемся, весело разговариваем, в темпе.
3 часть. Игра с оставшимися кольцами.
А где ещё колечки? Где? А это что? Мешочек? Что в нём? Колечки! (последовательно выкладываю на стол.)
Повторяется 2 часть занятия. Нанизать все кольца до конца.
Обратить внимание детей на большую пирамиду, колечки: «Чем же закрыть пирамидку? А где же крышечка? Вот она!»
Надеть шар на стержень, не показывая «личико» детям.
4 часть. Матрёшка.
Ещё раз обратить внимание детей на всю конструкцию.
Медленно повернуть шар так, чтобы дети увидели личико матрёшки. Повязать ей платочек («Здравствуйте, ребята! Я – матрёшка! В гости к вам пришла» (обыграть появление матрёшки, дать возможность рассмотреть её)
5 часть. Игры с матрёшкой.
Привлечь детей рассмотреть матрёшку : «Какой разноцветный сарафан на ней! А какой платочек!»
Предложить поиграть с матрёшкой, спеть ей песенку. Начать петь самому, сопровождая слова игровыми действиями, побуждать детей повторять слова.
Чудная матрёшка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик - раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек-
Всё красиво очень!
Ножками потопаем (топаем)
Ручками похлопаем (хлопаем)
Наши пальчики
Словно зайчики (пальцами вверх, вниз)
Наши ручки – птички:
Воробьи, синички (расходящиеся руки)
К матрёшке полетели (приближаемся к игрушке)
У матрёшки сели (присесть, положить руки на колени)
Зёрнышек поели (пальцами делаем клевание – по коленям)
Песенку запели!
«Какую же песенку запели? Про кого песенка? Про матрёшку! (повторить первые 2 куплета).
6 часть. Заключительная.
Спросить, нравится ли детям матрёшка, и пригласить её к себе в группу:
Ты матрёшка не скучай!
С нами в группу поезжай.
Объединить детей вокруг матрёшки и вместе покатить до обозначенного для неё места. Таким образом, вся группа вместе с воспитателем тихонечко движется.
Повторить песенку (взрослый вместе с детьми) :
Сарафанчик - раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек-
Всё красиво очень!
Ты матрёшка не скучай!
С нами в группу поезжай.