Ирина Мухамадеева
Конспект интегрированного занятия «Любимый край люби и знай» (подготовительная к школе группа)
Цель: Приобщать детей к национальной культуре якутского народа. Знать его обычаи, обряды, традиции, прививать интерес к его труду, языку, жизни. Развивать художественный вкус и творчество.
Оборудование:
Аудиокассеты, слайды, экспозиция прикладного искусства, коврики, салама (верёвка, бисер.
Ход занятия:
Звучит якутская народная музыка в зал входят дети, в руках держат верёвку (салама) обходят круг и встают.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Любимый край люби и знай“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Педагог: Дороболорун. Здравствуйте ребята! Уважаемые взрослые. В руке каждый из вас держит верёвку по якутски она называется «Салама» Пусть каждый из вас почувствует тепло, добро, которое исходит друг от друга. Сегодня наше занятие будет посвящено родному краю, где мы с вами родились и живём. Ребята скажите мне как называется республика в которой мы живём? Как называется город, в котором мы живём? Ответы детей
Ребята скажите, мне, чем славится наша республика? Она богата полезными ископаемыми, природными богатствами, славится ювелирными украшениями, мехами, народными умельцами. Вот посмотрите ребята, какие красивые вещи нас окружают.
Кто знает, как они называются? «Чорон» его делают из дерева, домашняя утварь. «Туеса» они сделаны из бересты. «Хомус» сделан из металла это муз народный инструмент. Из меха мастерицы шьют рукавички, унты, коврики, шапки. А чтобы украсить все эти изделия якутские купцы с разных стран привозили стеклянный бисер и распространяли по всей якутской земле. В длинные зимние вечера, под свет камелька, девушки, женщины закончив домашние дела, садились за шитьё, вышивание нарядов. На сколько много узоров на своей одежде, то эта девушка считалась из богатой состоятельной семьи. Вот посмотрите, какие узоры вышивали мастерицы. (Показ вышивки) название орнаментов. И вот сидя за работой, они мечтали, когда же наступит тепло, закончится долгая зима и наступит праздник. Ребята, кто знает, как он называется? (Ысыах) -праздник лета. (показ слайдов)
Педагог: Издавна у якутов, предки которых вели кочевой образ жизни, существовало поклонение коню, ведь он помощник в хозяйстве, из кобыльего молока делают кумыс - это напиток, он очень вкусный и полезный для здоровья. На праздник «Ысыах» коня приводят в праздничном убранстве. Главная часть этого наряда - Чепрак вот посмотрите. В центре чепрака находится главный элемент узора «лировидный» он похож на хомус. Я предлагаю послушать, как звучит Хомус.
Звучание Хомуса
Педагог: Ребята, а давайте мы с вами представим, что превратились в лошадок, скачет лошадка по чистому полю, обгоняя ветер, слышится топот копыт.
Под музыку дети имитируют движения лошадки.
Педагог: Молодцы ребята, хорошо вы изобразили скач лошадки. А сейчас я хочу предложить двум девочкам побыть мастерицами, сделать украшения для коня. Здесь приготовлены «Чепраки» надо будет выложить узоры и назвать их. Якутские мастерицы когда украшают свои изделия, то всегда поют.
Песня на якутском языке.
Разучивание куплета и припева песни.
Рассматривание узоров. Название орнамента.
Педагог: Наряды для коней готовы, теперь можно отправляться на праздник.
Звучит музыка «Осуохай» (дети водят хоровод)
Педагог: На празднике всегда проходят состязания, кто самый быстрый, ловкий, сильный.
Перетягивание палки
Вытолкни из круга
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие, давайте возьмём в руки «Саламу» и пусть опять каждый из вас почувствует тепло, добро которое исходит друг от друга.
Угощение.
Под якутскую музыку дети выходят из зала.