Татьяна Мезенцева
Конспект итоговой ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ООД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.
ТЕМА: «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
Программные задачи :
Образовательные:
• Продолжать формировать умения у детей проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
Публикация «Конспект итоговой ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
• Закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закреплять знания о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый – мягкий) и их акустических особенностях;
• Упражнять в умении составлять слова из предложенных слогов;
• Продолжать формировать умение составлять предложение по картинке и схеме;
• Закреплять умение называть слова с определённой звуковой структурой; находить слово, зашифрованное в ребусе.
Развивающие:
• Развивать слуховое и зрительное восприятие и память, навыки контроля и самоконтроля;
• Развивать интерес к выполнению заданий;
• Создавать эмоциональный комфорт для дошкольников.
• Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
• Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимовыручку;
• Воспитывать интерес к совместным играм;
• Продолжать формировать умение открыто выражать своё мнение, объективно оценивать свою работу и работу других детей.
Средства (оборудование) : Ноутбук; видео презентация «Цветик – семицветик»; «Цветик– семицветик» из цветного картона; эмблемы «Цветики-семицветики»; аудиозаписи – «Доброе утро», «Метель», «Релаксация»; картина «ваза», разрезанная пополам; белая скатерть; «льдинки», с написанными на них слогами; буквы на магнитах; конверты с картинками и схемами для составления предложений (по количеству детей); схемы звуковой структуры слова; схемы слогового состава слов; картинка-ребус (по количеству детей); витрина «Магазин игрушек»; картинки с изображением игрушек; простые карандаши, магниты-смайлики, подарки (по количеству детей).
Формы: групповая, индивидуальная.
Методические приё мы:
метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, загадки, музыкальные вставки);
метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки, дидактическая игра);
технологии управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем);
здоровье сберегающая технология (формирование правильного речевого дыхания, физкультурная минутка;
создание ситуации занимательности, познавательной игры;
методы контроля и самоконтроля.
Предварительная работа: прослушивание сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», дидактические игры «Собери слово», «Ребусы», «Составь предложение по картинке (схеме)», «Угадай слово», работа со звуковыми пеналами.
Ход ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Дети находятся в обычной игровой обстановке в группе. Включаем аудиозапись «Доброе утро», которая собирает детей в течение года на «утренний круг».
Воспитатель: Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?
Дети: …
Воспитатель: В таком случае я предлагаю всем нам поздороваться с нашими гостями.
(Дети приветствуют присутствующих в группе взрослых. Воспитатель включает видео презентацию «Цветик - семицветик». Прикрепляет бумажный цветок к доске. Играет музыка.).
(слайд 1)
Воспитатель: Что за чудесный цветок появился у нас в группе. А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал?
Дети: …
Воспитатель: Да, конечно же, из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик».
(слайд 2)
Назовите главную героиню этой сказки?
Дети: … (Девочка Женя).
Воспитатель: Что мы можем сказать о Жене, какой она была девочкой?
Дети: … (Весёлой, рассеянной, доброй и др.)
Воспитатель: А вы знаете, что «Цветик-семицветик» не простой цветок, а волшебный.
Дети: …
Воспитатель: А волшебство заключается в том, что если в сказке сказать волшебные слова и сорвать один лепесток, то исполнялось желание девочки Жени.
(слайд 3)
ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Воспитатель: В сказке Жене помогала старушка волшебница, а сегодня волшебница эти желания превратила в необычные задания и отправилась обратно в сказку. Кто же поможет Жене сегодня?
Дети: …
Воспитатель: Здорово! Сегодня Жене будем помогать мы. Но что бы помочь ей, мы с вами должны совершить интересное путешествие по городу «Звукинску». Готовы ли вы на это путешествие, чтобы помочь девочке Жене?
Дети: …
Воспитатель: Ребята, чтобы вы почувствовали себя настоящими помощниками девочки Жени, я предлагаю прицепить, отличительную от обычных воспитанников детского сада, эмблему…Кто хочет ее получить?
Дети: … (воспитатель и его помощник прицепляют эмблему)
ЭТАП ОБСУЖДЕНИЯ ОБЩЕГО ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, где нам будет удобнее разместиться, чтобы начать наше путешествие?
Дети: …
Воспитатель: А как вы считаете, выполнять задания волшебницы удобно будет с товарищами или одному?
Дети:…
ЭТАП ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Давайте, в таком случае, все вместе вспомним волшебные слова, которые говорила Женя:
(слайд 4)
…Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть, по-моему, вели…
Сейчас закроем глаза и представим, что все мы перенеслись, по волшебству, в город не Киров, а Звукинс.
Звучит музыка.
Отрываем глаза, и я сразу хочу вас спросить… отрываем первый лепесток у нашего волшебного цветка?
Дети: …
(звучит мелодия)
Воспитатель: Отрываю первый жёлтый лепесток (срывает первый лепесток)- первое задание. Чтобы его выполнить, вам необходимо занять, как вы сами уже решили, свои рабочие места за столами.
Дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель: Волшебница попросила отгадать вас загадки. Справимся?
Дети: …
Воспитатель: Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
Дети: … (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
(слайд 5)
Воспитатель: Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
Дети: … (наша речь состоит из предложений)
Воспитатель: А из чего состоит предложение?
Дети: … (из слов)
Воспитатель: Из чего состоит слово?
Дети: … (из звуков).
(слайд 6)
Воспитатель: Какими бывают звуки?
Дети: … (звуки бывают согласными и гласными)
(слайд 9)
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Дети:… (звуки которые тянутся, поются голосом).
(слайд 7)
Воспитатель: Как отличить согласный звук от гласного?
Дети: … (при произношение гласных воздух проходит через рот без преград, гласный звук образует слог, а согласный без гласного не может образовать слог, и при произношение согласного звука, воздух встречает преграду)
(слайд 8)
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: … (согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими)
Воспитатель: Какие три согласных звука всегда твердые? Какие три согласных звука всегда мягкие? Перед какими гласными звуками согласные всегда мягкие? Перед какими гласными звуками согласные всегда твердые?
Воспитатель: Каким цветом обозначается твердый согласный звук?
Дети: … (синим)
Воспитатель: Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?
Дети: … (зеленым)
Воспитатель: Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Дети: … (красным).
(слайд 9)
Воспитатель: И вот мы с вами так легко выполнили первое задание волшебницы. Молодцы! Какое первое желание Жени исполнилось?
Дети: … (Она вернулась домой с баранками).
(слайд 10)
Воспитатель: Предлагаю сорвать второй красный лепесток и помочь Жене, чтобы исполнилось ее второе желание.
(звучит мелодия)
Воспитатель: Что случилось с девочкой дома?
Дети: … (Она разбила любимую вазу мамы).
(слайд 11)
Воспитатель: Какое было второе желание?
Дети: … (Чтобы разбитая вазочка сделалась целой).
Воспитатель: Для того чтобы мы помогли Жене вам необходимо ответить на вопрос. С помощью, какой части нашего тела мы можем что – либо починить?
Дети: … (с помощью рук)
Воспитатель: А что бы руки работали хорошо – необходимо выполнить пальчиковую гимнастику.
(Дети выполняют)
Пальчиковая гимнастика
Скоро в школу мы пойдём,
И портфель с собой возьмём.
Ручку, книжку, карандаш
Мы в портфель положим наш.
Будем мы писать, читать,
И учиться все на пять.
Воспитатель: Что изображено на мольберте?
Дети: … (Разбитая ваза).
Воспитатель: С помощью предложенных вам в красных конвертах букв, выложите на столе слово ВАЗА. (каждый ребенок открывает свой конверт и выкладывает слово)
Воспитатель (спрашивает у любого ребенка) :
- Сколько звуков в этом слове?
- Сколько гласных, согласных?
- Назовите первый, второй, третий, четвертый звуки.
- Назовите гласные (согласные) буквы.
- Найдите ударный гласный звук в слове.
- Разделите слово на слоги. (Ответы детей)
Воспитатель: Вот и второе желание Жени мы с вами исполнили, вазочка целая.
(воспитатель соединяет отдельные части «вазы» в одно целое)
Воспитатель: Помните, Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе. Давайте Жене поможем осуществить ее желание и сегодня.
Воспитатель: Отрываем третий синий лепесток (звучит мелодия)
и то же отправляемся на Северный полюс. Переносимся на полюс?
Дети: …
(слайд 12)
(аудиозапись «Метель»).
Воспитатель: Подойдем к заснеженным полям Северного полюса (Столы, накрытые белой скатертью, они покрыты белыми льдинами, на которых написаны разные слоги. Вам необходимо взять любую льдинку, прочитать слог, написанный на ней и найти себе пару (другого ребёнка с льдинкой) так, чтобы ваши два слога превратились в одно слово, связанное с Северным полюсом. (мед-ведь, хо-лод, по-люс, мо-роз, сне-га, льди-ны, пинг-вины, ле-до-кол, гло-бус). (Дети выполняют задание под спокойную музыку).
Воспитатель: Какое слово у вас получилось (обращается поочерёдно к каждой паре ребят, прочитайте его? Какой первый слог, а второй?
Воспитатель: Девочка попала на северный полюс. А какое четвертое желание было у Жени?
Дети: … (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ей стало холодно, и она захотела вернуться назад.
(звучит мелодия)
Итак, отрываем четвёртый зелёный лепесток, выполним задание волшебницы и то же вернёмся назад. (Отрывает.)
Предлагаю вернуться за столы, чтобы всем было видно задание на мольберте.
(дети рассаживаются)
Воспитатель: Подумайте, придумайте и назовите слово определённой звуковой структуры, которая изображена на данной схеме, посмотрите на экран…
- синий – красный – синий – красный;
- синий – синий – красный – синий;
- зелёный – красный – синий – красный.
Воспитатель: Выполнили четвёртое задание, и мы тоже вернулись с вами в город Звукинс с Северного полюса. Замерзли и нам просто необходимо согреться. Как вы считаете, делать зарядку удобнее стоя или сидя?
Дети: …
Воспитатель: Давайте встанем рядом со своим столом, стульчики задвинем под стол.
Физкультминутка «Повтори» :
(изобразить букву, изображение которой демонстрирует воспитатель)
Воспитатель: Далее Женя пожелала, чтобы у нее были все игрушки мира. Помните?
Дети: …
Воспитатель: Оранжевый лепесток в этом ей поможет.
(звучит мелодия)
Внимание, в «Магазине игрушек» беспорядок, игрушки разбросаны.
(слайд 13)
На столе у детей (один на двоих) лежит оранжевый конверт со схемами слогового состава слов, прикреплённых к «звуковой» доске и картинки.
Воспитатель: Вам предлагается один конверт на двоих. Необходимо на первую верхнюю полку-витрину поставить картинки, на которых нарисованы игрушки, название которых состоит из двух частей (слогов, а на нижнюю полку вам следует поставить игрушки, которые состоят из трех слогов.
Дети выполняют.
Воспитатель проверяет, одобряет или поправляет (кук-ла, мя-чик, ку-би-ки, ма-шин-ка)
Воспитатель: У Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. (слайд 14)
Воспитатель: И она захотела, чтобы игрушки вернулись в магазин. Она сорвала фиолетовый лепесток. И я его сейчас сорву. (срывает).
(звучит мелодия)
Воспитатель: Волшебница вам предлагается составить предложение по картинке. При этом необходимо опираться на схему, предложенную под картинкой.
(слайд 15, 16, 17)
(дети выполняют задание).
Назови своё предложение. Сколько слов в твоём предложении? Какое первое (второе, третье) слово? (дети отвечают)
Воспитатель: Волшебница так же пожелала, чтобы вы помогли Жене разобраться с непонятной фразой и словами. Справимся?
Дети: …
Воспитатель: В таком случае, посмотрите, ребята на экран и составьте правильное предложение из предложенных вам букв и слов.
(слайд 18)
- Пойдём, школу, скоро, мы, в.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?
(слайд 19)
Дети: …
Воспитатель: Молодцы, ребята вы выполнили и это задание. Вдруг Женя увидела этого мальчика.
(слайд 20)
Воспитатель: Он был болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний голубой лепесток: и что – сказала…
(звучит мелодия)
Дети: Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Воспитатель: Вам предстоит расшифровать слово по первым буквам в названии предметов, нарисованных в окошках и вы узнаете, что сказал мальчик Витя Жене, когда исполнилось седьмое её желание. (дети выполняют задание).
(слайд 21)
Воспитатель: Уважаемые гости, обратите и вы внимание на экран, на котором это задание и про себя угадайте зашифрованное слово.
Воспитатель: Дети, какое слово у вас получилось?
Дети: … (Спасибо)
Воспитатель: А у взрослых? (ответы) Правильно! «Спасибо!» - сказал Витя, когда исполнилось седьмое желание Жени.
(слайд 22)
Воспитатель: И я хочу сказать всем вам, ребята, и вам, уважаемые гости – педагоги, большое спасибо!
СПАСИБО ВСЕМ!
Ребята, вот так быстро мы с вами закончили наше путешествие по городу Звукинску. Помогли девочке Жене, выполняя задания Волшебницы.
(Звучит музыка)
Воспитатель: Вернулись мы с вами в наш любимый город Киров.
РЕФЛЕКСИВНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ЭТАП
Воспитатель: Хочу сказать, что вы – большие молодцы сегодня! И спрошу вас – вы справились со всеми заданиями волшебницы? Помогли Жене сегодня?
Дети: …
Воспитатель: Предлагаю сейчас подойти к доске - выбора. Возьмите смайлик: улыбающийся смайлик обозначает, что вы справились и вам все понравилось, а грустный обозначат то, что вам было сегодня грустно и неинтересно.
(Выбор детей. Воспитатель спрашивает детей о выборе)
Воспитатель: Предлагаю сейчас встать в большой, дружный круг (звучит аудиозапись «Релаксация»). Скажите, какое желание Жени было самое доброе и полезное? (ответы детей). Протяните руки вперёд и соедините их в центре круга. Закройте глаза, тихо постойте и почувствуйте себя волшебником. А какое доброе и полезное желание загадали ли бы вы? (ответы детей). Никогда не забывайте, что каждый может стать волшебником. И не на одну минуточку, а на всю жизнь, если дела его будут весёлыми, добрыми. Мне сейчас тоже захотелось стать волшебницей и подарить всем – всем подарочки… (раздает)
Спасибо всем!