Лимич Светлана Александровна
Конспект итогового НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на корабле»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания по развитию речи, полученные в течение года.
Программные задачи:
Образовательные:
-упражнять в выделении звука в начале слова, соотнесении звука и буквы;
-закреплять знания о гласных и согласных звуках; мягких, твёрдых, звонких, глухих согласных.
-упражнять в различении твёрдых и мягких согласных,
- закреплять умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
-закреплять умение делать звуковой анализ слова; делить слова на слоги;
Публикация «Конспект итогового НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы „Путешествие на корабле“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-совершенствовать умения детей в составлении предложений по схеме, называть первое, второе, последнее слово в предложении ;
-продолжать знакомить детей с родственными словами. Учить подбирать слова-родственники к слову «рыба»;
-формировать навык словообразования прилагательных от существительных.
Развивающие : развивать речь, мышление, память и внимание;
-закреплять у детей знания, полученные ранее.
Воспитательные: воспитывать умение слушать воспитателя, сверстников;
-воспитывать стремление к знаниям, усидчивость;
-доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, беседы о водном транспорте, об обитателях рек, морей, океанов,, индивидуальные занятия.
Методы и приё мы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, пояснение, уточнение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
Магнитная доска, мяч, буквы, рыбы, синее и зелёное ведро из бумаги.
Раздаточный материал: листы с заданиями, карандаши на каждого ребёнка.
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.
Орг. момент.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: – Здравствуйте.
Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: – Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. Хором:
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать
Ход занятия:
Воспитатель_ Ребята, я предлагаю нам с вами сегодня совершить путешествие. А вот на чем мы с вами в него отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль-
По волнам плывет… (Корабль)
Воспитатель_ Правильно, это корабль. Вот он. Но сначала нам надо получить пропуск на корабль. Скажите свое имя, назовите первый звук своего имени и занимайте место, на котором написана соответствующая буква.
Воспитатель_ Ребята, скажите, чем звуки отличаются от букв?
(Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)
Воспитатель Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Воспитатель Какие бывают согласные звуки? (твёрдыми и мягкими, звонкими и глухим)
Воспитатель _ Итак! Все на своих местах. Давайте прочитаем название нашего корабля.
Что такое! Все таблички с названием сорвал сильный ветер, и их унесло волной. Но мы не будем отчаиваться. Отправимся в путешествие, найдём все таблички и вернём название нашему кораблю.
Преобразование существительного в прилагательное.
Воспитатель Давайте поиграем в игру «Превращение». Мы будем превращать слова-предметы в слова-признаки. Я кидаю мяч и называю слово, а вы возвращаете мяч обратно и это слово превращаете в описание.
Какими качествами должны обладать моряки?
Доброта - значит моряк, какой? … (добрый)
Ум - … (умный)
Справедливость – … (справедливый)
Смелость – … (смелый)
Отвага - … (отважный)
Ответственность - … (ответственный)
Решительность - … (решительность)
Сила - … (сильный)
Выносливость - … (выносливый)
Воспитатель _ За выполненное задание мы получаем первую букву. Назовём её.(У) Давайте ее прикрепим на борт корабля.
_Чтобы набраться сил, проведём разминку! Повторяем движения:
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу —
Влево, вправо, за корму.
Упражнение в образовании однокоренных слов.
Воспитатель _Что вы видите? За бортом плавают рыбы…
Кто это? - …Рыба
Если рыб много, мы скажем … рыбы
Как рыбу назовем ласково? - …рыбка
Маленькая рыбка называется - … рыбешка
Большую рыбу назовем … рыбища, рыбина
Суп из рыбы какой? - …рыбный
Жир рыбы, чей? - … рыбий
Поселок, где живут рыбаки - … рыбацкий
Рыбу ловит - … рыболов
Ловят рыбу - … рыбаки
Мальчик, который ловит рыбу - … рыбачек
Девочка, которая ловит рыбу - … рыбачка
Крючок для ловли рыбы, какой? - … рыболовный
Определение согласного твердого и согласного мягкого звука.
Воспитатель _ Давайте и мы попробуем половить рыбу. Я даже ведра приготовила для улова. Вот синее и зелёное ведро. Рыб, в названии которых первый звук согласный, мягкий, кладём в зелёное ведро, а рыб в названии которых первый звук – согласный, твёрдый, кладём в синее.
Воспитатель Вы справились с этим заданием и рыбки нам дают вторую букву. Назовём её. (Д) Давайте прикрепим ее на борт корабля.
Звуко-буквенный анализ слова.
Воспитатель _ Смотрите, ребята. Появились очень большие волны. Чтобы справиться с ними и плыть дальше, нам нужно выполнить задание:
Воспитатель _ Давайте произнесём слово. Сколько в нём слогов? Назовите первый звук. Какой он (согласный, твёрдый) Каким цветом обозначим его в схеме (синим)
_ Назовём второй звук. Какой он (гласный).Каким цветом обозначим его в схеме (красным)
_ Назовите третий звук. Какой он (согласный, твёрдый) Обозначим его в схеме.
_Назовите четвёртый звук. Какой он (согласный, твёрдый) Обозначим его в схеме.
_ Назовём последний звук. Какой он (гласный).Обозначим его в схеме.
_ Напишите слово. Сколько в нём букв? Сколько в нём звуков? Сколько гласных звуков, сколько согласных?
Воспитатель _ Смотрите, ребята! Волны дают нам следующую букву. Назовём её. (А) Давайте ее прикрепим на борт корабля.
_ Волны стали меньше. Мы можем отправляться дальше, но сначала сделаем физминутку.
Физминутка
К морю быстро мы спустились, (Легкий бег по кругу друг за другом)
Наклонились и умылись. (Наклон вниз, имитация умывания)
Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс, (Руки вперед, круговые движения руками в стороны)
Одной, другой - это кроль. (Круговые движения руками поочередно)
Все как один плывём как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (Ходьба друг за другом)
И отправились домой.
Воспитатель _ Отправляемся дальше. Нас ждут новые задания
Составление предложений и схем предложений.
Воспитатель _ Впереди остров. Нас встречает мальчик. Он просит, чтобы мы рассказали о нём.
Воспитатель _ Как называется изображение под картинкой? (это схема предложения)
-Почему вначале стоит уголок? (все предложения начинаются с большой буквы)
-Какой знак стоит в конце предложения? (точка)
-Какой ещё знак может стоять в конце предложения? (вопросительный знак, восклицательный знак)
-Сколько слов в этом предложении (три).
-Составьте предложение по картинке, используя схему.
МАЛЬЧИК ЛОВИТ РЫБУ.
-Какое первое слово, какое последнее?
-_ Давайте назовём мальчика (Петя). Составим предложение, зная, как зовут мальчика.
МАЛЬЧИК ПЕТЯ ЛОВИТ РЫБУ. Запишите схему этого предложения.
Сколько слов в этом предложении?
Воспитатель _ Чем мальчик Петя ловит рыбу? (удочкой). Составьте предложение.
МАЛЬЧИК ПЕТЯ ЛОВИТ РЫБУ УДОЧКОЙ. Запишите схему этого предложения.
-Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово в этом предложении? Какое последнее слово?
-Мальчику Пете очень понравилось, как вы рассказали о нём, и он даёт вам следующую букву. Назовём её (Ч). Давайте ее прикрепим на борт корабля.
Формирование и развитие навыков письма и чтения.
Воспитатель _ Подул сильный ветер! Смотрите, он нам принес записку с новым заданием:
(Дети зачёркивают неправильно написанные буквы).
Воспитатель Молодцы! Ветер дает нам букву. Назовите её. (А? Прикрепляем ее на борт.
_ Мы с вами нашли все таблички с буквами. Как называется наш корабль? ( Дети читают: УДАЧА)
_ Молодцы. Отправляемся домой.
Итог занятия :
Воспитатель _ Ребята, мы с вами совершили интересное и увлекательное путешествие.
_ Вам понравилось?
_ Давайте вспомним, кого мы встретили?
_ Какие задания выполняли? Что было самым интересным? Что было сложным?