Инна Ялунина
Конспект итогового занятия по развитию речи и окружающего мира в старшем дошкольном возрасте «Путешествие в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщающее итоговое занятие
по развитию речи и формированию
элементарных экологических представлений
Тема: «Путешествие в весенний лес»
Конспект итогового занятия по развитию речи и формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада, тема занятия «Путешествие в весенний лес».
Цели занятия :
Обобщить знания, полученные в течении года.
Программное содержание:
Обучающие задачи:[/b]
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи и окружающего мира в старшем дошкольном возрасте „Путешествие в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
1. Развивать умение придумывать свою концовку к сказкам творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении или словосочетании: существительные с числительными (два пня, пять пней).
3. Закрепить правильное, отчетливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков, упражнять в различии их на слух.
4. Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец).
5. Закрепить представление о растениях и животных ближайшего окружения.
Развивающие задачи
1. Развивать фонематический слух
2. Развивать связную речь, творческое мышление, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
1. Формировать представления о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
Предварительная работа с детьми
Чтение сказки «Грустная быль»
• Придумывание концовок к творческим сказкам;
• Работа по классификации объектов, обобщение;
• Работа с чистоговорками;
• Правила поведения в лесу.
Предварительная работа воспитателя:
• Провести коллективную аппликацию «Весенний лес»;
• Нарисовать схемы на тему «Правила поведения в лесу».
Словарная работа
Методические приемы
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование коллективной аппликации «Весенний лес», картинки, иллюстрации)
Словесный (Напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, творческое рассказывание)
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
Магнитофон, магнитная доска, мольберт.
Демонстрационный материал: птицы, насекомые, животные, растения леса и луга; персонажи сказки, правила – схемы поведения в лесу.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях
Воспитывать выдержку у детей.
Спросить творческую концовку у малоактивных детей:
Структура занятия
1. Игровая ситуация: путешествие в весенний лес, отгадывание загадки.
2. И/у «Четвертый лишний».
3. И/у «Один-два-пять».
4. Физкультминутка.
5. Чтение сказки
6. Беседа по прочитанному.
7. Рассказывание концовки к сказке.
8. Физкультминутка.
9. И/у «Назови звук»
10. Беседа «Правила поведения в лесу».
11. Итог занятия.
Ход занятия
1. Игровая ситуация «Путешествие в весенний лес»
В. – Ребята! У нас есть хороший друг, отгадайте, кто это?
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
и тысячи ладошек.
Д. – Лес.
В. - Правильно. Как вы догадались?
Д. – Лес – зеленый друг. Мы любим все ходить в лес. Там хорошо и весело. Деревья нам протягивают свои ветви – руки, как бы здороваются с нами. Листья – их много. Это ладошки дерева.
В. – Хотите сейчас очутиться в лесу и погулять вместе со мной?
Д. – Да!
В. – Давайте все вместе произнесем волшебные слова и покрутимся вокруг себя.
Вокруг себя оборотись
И в лесу ты окажись.
(появляется картинка леса)
2. И/у «Четвертый лишний»
В. – Вот мы и попали в лес. Что вы видите?
Д. – Деревья, цветы, муравейник…
В. – Некоторые объекты нашему глазу не видны. Поэтому, вы сейчас их увидите на картинках. Игра называется «Четвертый лишний» или «Кто живет или что растет в лесу?»
В. – Кабан, рысь, жираф, волк.
Д. – Лишний жираф, п. ч…
В. – Муравей, гусеница, стрекоза, грач.
Д. – Грач, п. ч…
В. – Сосна, липа, ель, пальма.
Д. – Пальма, п. ч…
В. – Малина, ежевика, земляника, рябина.
Д. – Рябина, п. ч…
В. – Мать- и мачеха, ветреница, купальница, астра
Д. – Астра, п. ч…
В. – Кукушка, сорока, скворец, курица.
Д. – Курица, п. ч…
3. И/у «Один – два - пять»
В. – Давайте попробуем сосчитать всё, что увидели на этой поляне. Поиграем в игру: я буду называть один предмет, а вы как будто он два или пять.
В. – Ель.
Д. – Одна ель, две ели, пять елей.
В. – Береза.
Д. – Одна береза, две березы, пять берез.
В. – Пень.
Д. – Один пень, два пня, пять пней.
В. – Цветок.
Д. – Один цветок, два цветка, пять цветков.
В. –Лось.
Д. – Один лось, два лося, пять лосей.
В. – Муравейник.
Д. – Один муравейник, два муравейника, пять муравейников.
4. Физминутка «Ветерок»
В. – Подул холодный ветерок. Давайте как я (присесть, обнять колени руками, сжаться, голову наклонить к коленям).
В. – Подул теплый ветерок. Делайте как я (встать, потянуться, расслабиться)
(Упражнение повторить 2-3 раза)
5. Чтение отрывка из сказки.
Грустная быль.
Это был тихий лесной уголок. Здесь стояла осина, семья елочек поднималась около нее, тонкие березы окружали поляну. На поляне росла немятая трава, дикие цветы и колючий шиповник. И весь уголок от макушки деревьев до подземных корней был заселен лесным народом. Жители леса берегли свой уголок.
Так жили себе поживали птицы, зверьки, козявочки и букашки, пока не встретились с бедой. Разыскала лесной уголок буйная ватага мальчишек. Они ломали ветки и качались на березах, мяли траву и рвали цветы. Они полезли на осину и вытащили из дупла птенцов, распинали муравейник, угнали птиц. А потом они набрали веток и разожгли костер.
- Мы индейцы! Мы путешественники! Мы дикари! – кричали хулиганы, прыгали, хохотали, бросали ветки в огонь.
Когда баловаться уже надоело, все вдруг заторопились домой. Некогда тушить костер, нет поблизости воды. «Сам потухнет!» - решили мальчики и побежали домой. А костер все горел и горел. Ветер раздувал его, нес искры на траву. Загорелась трава, потом раскиданный муравейник, расползлись повсюду языки пламени. Дятел взлетел на высокую осину, как закричит:
- Спасайтесь! Скорее! Пожар идет!
В. – Дети, прислушайтесь, ветерок, который дует с юга доносит чьи-то слова о помощи. Давайте, поспешим туда, поможем нашему зеленому другу.
В. – Вот эта птица, которая зовет нас на помощь. Как она называется? Надо её оживить и она расскажет нам о своей беде. Давайте прикоснемся к ней своей рукой.
(Дети касаются, воспитатель делает вид, что она ему что-то рассказывает)
В. – Хотите узнать, что мне рассказал дятел? Тогда садитесь и слушайте.
Чтение отрывка сказки «Грустная быль» (воспитатель по ходу сказки прикладывает героев)
6. Беседа по прочитанному.
В. – Как называется сказка?
– О чем она?
– Что вам понравилось в сказке?
– Что не понравилось?
– Что произойдет с лесом и его жителями, если никто не поможет?
В. – Придумайте хороший конец для этой истории. Закройте глаза, подумайте, кто поможет всем героям сказки.
(Воспитатель включает спокойную музыку, дети придумывают)
• Лесник.
• Герои сказок – Карлсон, Иван Царевич, добрая фея, Лесовичок.
• Дикие животные, птицы.
7. И/у «Расскажи концовку к сказке».
В. – Молодцы ребята! Интересно придумали. Я запишу все ваши рассказы в «Лесную книгу». А теперь можно и отдохнуть на лесной полянке.
8. Физкультминутка.
Дети лежат на лесной поляне с закрытыми глазами, звучит «Песня леса»
9. И/у «Назови звук»
В. – Вы придумали хорошую концовку к сказке и сказочный лес нам улыбнулся. Деревья и кустарники снова зазеленели, птицы весело запели. Теперь можно и поиграть в лесу. В шумные игры играть в лесу не будем, чтобы лесных жителей не перепугать. Поиграем с вами в спокойную игру.
Игра «Назови звук»
[с] - [з]
1. Сева сел на лесенку и запел песенку [с’]
В. – Где слышим, в какой части слова звук [с’] в слове лесенку?
Д. – В середине.
2. У маленькой Зины земляника в корзине.
В. – Какой звук я выделила в этой чистоговорке?
Д. – [з’].
В. – Где слышим, в какой части слова [з’] в слове корзина?
[ш] - [ж]
3. Тише, мыши, не шуршите! Нашу кошку не будите.
Д. – [ш].
В. – Как шумит море?
Д. – Ш – ш – ш…
В. – Кошка. (задание по аналогии)
4. Не живут ужи, где живут ежи.
Д. – [ж].
В. – Как жужжит жук?
Д. – Ж – ж – ж…
В. – Живут. (задание по аналогии)
10. И/у «Береги лес»
В. – Чтобы зеленый друг нас всегда радовал и приветливо встречал, мы, люди, должны к нему бережно относиться.
Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
(правила изображены на схемах)
1. Нельзя в лесу разжигать костры.
2. Не ломайте ветви деревьев.
3. Нельзя шуметь в лесу и включать громко музыку.
4. Не подходите близко к гнездам птиц.
5. Нельзя рубить лес понапрасну.
6. Не оставляйте мусор после себя.
7. Нельзя делать надрезы ножом на коре дерева.
8. Не берите диких животных к себе домой.
9. Не рвите цветы большими охапками.
10 Не разоряйте муравейники.
В. – Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад, попрощаемся с лесом. Скажем громким голосом: «Лес – мы твои друзья!»
В. – Скажем спокойно: «До новой встречи. Мы тебя никогда не обидим!»
В. – Скажем тихим голосом: «Мы будем скучать».
В. – Вернемся в детский сад с помощью волшебных слов:
Вокруг себя оборотись
И в детском саду ты окажись.
(Дети повторяют слова и кружатся вокруг себя)
11. Итог
В. – Где же мы сегодня побывали?
– Чем занимались?