Надежда Шакина
Конспект итогового занятия в рамках лексической темы «Зима» для детей подготовительной группы в форме викторины
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие: совершенствовать умение обобщать и систематизировать представления о зиме, ее приметах, активизировать словарь по теме;
продолжать учить разгадывать ребусы по первым звукам в словах, отгадывать загадки, разгадывать кроссворды;
совершенствовать навык чтения по слогам.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, воображение, инициативу;
совершенствовать самоконтроль за произношением звуков в свободной речи;
Воспитательные: воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других участников;
воспитывать умение слушать собеседника;
Публикация «Конспект итогового занятия в рамках лексической темы „Зима“ для детей подготовительной группы в форме викторины» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима
- Зима. Викторины, интеллектуальные игры
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2015
воспитывать чувство сопереживания, чувство ответственности за команду;
воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа: индивидуальные и подгрупповые занятия по наращиванию словаря, словообразованию, развитию связной речи;
чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц, составление и отгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций по теме «Зима»;
дидактические и развивающие игры;
экскурсии в природу;
экспериментирование.
Занятие
Приглашение к занятию с помощью колокольчика.
Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие я предлагаю провести в форме викторины. Я думаю, для вас это будет познавательно и увлекательно. А вот и загадка:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице идет речь? (о зиме)
- Подходят ли зиме определения «белокожа, светлолица»? Почему? (ответы детей)
- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (ответы детей)
-Правильно, это зимние месяцы. Назовите их по порядку
(дети называют, а воспитатель ставит карточки –
ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)
- А знаете ли вы, как эти месяцы называли в старину? Декабрь называли лютень, студенец (напротив ставится карточка СТУДЕНЕЦ).
Январь называли трескун, просинец (напротив ставится ПРОСИНЕЦ).
А февраль – ветродуй, вьюговей (ставится карточка ВЕТРОДУЙ).
- Какие интересные названия! Как вы думаете, что, например, обозначает слово ветродуй? (ответы детей)
- Совершенно верно, ведь в феврале часто дуют ветры.
- А почему декабрь называли студенец? (ответы детей) Вспомните, какая погода в декабре? Все верно, холодная, морозная, а раньше говорили «студеная». В декабре - мороз, холод, стужа, поэтому и название – «студенец»
- А вот январь получил такое название потому, что в этом месяце солнце чаще задерживается в небе, синеют небеса, наступает прояснение – «просинец»
Итак, вы уже, вероятно поняли, что викторина будет – «ЗИМНЯЯ», и проведем мы ее, соревнуясь между двумя командами. (Дети объединяются в две команды, выбирают название и капитана)
Отгадывание ребусов и выполнение заданий.
Воспитатель: Отгадав ребус, надо найти конверт с соответствующей картинкой. Внутри конверта вопросы, на которые необходимо ответить.
РЕБУС № 1 – СУГРОБ
В конверте с картинкой «сугроб» задание читают дети: «Разгадать кроссворд».
(Ставится мольберт, на котором кроссворд)
Воспитатель: Отгадав четыре слова, расположенные по вертикали, вы получите в выделенных клетках по горизонтали новое слово.
Воспитатель:
1. Снежные хлопья, снежная крупа, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение…одним словом, это – (ответ детей) Детьми записывается слово по вертикали – (СНЕГОПАД)
2. Вился, вился белый рой.
Сел на землю, стал горой. (СУГРОБ)
3. Как по-другому сказать: мороз, холод, зябь, ненастье с холодами
(Вспомните, как в старину называли декабрь) (СТУЖА)
4. Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю! (БУРАН)
(Возможны варианты: пурга, вьюга, ветер; проверяем, подбираем)
Воспитатель: Прочитайте, что за новое слово получилось по горизонтали? НАСТ
- Кто знает, что это такое? (ответы детей)
С каждым днем растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. Иногда пригревает солнце, ни на минуту свою работу не забывает ветер и бывает, что дует он с юга и приносит оттепели. А когда, после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка, это и есть НАСТ.
РЕБУС № 2 – ЛЕС
Дети находят конверт и читают задание: «Растут ли деревья зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно же, нет, деревья находятся в состоянии покоя, сна. Сокодвижение приостановлено. Нет условий для роста.
- Ребята, сегодня на улице я подобрала сломленную веточку. Как вы думаете, если мы создадим ей условия для роста, то, что может произойти? (ответы детей)
(Приготовлена ваза с водой на подоконнике)
- Надеюсь, что веточке у нас будет хорошо, мы создали ей все условия: свет, тепло, влага. А еще я знаю, что все живое лучше себя чувствует в радостной обстановке, поэтому вам предлагаю поиграть, а игра – это всегда радость.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
«Зимушка-зима» (муз. игра)
Зимушка, зимушка, зимушка-зима, (идем по кругу)
Дарит нам снежные чудо-терема. (останавливаемся,разворачиваемся)
Морозы трескучие, снега сыпучие, (ладони растираем, встряхиваем ладони)
Ветра завьюжные, метели дружные. (Руками вверху машем, смыкаем круг, кладя руки на плечи соседа)
Дружно хлопнем: раз-два-три,
Фигура снежная замри! (фигуры по желанию детей)
Воспитатель: И с радостным настроением мы продолжаем нашу зимнюю викторину.
РЕБУС № 3 СИНИЦА
Дети находят конверт с картинкой синицы, читают задание: «Прочитай предложение и закончи его»
Воспитатель раздает по две карточки с незаконченными предложениями командам.
1. Зимой птенцов выводит (клест).
2. Желтогрудая птица – это(синица).
3. Лесной доктор – это (дятел).
4. На яблоко похож (снегирь).
Дети читают получившиеся предложения.
РЕБУС № 4 ШУБА
Дети находят конверт, читают задание: «Кто оставил след?»
(на мольберте ставится «снежная страница лесной книги» -лист А3 с изображением следов животных и птиц и карточки с изображением волка, лисы, лося, глухаря перевернуты изображением вниз)
Дети отгадывают чьи следы и открывают изображения животных. Воспитатель предлагает просмотр видеосюжета про волка.
РЕБУС № 5 САНКИ
Дети находят конверт, читают задание: «Отгадайте загадки»
Воспитатель: Две новые кленовые подошвы двухметровые,
На них поставил две ноги и по большим снегам беги (ответы детей).
Ставится картинка – ЛЫЖИ.
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим (ответы детей).
Ставится картинка – КОНЬКИ
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их (ответы детей).
Ставится картинка – САНКИ
Воспитатель: Что объединяет эти предметы? (ответы детей)
Действительно, зима приготовила много забав (катание на санках, лыжах, коньках, а некоторые зимние забавы могут перерасти в занятия спортом. Назовите виды спорта, в которых необходимы лыжи (ответы детей)
Ставятся картинки разных видов спорта: биатлон, горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, лыжные гонки, фристайл – выполнение различных фигур; могул – спуск по холмистому склону.
Воспитатель: Назовите виды спорта, где нужны коньки (ответы детей)
Ставятся картинки: хоккей, бэнди, фигурное катание, конькобежный спорт, шорт трэк – короткая дорожка, вид скоростного бега на коньках, заключающийся в максимально быстром преодолении соревновательной дистанции внутри хоккейной площадки.
Воспитатель: Назовите виды спорта, где нужны санки (ответы детей)
Ставятся картинки: Санный спорт (в зависимости от санок по-разному называется вид санного спорта, бобслей, скелетон – спуск по ледяному желобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, без рулевого управления спортсмен лежит головой вперед, управляя специальными шипами на ботинках.
Воспитатель: Занятия различными видами спорта приносят много радости и здоровья. Выбирайте по душе и занимайтесь спортом.
Наша викторина закончилась, подсчитаем фишки.
При разработке данного занятия были использованы материалы сайта: http://www.rebus1.com/