Елена Лебедева
Конспект исследовательской деятельности «Орган вкуса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект исследовательской деятельности «Орган вкуса»
(в рамках проекта "Наши удивительные 5 чувств")
Задачи
Образовательные:
- формировать представления детей об элементарном строении, функциях языка
- учить детей работать по схемам,
- упражнять детей в экспериментировании, умении делать выводы.
- умение работать в парах и подгруппах
Развивающие:
- развивать познавательный интерес,
- развивать логическое мышление,
- развивать речь
Публикация «Конспект исследовательской деятельности „Орган вкуса“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Воспитывающие:
- Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные
- Воспитывать умение работать в парах, подгруппах
- Воспитывать толерантное отношение к физическим различиям между людьми, бережно относиться как к своим органам чувств, так и к органам чувств окружающих
Оборудование:
Пробирки со сладкой (раствор сахарозы, кислой (лимонный сок, соленой (раствор поваренной соли) и горькой (сок грейпфрута) жидкостью, ватные палочки, сахар, набор для экспериментирования, дневники исследователей
Ход исследовательской деятельности
Воспитатель: добрый день, уважаемые лаборанты. Мы продолжаем работу нашей лаборатории по исследованию органов чувств. Сегодня понаблюдать за нашими исследованиями пришли учёные из других лабораторий, давайте их поприветствуем. Предлагаю рассказать нашим гостям, с какими органами чувств мы уже познакомились. (ответы детей)
Слайд № 1 Воспитатель: прежде чем мы продолжим наши исследования, давайте вспомним правила работы в лаборатории. (ответы детей)
Воспитатель: отлично. Можно приступать.
Эксперимент №1
Воспитатель: обратите внимание на стол. Перед вами 4 пробирки, но баночки не пустые. В них что-то находится. Можете ли вы, используя только глаза, определить, что находится в пробирках? (ответы детей)
Воспитатель: а если использовать нос?
Дети определяют наличие запаха. Высказывают предположения (в баночке №1 - … и т. д.)
Воспитатель: вы очень хорошо справились с этим заданием. Но скажите, удалось ли вам окончательно определить, что находиться в пробирках? (ответы детей)
Воспитатель: как видите, при помощи только зрения и обоняния нам не удалось полностью выполнить эту задачей. Что же ещё можно сделать? (дети высказывают предположения)
Воспитатель: совершенно верно. Нам на помощь приходит ещё один орган чувств – орган вкуса, который представлен языком. (слайд № 2) Давайте познакомимся с его строением. Внимание на экран. Слайд № 3. Язык – это мышца. Причём одна из самых сильных мышц в нашем организме. Язык имеет корень (часть, которой он крепится). Кстати, язык – это единственная мышца в нашем организме, которая прикрепляется только одним концом, а второй конец свободный. Далее идёт тело языка и кончик. У языка очень интересная поверхность. Предлагаю вам взять в руки зеркала и рассмотреть свой язык. Поверхность языка покрыта вкусовыми сосочками. Слайд № 4. Именно они помогают языку определять вкус.
А теперь я предлагаю вам попробовать на вкус и определить, что находится в баночках.
Воспитатель: предлагаю Ане выйти и отметить на доске результаты первого эксперимента. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)
Воспитатель: сладкий, горький, солёный, кислый - это 4 основных вкуса. А знаете ли вы, что каждый вкусовой сосочек может определить только один вкус. Сосочки, которые определяют одинаковые вкусы, располагаются рядом друг с другом и занимают на языке определённое место. А это значит, что разные части языка могут воспринимать только определённый вкус. И вот ваша с задача: определить, где на языке расположены зоны, отвечающие за восприятие сладкого, солёного и кислого вкусов. Мы с вами сейчас проведём эксперимент, результаты которого занесём в наш исследовательский дневник. Но для этого вам необходимо разделиться на пары. Сначала один будет испытатель, а второй – испытуемый, а потом поменяетесь.
Эксперимент № 2.
Воспитатель: испытатели, возьмите ватную палочку, обмакните её в баночку № 1 (кислый) и приложите её к кончику языка испытуемого (слайд № 5) … а теперь к боковой части (ближе к корню). Испытуемые, где вы почувствовали вкус? Палочку выбросили.
Воспитатель: а теперь поменялись ролями. Испытатели обмакивают палочку в баночку № 2 (сладкий) и прикладывают её к центру языка испытуемого (слайд № 6) … а теперь к кончику. Испытуемые, где вы почувствовали вкус? Выбрасываем палочку.
Воспитатель: снова поменялись. Обмакните палочку в баночку № 3 (солёный) и приложите её к центру языка испытуемого (слайд № 7) … а теперь к боковой части, ближе к кончику. Где вы почувствовали вкус?
Воспитатель: зафиксируем результаты в дневнике. Слайд № 8. Предлагаю Вере выти к доске и отметить результаты второго эксперимента. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)
Воспитатель: а теперь в нашей лаборатории небольшой технический перерыв.
Физкультминутка
Мы ногами топ – топ, Повернись вокруг себя.
Мы руками хлоп – хлоп! Раз – присели, два – привстали.
Мы глазами миг – миг, Руки к верху все подняли.
Мы плечами чик – чик. Раз – два, раз – два,
Раз – сюда, два – туда, Заниматься нам пора!
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам провести ещё один эксперимент
Эксперимент № 3.
Воспитатель: возьмите платочки и досуха вытрите язык. Язык не прячем во рту. Теперь я каждому положу на язык несколько кристалликов. Чувствуете вкус? (дети отвечают кивком головы)
Воспитатель: спрятали язычки. А теперь почувствовали? (Вкус усилился или стал слабее) (ответы детей)
Воспитатель: а почему это произошло? (дети высказывают предположения) Предлагаю Лере выйти к доске и отметить результаты. (ребёнок выходит к доске, на которой прикреплена увеличенная страничка из исследовательского дневника и фиксирует результаты опыта. Остальные делают тоже самое в своих дневничках)
Воспитатель: а что же такое слюна? слайд № 9. В основном слюна состоит из воды. Но также в ней, хоть и в небольшом количестве присутствуют вещества, которые помогают переваривать пищу, а также вещества, которые убивают микробов, попадающих в наш рот. Откуда же берётся слюна? Дело в том, что у языка есть помощники – это слюнные железы. Именно они вырабатывают слюну. Давайте посмотрим, где они расположены.
Слайд № 10. У нас, помимо большого количества маленьких, 6 крупных слюнных желё з: 2 подъязычные, 2 подчелюстные и 2 околоушные. Слюна, которая в них образуется, попадают к нам в рот. И напоследок предлагаю вам приготовить напитки. Вам предстоит разделиться на 2 подгруппы. Каждой подгруппе я даю схему, в соответствии с которой вы будете готовить. Потом представитель другой подгруппы попробует и попытается определить, что за напиток вы приготовили и какой вкус он имеет. (Дети работают со схемами. (музыка) Ребёнок из другой подгруппы определяет вкус.)
Воспитатель: предлагаю Глебу выйти к нашему дневничку и подвести итог (с каким органом познакомились, что о нём узнали). Уважаемые лаборанты, какое исследование было для вас самым сложным? Ответы детей.
Воспитатель: а какое - простым? Ответы детей
Воспитатель: всем лаборантам спасибо вам за работу. Уважаемые учёные, спасибо за внимание. До новых встреч.