Наталья Доценко
Конспект итоговой НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной общеразвивающей группе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «СВЕТЛЯЧОК»
г. Минеральные Воды
Конспект итоговой НОД по формированию элементарных
математических представлений в подготовительной общеразвивающей группе
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы»
Публикация «Конспект итоговой НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной общеразвивающей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
«Путешествие к острову сокровищ».
Автор: Доценко Наталья Юрьевна, воспитатель
2021 - 2022 уч. г.
Пояснительная записка
к конспекту непосредственной образовательной деятельности
с детьми подготовительной общеразвивающей группы
по формированию элементарных математических представлений
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема занятия: Итоговое занятие по ФЭМП «Путешествие к острову сокровищ»
Воспитатель: Доценко Наталья Юрьевна, МКДОУ детский сад комбинированного вида № 4 «Светлячок»
Занятие проводится с детьми подготовительной общеразвивающей группы «Солнышко», в количестве 15
обучающихся.
Цель занятия: формирование представлений о ценности и значении знаний в жизни человека, развитие любознательности.
Программное содержание:
Обучающие задачи: продолжать учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи; закрепить представления о геометрических фигурах, умение анализировать форму предметов, ориентироваться на листе бумаги в клетку; закрепить представления о днях недели и их последовательности; закрепить навыки количественного и порядкового счета.
Развивающие задачи: развивать логическое мышление; пространственные представления, умение ориентироваться в пространстве с опорой на план – схему.
Воспитательные задачи: воспитывать навыки учебной деятельности, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Методические приемы:
- Игровой прием.
- Сюрпризный момент.
- Наглядный метод.
- Словесный метод (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей).
- Поощрение и анализ занятия.
Чтобы полностью реализовать данный вид деятельности, используется:
Демонстрационный материал : демонстрационная доска, модель «Дни недели», карта – схема «Остров сокровищ», чертеж – рисунок корабля, выполненный на листе бумаги в клетку А8, игрушка – обезьяна, сундучок с книжками - раскрасками
Раздаточный материал : карточки – схемы «Найди свое место», листы бумаги в клетку, ручки, разрезные геометрические фигуры в коробке.
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) составлен на основе комплексной программы
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, реализуемой в МКДОУ
детском саду №4 «Светлячок» в соответствии с образовательной программой МКДОУ и рабочей программой подготовительной общеразвивающей группы.
Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие), что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта к построению современной системы дошкольного образования.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Организационный момент. (Активизация внимания и мышления, постановка цели занятия).
Воспитатель приглашает детей подойти к нему, дети подходят, становятся группой около воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие к острову сокровищ. Как вы думаете, на чем можно добраться до острова? (Ответы детей). Мы с вами поплывем по морю Знаний на корабле. Наш корабль готов отправиться в путь. Я буду капитаном, а вы – моей командой. На корабле 1 место для капитана и 15 мест для матросов. Сколько всего мест на корабле?. Как получилось число 16? Что нужно сделать, чтобы узнать, всем ли хватит места? (Ответы детей).Правильно, нужно пересчитать всех, кто отправляется в путешествие. Экипаж корабля, в одну шеренгу становись! Матрос (Ф. И. ребенка, пересчитайте команду! (Дети выстраиваются в шеренгу, ребенок пересчитывает детей и определяет, всем ли хватит места на корабле).
2. Основная часть НОД.
2.1. Д/у «Назови день недели». (Развитие логического мышления, закрепление представлений о днях недели и их последовательности)
Дети сидят свободно на ковре. Воспитатель: Хорошо, мы знаем, что мест на корабле хватит всем. Но перед началом путешествия нужно сделать запись в судовом журнале, в какой день недели корабль вышел в море и когда вернется обратно. Какой сегодня день недели? (Ответы детей).Сегодня мы отправляемся в плавание и завтра должны быть на острове. В какой день недели мы будем на острове? (Ответы детей). На острове мы проведем 2 дня и на третий день отправимся домой. В какой день отправимся домой? (Ответы детей).Этот день мы проведем в пути и вернемся на следующий день. В какой день вернемся домой? (Ответы детей).
2.2. Д/и «Найди своё место на корабле» (Ориентировка по схеме, развитие пространственных представлений.)
Воспитатель: Ну что ж, пришла пора занять места на корабле. Вы получаете билет, на котором красным кружком отмечено ваше место, а заштрихованным прямоугольником – капитанский мостик, наша наглядная доска. Внимательно рассмотрите билеты и определите, с какой стороны расположен ряд, в котором стоит ваш стол, какой стол по порядку в ряду, с какой стороны ваше место за столом. А теперь займите свои места! (Дети получают карточки – схемы и занимают свои места). Воспитатель: все нашли своё место? Какой по счету ваш стол? С какой стороны твоё место за столом? (Ответы детей).
2.3. Д/у «Составь чертеж корабля». (Ориентировка на листе бумаги в клетку, геометрические фигуры, развитие внимания и мелкой моторики).
Воспитатель: А теперь проверьте, если вы правильно заняли свои места, то на лежащей на столе карточке будет написано ваше имя. Никто не ошибся? Молодцы! А теперь, чтобы наш корабль вышел в море, каждому из вас на карточке нужно начертить его схему по образцу, который вы видите на доске. Из каких геометрических фигур составлена схема корабля? Как можно назвать одним словом трапецию, прямоугольник и квадрат? Почему они так называются? Как можно назвать одним словом четырехугольники и треугольник? Сколько кругов на схеме? Чем круг отличается от других геометрических фигур? (Ответы детей). А теперь еще раз внимательно посмотрите на чертеж корабля на доске и начертите точно такой же корабль на своих карточках. (Дети самостоятельно выполняют задание).
2.4. Физминутка. Воспитатель: Мы вышли в открытое море. На корабле объявляется минутка отдыха. Все выходим на палубу и выполняем «морскую» разминку! Дети встают около своих стульчиков и выполняют разминку.
2.5. Д/и «Составь целое по его части» (Геометрические фигуры, сравнение целого и части. Работа парами).
Дети сидят на своих местах. Воспитатель: Ребята, во время плавания нам могут понадобиться детали для ремонта. У вас на столе стоят коробки с частями таких деталей, имеющих форму геометрических фигур. Вам нужно из разобранных деталей составить целую фигуру. А мы посмотрим, чей стол быстрее справится с заданием и соберет все детали. Дети выполняют задание парами. Воспитатель отмечает пару, быстрее других справившуюся с заданием. Воспитатель: Сколько деталей вы составили? Из скольких частей состоит деталь? Как можно назвать каждую часть? Что больше – целое или половина, целое или четверть? (Ответы детей)
2.6. Воспитатель: Пока мы выполняли задание, корабль прибыл к острову Сокровищ и нас встречает его жительница – веселая Обезьянка. Она просит помочь найти её подружку, которая спряталась среди пальм. А вот и карта острова (воспитатель помещает на демонстрационную доску рисунок с изображением острова и растущих на нем пальм, фигурка второй обезьяны выполнена на магните, чтобы её можно было перемещать). Воспитатель спрашивает у Обезьяны, сколько всего пальм растет на её острове. Обезьяна отвечает, что она не знает, сколько всего пальм, но на берегу растет 10 пальм и ещё 7 пальм растет в глубине острова. Воспитатель: ребята, да ведь это получилась настоящая математическая задача, в которой есть и условие, и вопрос. Кто запомнил условие задачи? Какой вопрос можно задать? (Ответыдетей). Воспитатель: мы знаем, что вторая обезьяна спряталась среди пальм, которые растут на берегу. Посмотрите внимательно на доску и расскажите, где, за какой или на какой по счету пальмой спряталась обезьяна (упражнение в порядковом счете, употребление предлогов). Первая обезьяна благодарит детей за помощь и дарит им сундук с сокровищами. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что может быть в сундуке? (Ответы детей).Воспитатель открывает сундук и достает книги, объясняет, что книга – источник знаний, а знания – это самое ценное сокровище.
3. Заключительная часть. Анализ и подведение итогов НОД.
Воспитатель приглашает детей занять места на корабле и отправиться в обратный путь. Во время «плавания» подводится итог : было ли интересного? Со всеми ли заданиями справились? Что особенно понравилось? Почему знания – самое ценное сокровище?
Список литературы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). – М. :Мозаика – Синтез, 2014
3. Казинцева Е. А., Померанцева И. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д. и др. Обучение математике в детском саду. – М. : Академия, 1997.