Елена Аброськина
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ «Спасите заколдованную принцессу»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ организованной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ «СПАСИТЕ ЗАКОЛДОВАННУЮ ПРИНЦЕССУ» для детей средней группы (интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)
Тема: «Спасите заколдованную принцессу»
Тип занятия: комплексное.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Форма деятельности : двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная.
Цель: Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей направленности с применением ТРИЗ
Программные задачи:
Образовательные :
- закрепить знания детей о сказках, прочитанных ранее;
- закрепить умение детей понимать и отгадывать загадки;
- активизировать речь детей, закрепить умения отвечать на вопросы воспитателя;
- закреплять навыки воспитанников рисовать кистью.
Развивающие:
- тренировать аналитическое мышление, внимание, умение выделять отличительные признаки путем сравнения;
- развивать умения выявлять функции объекта, называть антонимическую пару свойств объекта, находить оригинальные решения;
- развивать творческое воображение и умение находить нестандартные подходы к решению задач;
- развивать интерес детей к художественной литературе;
- развивать логическое мышление, воображение, память, внимание, сообразительность;
-развивать умение слушать и понимать заданный вопрос воспитателя, отвечать на него;
- развивать физические качества: ловкость, выносливость;
- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками; эмоциональную отзывчивость;
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного);
- развивать восприятие художественной литературы – фольклора. (загадки).
Воспитательные:
- воспитывать находчивость, выдержку, самостоятельность.
- воспитывать познавательный интерес, доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам, вызвать желание помочь им.
- воспитывать выдержку, организованность, целеустремленность, дружеские взаимоотношения между детьми
-воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, целенаправленность, самореализацию.
Материал к занятию:
Демонстрационный:
1. письмо;
2. ТСО:
* Экран;
* Кинопроектор;
- Слайды по сюжету.
3. мяч;
4. кукла-принцесса;
5. картинки по сюжету сказки «Колобок»;
6. странички раскраски по количеству детей.
Раздаточный:
1. Раскраски по количеству детей;
2. кисть;
3. непроливайка;
4. гуашь;
Методические приемы:
- Сюрпризный момент – письмо;
- мотивация на предстоящую деятельность : расколдовать принцессу;
- рассматривание;
- рассказ воспитателя;
- Игровые - проведение игр «Теремок», дидактические игры «Скажи наоборот», «Расставь героев сказки по порядку», «Четвертый лишний»;
- физминутка «Мамы и их детеныши»
- объяснение;
- практические действия детей.
Использование технологий:
- технология развивающего обучения "ТРИЗ";
- здоровье сберегающие технологии.
Предварительная работа:
- чтение сказок, проведение занятий, индивидуальная работа с детьми.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Дети здороваются.
Воспитатель: Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети. Давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда просыпается солнышко? Когда мы рано встаем и в детский сад идем?
Дети: Утром.
Воспитатель: А когда в детском саду на прогулку ходим, едим вкусный обед?
Дети: Днём
Воспитатель: А домой когда из детского сада уходим?
Дети: Вечером
Воспитатель: Когда мы дома спим в своих кроватках и сны сладкие видим?
Дети: Ночью
Воспитатель: Все верно, тогда вперед.
По дорожке дети шли и что-то сказочное нашли.
Воспитатель: Дети, смотрите, что это такое? Это конверт, а на нем адрес: «Детский сад № 20», детям средней группы №8». Это же для нас письмо! Давайте его прочитаем:
«Ребята, здравствуйте! Пишет вам Василиса Прекрасная из Волшебного леса. Злая Баба-Яга обманула меня, заколдовала и заперла в своей избушке, в волшебном лесу. Только такие умные, добрые и дружные дети, как вы сможете мне помочь. Ваша Василиса Прекрасная».
Воспитатель: Дети, попробуем помочь Василисе?
Дети: Да!
Основная часть.
Воспитатель: Только как же нам попасть в волшебный лес?
Ответы детей.
Воспитатель: На обратной стороне письма еще что-то написано. Это волшебные слова, заклинание, давайте их произнесем:
Закройте все свои глаза,
Чтоб увидеть чудеса.
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Все вы в сказке очутитесь.
На экране слайд с изображением леса.
Воспитатель: Ребята, куда мы попали?
Дети: В лес.
Воспитатель: Верно. Скажите, дети, какие животные живут в лесу?
Дети: В лесу живут: заяц, белка, лиса, медведь, волк, лось…
Воспитатель: Молодцы! Как можно, одним словом назвать всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Совершенно верно! Почему их называют дикими животными?
Дети: Потому что, эти животные живут в лесу. Они сами добывают себе еду, сами строят жилища.
Воспитатель: Молодцы! Дети, нас встречает сорока.
На экране слайд с изображением сороки.
Воспитатель: Сорока знает все, что происходит в лесу. Она подскажет, кто проведет нас по волшебному лесу, только сначала поиграем с ней и разомните свои язычки, отгадка прячется в чистоговорке.
Са-са-са - в норе рыжая лиса.
Су-су-су -живёт лиса в лесу.
Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.
Воспитатель: Дети, вы догадались, кто будет нашей помощницей?
Дети: Лиса!
Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте поздороваемся с ней.
Дети: Здравствуйте, привет, добрый день, приятно познакомиться, рада встрече, рада увидеть…
Воспитатель: Молодцы, как много приветствий вы знаете! Теперь присядем на стулья и рассмотрим внимательно лису. Какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: Все верно, молодцы! В каких сказках мы встречаем лису?
Дети: «Лисичка сестричка и серый волк», «Серая шейка», «Теремок», «Колобок» …
Воспитатель: Лиса плутовка и обманщица, поэтому никто с ней не играет. Но она нам поможет расколдовать Василису, если мы с ней поиграем и выполним все ее хитрые задания.
А вот и первое задание. Лисичка предлагает вам рассказать сказку «Теремок», но героями будут различные предметные картинки.
Игра «Теремок»
Воспитатель: Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него.
1 Ребенок: - Тук, тук, кто в теремочке живет?
2 ребенок: - Я, солнце. А ты кто?
1 ребенок: - А я - яблоко. Пусти меня в теремок?
2 ребенок: - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и солнце и яблоко круглые. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
Воспитатель: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Дети: Хорошее.
Воспитатель: А теперь второе задание «Скажи наоборот» (с мячом)
Белый-черный;
Высокий- низкий;
Длинный-короткий;
Широкий-узкий;
Сладкий-горький
Большой – маленький
Мягкий – твердый
Жаркий – холодный
Тяжелый – легкий
Светлый – темный
Грязный – чистый
Добрый – злой
Глубокий – мелкий
Быстрый – медленный
Низкий – высокий
Умный – глупый
Новый – старый
Веселый – грустный
Шумный – тихий.
Воспитатель: Замечательно справились с заданием!
Лисичка предлагает вспомнить сказку и расставить героев по порядку и это будет третьим заданием «Расставь героев сказки по порядку»
Воспитатель: Дети, на мольберте какие-то картинки, вам они ничего не напоминают?
Дети: Сказку «Колобок» .
Воспитатель: Герои сказки перепутались местами и вам нужно вспомнить сказку и расставить их в нужной последовательности, как они встречались Колобку.
Дети расставляют картинки в нужной последовательности
Воспитатель: Лера, кого первым встретил Колобок?
Ребенок: Зайца.
Воспитатель: Коля, каким по счету был волк?
Ребенок: Вторым.
Воспитатель: София, кого третьим встретил Колобок?
Ребенок: Медведя.
Воспитатель: Миша, каким по счету была Лиса?
Ребенок: Четвертой.
Воспитатель: Сколько всего зверей встретил Колобок?
Ребенок: Четыре.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы вспомнили сказку и правильно расставили героев.
Воспитатель: Дети, Лисичка предлагает нам размяться и вспомнить мам и детенышей животных.
Физминутка «Мамы и детёныши»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой
За мамой - лосихой топал лосенок,
За мамой- лисицей крался лисенок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – медведицей шел медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой – косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Воспитатель: Отдохнули, и готовы к новым испытаниям.
На экране слайд с Бабой Ягой.
Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Баба Яга.
Воспитатель: В сказках она бывает злой и коварной, но все равно помогает добрым героям. Она расколдует Василису, если мы выполним ее очень сложное задание.
Игра «Четвертый лишний». На экране слайды с изображением предметов.
Воспитатель: Дима, как ты думаешь, кто здесь лишний?
Ребенок: Сапоги – обувь. Куртка, футболка, джинсы – одежда.
Воспитатель: Олег, как ты думаешь, что здесь лишнее?
Ребенок: Ножницы – инструмент. Юла, кукла, мяч – игрушки.
Воспитатель: Полина, как ты думаешь, что здесь лишнее?
Ребенок: Лось – дикое животное. Лошадь, коза, корова – домашние животные.
Воспитатель: А теперь я меняю правила. Вам нужно назвать каждое животное, чтоб оно был лишним в этом группе.
Ребенок: У лошади нет рогов, а у остальных есть.
Ребенок: У козы шкура белая, а у остальных коричневая.
Ребенок: У коровы есть ошейник, а у остальных нет.
Воспитатель: Ребята, вы справились с очень сложным заданием, и Баба Яга отпускает Василису Прекрасную. Василиса в благодарность вам дарит странички-раскраски. Когда вы их раскрасите, они заиграют волшебными разноцветными цветами. Присаживайтесь на свои места.
Дети приступают к раскрашиванию.
Воспитатель после окончания работы: Нам пора возвращаться в детский сад, произнесем заклинание:
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Снова в группе очутитесь. (звон колокольчика)
Заключительная часть.
Воспитатель: Вы прекрасно справились со всеми заданиями, которые встречались у вас на пути. На этом наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали. Что вам больше всего понравилось во время путешествия?
Ответы детей.