Елена Сазонова
«Загадочный народ». Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе по теме «Народы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России
Задачи: формировать у детей уважительное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей, развивать коммуникативные навыки, познакомить с некоторыми особенностями культурных традиций разных народов, вызвать интерес и желание изучать культуру цыганского народа.
Материалы и оборудование: красивая коробка, кукла – цыганка, письмо, написанное на цыганском языке, альбом «Национальная одежда разных народов», карточки из серии «Национальная одежда народов России», иллюстрации с изображением национальных блюд, народных промыслов,книга «Народы России» из серии «Моя Россия» Москва, «РОСМЭН»,2015, куклы из журнальной серии «Куклы в народных костюмах» от издательства Де Агостини, ноутбук.
Публикация «„Загадочный народ“, Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе по теме „Народы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предварительная работа: рассматривание книги «Народы России», беседа «Как жили люди на Руси», изучение жизни людей на Севере, чтение сказок народов России, помощь родителей- приготовление национальных блюд.
[Ход ООД
Воспитатель: Ребята! Давайте встанем в круг и выполним шуточную физкультминутку «В нашей группе все друзья»
В нашей группе все друзья - берёмся за руки
Я, ты, он, она.
Обними соседа слева, - выполняем движения
Обними соседа справа. в соответствии с текстом
Погладь соседа слева. ,
Погладь соседа справа.
Пощипай соседа слева,
Пощипай соседа справа.
Улыбнись соседу слева,
Улыбнись соседу справа.
Все мы дружная семья- - беремся за руки
Я, ты, он,она.
Сюрпризный момент: на ковре стоит коробка.
Воспитатель: Ребята! Нам принесли посылку. Давайте откроем и посмотрим что в ней.
-Смотрите! Здесь лежит кукла и письмо. Кто хочет его прочитать? (Дети,умеющие читать пытаются прочитать письмо и не могут)
- Да. ребята, письмо какое-то странное: оно написано не на русском языке. Я изучала в школе немецкий язык и немного знаю английский, но письмо написано на каком-то другом языке. Давайте посмотрим на куклу получше. Как она одета? (Ответы детей).
-Кажется я догадалась. Кукла одета в национальную одежду, но это не русская одежда. Мы с вами знакомились с русской национальной одеждой, давайте ещё раз рассмотрим какую одежду носили женщины и мужчины на Руси. (Рассматриваем. Дети называют части одежды)
Наверное, кукла прибыли к нам от народа, который носит такую одежду как на кукле. И письмо написано на языке этого народа. Чтобы прочитать письмо, мы должны узнать что это за народ.
Народ - слово многозначное. Народом называют людей живущих в одной стране, говорящих на одном языке, имеющих общие обычаи и похожие занятия. Мы все - российский народ, россияне. Самый многочисленный народ в России - русские. На севере нашей страны живут ненцы, чукчи, буряты, якуты, на юге - армяне, осетины, чеченцы, в средней полосе- татары, башкиры, чуваши. У каждого народа есть свой родной язык, но общий язык для всех народов России - русский. Потому что русский – это государственный язык. На нем обучают детей в школе, на нём издаются законы России, на нём говорят на всей территории нашей страны. Каждый народ имеет свою культуру, историю, традиции.
-А что такое народные традиции? (Ответы детей.)
Народные традиции – это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные обряды. У каждого народа есть праздники, связанные со сменой времен года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
-Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей)
- Совсем недавно мы отмечали Масленицу. Давайте вспомним как мы играли на этом празднике.
Игра «Валенок»
-А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Главный национальный праздник у якут –Ысыах. Проводится он весной или в начале лета. У осетин существует такой обычай- на столе обязательно должно быть три пирога. Они символизируют Бога, солнце и землю.
В нашей группе большинство детей русские. Арсен – армянин, Милана –ингушка.
Сейчас они расскажут нам о некоторых традициях и обычаях своих народов (Рассказы детей)
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ вносит свой вклад в культуру и историю нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
- Я предлагаю отправиться в путешествие по нашей стране. Мы возьмём с собой куклу и будем сравнивать её одежду с одеждой разных народов. Так мы и узнаем кто прислал нам куклу и письмо. Давайте отправимся на север нашей страны. Как вы думаете, на чем мы можем туда поехать? (Ответы детей). Наверное, лучше выбрать тот вид транспорта, на котором ездят на севере. Мы поедем на санях - нартах, запряженных оленями. (Импровизация)
. Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи, ханты, ненцы. Давайте рассмотрим их одежду. Она очень тёплая, ведь на севере так холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, украшена мехом и вышивкой. Похожа одежда куклы на одежду северных народов? (Ответы детей) Значит, кукла прибыла к нам не с севера.
Ну что ж, продолжим наше путешествие по родной стране. Дальше мы отправимся с вами в среднюю полосу России. Здесь живут татары, башкиры, калмыки. Поедем мы на лошадях, ведь это главное средство передвижения этих народов. (Импровизация)
Давайте сравним одежду куклы с одеждой народов средней полосы нашей страны. Как одеты женщины? А мужчины? (Ответы детей) А какой красивый мордовский национальный костюм!. Каждый народ стремился сделать свой наряд самым красивым, ведь такую одежду раньше надевали только по праздникам.
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
-Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Ответы детей)
На севере нашей страны люди издавна занимаются резьбой по кости, шитьём одежды из меха., на юге России осетины, ингуши делают красивую посуду из глины, ковры, кинжалы, мордовские женщины любят вышивать бисером, вязать. (Показ)
У каждого народа есть свои любимые национальные блюда. Любимым национальным блюдом русского народа являются блины, пироги, каша. Недаром в пословице говориться «Щи да каша - пища наша». У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей - халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. (Показ иллюстраций).
Арсен и Милана вместе со своими родителями приготовили свои национальные блюда. Сейчас они расскажут, как называются эти блюда, из чего их готовят и какие традиции связаны с этими угощениями. (Рассказы детей)
Ксюша помогала маме печь блины. Сейчас она расскажет, о традициях русского народа, связанных с блинами. (Рассказы детей)
А я попробовала приготовить татарское блюдо чак-чак. После занятия мы попробуем все эти угощения.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку. Сказки разных народов похожи одна на другую.
-Как вы думаете, чем? (Ответы детей)
Да, в них всегда добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают жадность, зло, глупость.
-Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
Сказки всех народов России очень добрые, учат настоящей дружбе. Поэтому народы России дружат между собой, всегда приходят друг другу на помощь, уважают обычаи соседей. Наша страна сильна дружбой народов, её населяющих.
Теперь мы отправимся с вами на юг нашей страны. Здесь живут осетины, ингуши, армяне. Давайте сравним одежду нашей кукла с одеждой этих народов.
-Что же делать, ребята? Мы не нашли одежду похожую на одежду нашей куклы. (Ответы детей)
- Помните, мы с вами рассматривали альбом «Национальная одежда разных народов»? Давайте попробуем найти там одежду нашей куклы. (Дети находят похожую одежду).
- Оказывается наша кукла – цыганка! Почему же мы не смогли найти цыганский народ ни на севере, ни на юге, ни в средней полосе нашей страны? Потому что цыгане – вольный народ, у них нет определённой территории. Они не живут постоянно на одном месте, а переезжают с одной территории на другую, можно сказать-путешествуют или «кочуют».
Цыгане – один из самых, пожалуй, непонятных народов на нашей планете. По всему миру ходят слухи, что когда цыгане приходят в город, они воруют все, что попадается им на глаза, в том числе детей.
Существует также много мифов о хитрых и загадочных цыганках-гадалках и цыганских таборах. Цыгане остаются одной из самых интересных народных групп в истории.
Теперь мы сможем прочесть письмо. Воспользуемся специальной компьютерной программой –переводчиком. (Переводим текст письма).
«Доброго вам дня! Мы – цыгане, тоже живем в России и хотим, чтобы вы познакомились с нашей культурой и традициями. Цыгане –хороший народ! Мы дарим эту куклу в цыганской одежде как символ нашего знакомства»
- Ребята! Я недавно узнала, что 8 апреля- Международный день цыган. Давайте попробуем к этому дню собрать как можно больше информации о культуре и традициях цыганского народа. Ведь вам, наверное, интересно узнать действительно ли цыгане воруют детей? И могут ли цыганки предсказать будущее? А откуда мы можем всё это узнать? (ответы детей).
-Да, правильно: из интернета, из книг, фильмов. А ещё ведь мы можем спросить самих цыган. В нашем селе они живут, и цыганские дети ходят в школу. А в нашу группу ходит девочка –Настя, в роду у которой есть цыгане. Настя может попросить своих бабушек рассказать о жизни цыган что-то интересное.
Из истории народов, даже самых маленьких, складывается общая история нашей большой страны. Люди разных народов возводили города и сёла, строили фабрики и заводы, не раз защищали нашу Родину от врагов. Нам есть за что уважать и ценить друг друга. Вот почему так важно знать и уважать историю и культуру каждого народа.