Людмила ЛУКЬЯНОВА
Конспект итогового занятия по окружающему миру (экология) за 2 квартал в старшей группе «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Углубить и обобщить знания детей о жизни леса в зимний период года,обогащение знаний об экологическом воспитании,закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах,закрепление знаний о жизни животных зимой в лесу.
Задачи:
1. Образовательные:
-продолжать расширять знания об экологии;
-продолжать обогащать знания детей о живой и неживой природе;
-привлекать детей к рассматриванию иллюстраций (жилище диких животных,зимующих и перелетных птиц.
2. Воспитательные:
-воспитывать у детей бережное отношение к природе и животным;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-воспитывать интерес и любовь к живой и неживой природе.
-воспитывать интерес к жизни леса,умение вести себя в лесу.
3. Развивающие:
-развивать воображение,любознательность,память,
-развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.
Словарная работа:
Зимующие,перелетные,дикие,свежий,чистый,следы,берлога,живая и неживая природа.
Методические приемы:
Наглядные материалы,рассказ,объяснение,вопросы,ответы,напоминание, индивидуальные и хоровые ответы.
Предварительная работа:
Прогулки, чтение познавательной и художественной литературы, экологических сказок; рассматривание картин, иллюстраций;использование словесных, дидактических, подвижных, творческих игр; использование театрализованной деятельности, изобразительной: лепки,аппликации,рисования.
Материалы и оборудование:
Изображения с неживой и живой природой,мяч; шишки,дидактическая игра «Чьи следы?»; картинки с изображением птиц; декорации леса; магнитная доска;
Интеграция образовательных областей:речевое развитие,физическое,художественно-эстетическое развитие,социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент
В: «Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Ребята, посмотрите, пожалуйста, к нам пришли гости
Давайте поздороваемся, улыбнемся, гостям и друг другу.
Дети: Здравствуйте, мы рады Вас видеть!
2. Основная часть
В. : Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Лес – это большой дом, где живут в дружбе и согласии звери и птицы.
- А мы, если придем в лес, то кем будем? Конечно, гостями.
- А вы, ребята, знаете как надо вести себя в зимнем лесу? Давайте вспомним правила поведения в лесу:
Д. : В лесу нельзя шуметь.
Д. : В лесу нельзя мусорить. Зимой мусор не заметен – снег спрячет его. Зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли люди в лес
Д. : Нельзя ломать деревья, кусты.
Д. : В лес нельзя ходить без взрослых.
В. : Почему?
Д. : В лесу можно заблудиться.
Д. : В лесу может напасть дикий зверь.
Д. : В лесу можно наесться ядовитых ягод, грибов
Д. : В лесу можно испугаться.
Д. : Главное правило – не навредить красоте зимнего леса : не раскидывать снег, не стряхивать снег с веток, не затаптывать следы животных.
В. : Правильно. Молодцы
Друг за другом вы вставайте, На прогулку вы шагайте.
Упражнение – разминка «В лес на лыжах мы пойдём»
-Лыжи быстро мы берём
И по снегу мы идём.
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко
Тихонечко ступаем.
Чтоб в снегу не провалиться,
Быстро – быстро – быстро мчимся.
В. : Вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите как здесь красиво. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий мороз.
Ребята, а чем пахнет воздух в зимнем лесу?
Д. : - В зимнем лесу воздух пахнет свежестью.
- В зимнем лесу воздух пахнет чистотой.
- В зимнем лесу воздух пахнет прохладой.
Ребята, а как вы думаете, нужен ли человеку лес?
Дети: Нужен.
Воспитатель: Почему? Что дает лес человеку? Какое он имеет значение?
Дети:
Лес — дом для растений, животных, птиц;
Лес — защитник воздуха, водоемов, почв;
Лес — место отдыха человека;
Лес — источник ягод, грибов, лекарственных растений;
Лес — источник древесины.
Воспитатель: Правильно ребята.
В. : Ребята, а кто живет в лесу?
Д. : В лесу живут дикие животные.
В. : Почему этих животных называют дикими?
Д. : Место обитания этих животных – лес.
Д. : Лес дает им жилье и корм.
Д. : Дикие животные сами защищаются от врагов и непогоды.
В. : Зимний лес тихий, все зверушки попрятались от холода. Деревья тоже заснули до весны. Ребята, по лесу надо идти тихо, громко не разговаривать, прислушивайтесь, присматривайтесь. Посмотрите, сколько следов на снегу. Зимой следы на снегу могут о многом рассказать, надо только уметь их читать. Чьи же это следы? Отгадайте загадку:
«У косого нет берлоги. Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода кора» (заяц).
В. : Какого цвета заяц зимой?
Д. : Заяц-беляк к зиме становится белым. На белом снегу его ни волк, ни лиса
не заметят.
В. : Заяц на зиму делает запасы?
Д. : Заяц на зиму не делает запасы.
В. : А чем питается заяц зимой?
Д. : Ночью заяц выходит на кормежку: ест кору с деревьев и кустов, молодые
веточки, сухую траву и сухую ягоду.
. В. : Как еще заяц спасается от своих врагов?
Д. : Зайца спасают быстрые задние ноги. Ими он отбивается от совы, убегает
от лисы и волка. А его длинные уши хорошо слышат и чувствует
опасность. Он умеет прыгать и запутывать следы,
А давайте и мы пробуем попрыгать как зайцы,
В. : Продолжаем наше путешествие. Тяжело идти, много снега. Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги,чтобы не утонуть в сугробах
В. : А вот и следы. Чьи же они? Будто пробегала большая собака?
Д. : Это следы волка. Они похожи на следы собаки.
В. : Ребята, а что вы знаете про волка?
Д. : Волк – злой и сильный хищник.
- Зимой волкам трудно найти корм, поэтому они собираются в стаи.
- Зимой волки не мерзнут. У них вырастает теплый, густой подшерсток,
поэтому они могут спать на снегу.
Д. : Жилище волка – логово.
В. : Зимой волки собираются в стаи и бегут друг за другом по снегу след в
след, потому что по глубокому снегу трудно бежать. Волки нападают на
зайцев, оленей, кабанов и даже на домашних животных.
не такой уж плохой, его называют «санитаром» леса: очищает лес от
больных, старых и слабых животных.
Дыхательная гимнастика «ВЕТЕР»
В. : Вот мы и отдохнули. Посмотрите, чьи-то следы и шишки
разбросаны.
Загадка:
Быстрый маленький зверек.
По деревьям скок да скок.
Д. : Белка.
В. : Давайте встанем полукругом и поговорим о белочке. На вопросы отвечай, шишку другу передай (воспитатель задает вопросы, а дети передают шишку
и отвечают)
- Где живёт белка? (в лесу)
- Какое это животное? (дикое)
- Зимой белка спит? (нет, спит, когда сильный мороз, а потом опять выходит
искать корм)
- Какая у белки шубка? (серая)
- Что умеет делать белка? (прыгать, грызть, скакать)
- Что любит кушать белка? (грибы, орехи, желуди, ягоды)
- Делает ли белка запасы на зиму? (да)
- Как она делает запасы? (осенью нанизывает грибы на сучки – сушить)
- Еще что? (орехи в дупло таскает)
- Как называется дом белочки? (дупло)
- Какой у нее хвост? (большой, пушистый)
- Назови детеныша белки? (бельчонок)
Посмотрите, кто это бежит по лесу?
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
(лиса).
В. : А знаете ли вы, как лиса ловит мышей?
- У лисицы очень хороший слух, мышку она слышит за 100 метров. Сквозь толщу снега она слышит звуки, которые издают мыши. Лисица, то не спеша трусит по снегу, опустив голову, то быстро роет снег передними лапами. То прыгает, изогнувшись так, что передние лапы почти касаются задних, и рыжая плутовка падает в снег всеми четырьмя лапами в одно место. Затем следует стремительный бросок – хищница хватает полевку. Это лиса мышкует.
В. : Ребята, посмотрите, что это такое?
Д. : Берлога
В. : А кто в берлоге?
Д. : Медведь
В. : А что он там делает?
Д. : Спит.
В. : Правильно, медведь зимой впадает в спячку. А если его разбудить, то он
может напасть на человека, рассердиться, что его разбудили, ведь ему
нечего кушать зимой. Такие медведи очень опасные и их называют
медведь-шатун.
В. : А как называют детенышей медведицы?
Д. : Медвежата.
В. : А когда они появляются у нее?
Д. : Медвежата появляются зимой в берлоге, когда она спит.
Подвижная игра «Не будите медведя»
Ребята, а сейчас подойдите к доске.
Дети подходят к доске, на которой изображены птицы.
В. : Ребята, а вы знаете этих птиц?
Дети поочередно называют птиц.
В. : Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой?
Д. : Это зимующие птицы.
В. : Ребята, а давайте поиграем.
Проводится игра «Кто лишний?»
На доске появляется ласточка.
В. : Ребята, что изменилось?
В. : Холодно зимой птицам и голодно. А чем мы можем помочь птицам зимой? Какой корм для них можно заготовить? А куда можно насыпать птичкам корм?
Ответы детей.
В. : Молодцы
: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой, мир живой природы. У нас на столе лежат картинки: мальчикам нужно отобрать изображение неживой природы, а девочкам живой природы и потом объяснить, чем отличается живая природа от неживой (движется, растет, питается, дышит, размножается). Давайте проверим, правильно ли выбраны картинки: человек, кит, собака, птица, слон, дерево, цветок, ежик. Все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.
А солнце, облака, радугу, камни, почву, воду относят к неживой природе, так как у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физминутка:
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы будете его возвращать с ответом.
-после зимы идет…
-после лета…
-зимний месяц (ответы нескольких детей)
-день, а потом…
-ночь, а за ней…
-выходные…
-перелетная птица…
-зимующая птица (ответы нескольких детей)
-кто на зиму впадает в спячку (ответы нескольких детей)
-осенний месяц (ответы нескольких детей)
Воспитатель: А какие природные явления вы знаете? (Ветер, снег, радуга, листопад, капель, ледоход, иней, роса, туман, сосульки, капель, град, дождь, солнце).
А какие бывают только зимой?
3. Заключительна часть
Итог занятия «Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали».
Молодцы! Вы все сегодня хорошо себя вели, отвечали на вопросы.