Елена Погонышева
Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Золотая пора — осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Золотая пора-осень».
Цель: учить детей отвечать на вопросы по теме Осень. Составлять сравнительный рассказ с помощью схемы. Систематизировать знания о времени года Осень.
активизировать в речи детей прилагательные и глаголы.
Задачи: воспитывать умение различать близкие по звучанию звуки "с" и "ш". Развивать у детей логическое мышление - умение отгадывать загадки,рассказывать скороговорки по теме. Упражнять детей рассказывать о временах года (об осени) с использованием наглядных пособий, схем.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе „Золотая пора — осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Материал для занятия : пособие часы "Времена года", демонстрационные картинки "Осень" и «Осенний букет", контурные рисунки листьев дуба, березы, клена, липы, осины,венок для хороводной игры.
Словарная работа: расширять словарь детей за счет глаголов (завяла, пожухла, накрапывает, вянет, задувает); и за счет прилагательных (березовый, кленовый, разноцветный, грустный,волшебная) и др. ; вводим в речь детей сложное слово листопад.
Предварительная работа.
На прогулке обратить внимание детей на признаки осени : на деревьях пожелтели листья, завяли цветы, пожухла трава, дует холодный ветер, небо стало хмурым, серым, по небу плывут тучки, часто идет дождь, перелетные птицы улетели на юг.
Воспитатель читает загадку:
Пришла без красок И без кисти И перекрасила все листья.
О каком времени года говорится в этой загадки? (об осени).
Загадать загадку детям;
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись.
(дождь).
Ход занятия.
1. Воспитатель обращается к детям:
Вспомните о каком времени года мы с вами говорили на прошлом занятии? Какое время года было перед летом (Весна.) Какое время года пришло за летом? (Осень.) Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) На мольберте появились иллюстрации к теме "Осень".
Воспитатель читает стихотворение:
Время года угадай:
Собираю урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.
Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?" О времени года осень". Когда собирают урожай? "Осенью". Что собирают на огороде? "Овощи" В саду? "Фрукты". В лесу? "Грибы, ягоды". Какой лес осенью? "Разноцветный, красивый". Что происходит с птицами осенью? "Перелетные птицы улетают на юг". Что происходит в жизни животных? "Животные готовятся к зиме, делают запасы на зиму".
2. Расскажем об осени.
Воспитатель показывает детям картинку "Осень" и предлагает вместе придумать рассказ по ней.
Воспитатель начинает рассказ с фразы: "Наступила осень". Обводит указкой всю картину. Продолжает свой рассказ произнося только начало фразы и одновременно показывает указкой на соответствующее изображение (цветы, травы, листья, тучу.). Завяли (цветы). Пожухла (трава). Пожелтели на деревьях (листья). Хмурится (небо). Накрапывает (дождь).
Улетают на юг. (птицы).
Воспитатель предлагает детям повторить рассказ самостоятельно. Рассказы детей 2-3 рассказа.
Рассказ получится примерно такой:
"Наступила осень. Цветы завяли. Трава пожухла. Листья пожелтели. Птицы улетают на юг".
Физкультминутка.
3. Расскажем покажем.
Осенние листочки на веточках висят,
Осенние листочки детям говорят –
Рябиновые: А-а-а!
Осиновые: И-и-и!
Кленовые: О-о-о!
Дубовые: У-у-у!
Звуки осени.
4. Воспитатель предлагает детям послушать и запомнить звуки осени. Длительно произносит звук (с) и говорит детям что так дует ветер.
Предлагает детям изобразить ветер по предыдущему упражнению жестом (руки не спеша развести в стороны и одновременно подуть перед собой).
Затем длительно произносит звук (ш) и скажите детям, что так шелестят под ногами опавшие листья. Сопоставить звук с движением- сделать несколько движений на месте. После этого произнесите несколько раз звукоподражание: "Кап, кап, кап. " и спросите детей что это им напоминает (дождь). Повторите знакомые по предыдущему упражнению движения, имитирующие дождь.
5. Хоровод «Осенний».
Начинают водить хоровод, петь «Осеннюю песенку» с движениями.
Дети:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень :
Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:
сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.
А еще я принесла корзину со своими дарами.
Принесла вам мёду
Все:
Полную колоду.
Осень :
Принесла я вам муки,
Все:
Значит, будут пироги.
Осень :
Принесла вам гречки,
Все:
Каша будет в печке.
Осень :
Принесла вам фруктов, ягод!
Все:
Мы варенья сварим на год!
Дети:
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень :
Дождику вы рады?
Дети:
Не хотим, не надо.
Воспитатель предлагает детям сесть за стол.
6. Дидактическое упражнение «Дары осени».
Воспитатель предлагает детям сосчитать листочки на ветках (3 березовых, 1 кленовый, 4дубовых, 2 липовых,5 осиновых). Спрашивает у детей, на какой ветке больше листочков, а на какой меньше. Обратить внимание детей что на одной ветке нет ни одного листочка, но зато есть гроздь ягод. Спрашивает, что это за ягоды и как можно назвать эту ветку? (Рябиновая)
7. Подарки осени «Сложи картинку» .Дети из разрезанных деталей собирают овощи и фрукты, называют и по желанию описывают.
Подведение итога занятия, оценка работы детей.